Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2124/2021 ~ М-1996/2021 от 09.11.2021

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

г. Самара                                             2 декабря 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания    Добиной Д.Д.,

с участием представителя административного истца Вяльцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2124/2021 по административному исковому заявлению Розова Льва Романовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Розов Л.Р. (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного на территории Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 11 229 826 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , находящегося в здании с кадастровым номером , которое расположено на вышеуказанном земельном участке. Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, существенно превысила размер его действительной рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, чем затрагиваются права и законные интересы административного истца, как плательщика арендных платежей, исчисляемых из кадастровой стоимости участка.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

          Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица: Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация городского округа Тольятти Самарской области, Черкасова Е.А., Кучерян Д.А., Курбанова Р.И., Савельева И.В., Курбанов И.Д., Черкасский Е.И., Карелина Л.П., Гогунова С.А., Ример Е.В., АО «АС-Инвест», ООО «Грин-С», ООО «ИНЭН», ООО «Антрем», ООО фирма «ТоПР», ООО «ДОС» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменном отзыве Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки» оставляет разрешение требований на усмотрение суда.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 5 100 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для дальнейшей эксплуатации магазина с подземным гаражом», расположенном по адресу ориентира: <адрес>, о чем представлена выписка из ЕГРН от 16.07.2021.

Розов Л.Р. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером в здании с кадастровым номером , расположенном на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14.10.2021 и в соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК РФ, имеет преимущественное право выкупа земельного участка по рыночной стоимости, пропорционально площади нежилого помещения.

Кроме того, в отношении спорного земельного участка мэрией г. Тольятти заключен договор аренды от 25.01.2017 г., по условиям которого (п. 2.1) расчет арендных платежей производится с учетом кадастровой стоимости участка.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области», кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 18 687 879 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта от 19.07.2021.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также лица, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, и иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ), (ст. 39.20 ЗК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 2, п. 2, 2-2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

        Поскольку арендная плата, как и выкупная цена спорного земельного участка, рассчитываются из его кадастровой стоимости, административный истец заинтересован в установлении действительной рыночной стоимости земельного участка.

        В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

        В обоснование заявленных требований Розовым Л.Р. представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 2021.08-38 от 08.10.2021, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1.

Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого, определенная сравнительным подходом по состоянию на 01.01.2020, составила 11 229 826, 00 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного федерального закона оценка выполнена по состоянию на 01 января 2020 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован. Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и оптимальный период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.

В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка земельных участков. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в дщанных источниках объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

         С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

         Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 09.11.2021, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Розова Льва Романовича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 5 100 кв.м, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 11 229 826, 00 рублей.

Датой обращения Розова Л.Р. с заявлением в суд считать 09.11.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                    О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.12.2021.

3а-2124/2021 ~ М-1996/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Розов Л.Р.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
АО "АС-Инвест"
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Гогунова Светлана Александровна
ГБУ СО "ЦКО"
Ример Е.В.
Курбанов И.Д.
Кучерян Д.А.
ООО "Антрем"
Черкасова Е.А.
ООО "ДОС"
Черкасский Е.И.
ООО фирма "ТоПР"
ООО "Грин-С"
Карелина Л.П.
Курбанова Р.И.
Савельева И.В.
ООО "ИНЭН"
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее