УИД: 54RS0№-42
Дело №
Поступило в суд 09.06.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению, с учетом уточненных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Коченевском районе) к МУП «ЖКХ-Коченево» и администрации р.п. Коченево о понуждении исполнения требований санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области обратилось в суд с вышепоименованными исковыми требованиями.
В обоснование требований указывает, что в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, (приложение 14), должностные лица Управления осуществляют з установленном законом порядке проверку деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно п.2.1 Устава МУП «ЖКХ - Коченево» целью деятельности предприятия является решение социальных задач, удовлетворение потребностей населения и прочих потребителей жилищными коммунальными услугами, осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли.
Учредителем Согласно п. 1.2. Устава МУП «ЖКХ - Коченево» является муниципальное образование р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области. Правомочия собственника имущества и учредителя Предприятия осуществляет администрация муниципального образования р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области.
Предприятие находится в ведомственном подчинении администрации муниципального образования р.п. Коченево Коченевского района Новосибирской области.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 1.2.3685-21 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Государственная защита прав на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, ст. 42, ст. 45).
Данные положения Конституции РФ развиваются в ст.ст.1, 8 Федерального закона №52- ФЗ, согласно которым граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под благоприятной средой обитания следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как юго из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросом местного значения муниципального района является составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального она, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
Согласно п. 1.1 ч.10 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно Устава МУП «ЖКХ Коченево», утверждённого постановлением Администрации Коченево № от ДД.ММ.ГГГГ предприятие является коммерческой организацией. Учредителем предприятия является Администрации р.<адрес> находится в ведомственном подчинении Администрации р.<адрес>.
Имущество, в том числе, скважины систем водоснабжения, переданы в хозяйственное ведение в МУП «Коченево ЖКХ» на основании: распоряжения Администрации р.<адрес> 5-р от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании действующего законодательства, зона санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или шлейного загрязнения и повреждения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и оделяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п.п. 14 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные тки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Согласно ч.1 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации, охрана водных объектов, находящихся, в том числе, в собственности муниципальных образований, осуществляется нами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24 - 27 данного Кодекса.
В силу ст.27 Водного кодекса, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, в области иных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных 4.1 ст.27 Водного кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, положенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Непосредственное осуществление МУП «ЖКХ - Коченево» деятельности по водоснабжению населения <адрес> холодной водой не освобождает орган местного самоуправления - Администрацию р.<адрес> от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на своей территории.
Учитывая, что основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а же территорий, на которых они расположены, полагаю, что Администрацией р.<адрес> допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источника водоснабжения, выразившееся в не разработке проектов ЗСО и их утверждении.
В связи с указанными обстоятельствами. Администрация р.<адрес> привлечена в качестве второго ответчика на основании Федерального закона №131-ФЗ 5 общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
МУП «ЖКХ - Коченево» является единственным поставщиком воды в р.<адрес> и <адрес>. Требования к качеству питьевой воды определены СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21 ), п. 1 которого гласит, что настоящие санитарные правила и нормы (далее санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими тми и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями; в разделе III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а так же в Федеральном законе от 12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены п. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02). Согласно п. 1.3 и 1.4 Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а же территорий, на которых они расположены.
Так как МУП «ЖКХ Коченево» согласно п. 1.3. Устава является юридическим лицом с момента государственной регистрации и в соответствии с п. 1.4 предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим уставом, то МУП «ЖКХ «Коченево» должно соблюдать требования СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21, СанПиН. 3684-21, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Коченевском районе, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области ФИО3 о проведении выездной плановой проверки от 29.04.2021г. № в отношении МУП «ЖКХ-Коченево», расположенного по юридическому адресу: <адрес>, была проведена плановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки, согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарного законодательства при эксплуатации систем водоснабжения, нарушены санитарно - эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, а именно:
1. на артезианские скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ - Коченево», не разработаны проекты по организации Зон санитарной охраны, следовательно, размеры территории первого пояса ЗСО не определены, что является нарушением п.4 статьи 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно п.1.6. СанПиНа 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнению источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Исходя из п. 1.3 СанПиНа 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, следовательно, МУП «ЖКХ- Коченево», распоряжается переданным введенным имуществом, то обязан разработать проекты по организации Зон санитарной охраны, но не выполнило обязательство.
2. не организованы ЗСО первого пояса скважин питьевого назначения: №, № и «<адрес>, что является нарушением п.4 статьи 18 Закона №52 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Из п. 3.2.1.1. СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» следует, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Таким образом, МУП «ЖКХ - Коченево» обязано организовать ЗСО первого пояса, но выполнили этого.
3. скважины, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево» не оборудованы счетчиками водопотребления для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, что является нарушением п.4 статьи 18 Закона №52 -ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2.1.5. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Согласно п. 3.2.1.5 СанПина 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» все водозаборы должны быть оборудованы для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Так как право хозяйственного ведения передано МУП «ЖКХ-Коченево», все имущество с момента передачи принадлежит юридическому лицу, согласно п.3.2 Устава соответственно МУП «ЖКХ-Коченево» отвечает за водозаборы, которые должны быть оборудованы для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО, но не оборудовало.
4. ЗСО первого пояса скважины «Совхозная» на ж/м Полевой 1-я линия, <адрес> имеются жилые и хозяйственно - бытовые здания, проживают люди, что является нарушением п.4 статьи 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно¬- эпидемиологическом благополучии населения», п.3.2.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Исходя из п.3.2.1.2. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» следует: Не допускаются: посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В ходе проверки было выявлено, что в ЗСО первого пояса скважины «<адрес> имеются жилые и хозяйственно - бытовые здания, проживают люди, значит МУП «ЖКХ-Коченево» нарушило требование санитарных правил.
5. Не организовано проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включающий в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, в соответствии с разработанной и утвержденной программой, что является нарушением ст. 19,32 Федерального закона № 52 «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ; 4.1, 2, 4 ст.25 Федерального закона № «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г., п.77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Как следует из п. 77 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2015, N 2, ст.523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам МУП «ЖКХ-Коченево» обязан проводить производственный контроль за качеством питьевой воды, но не исполняло данные требования.
6. Пробы воды холодной отобранные из скважин питьевого назначения в р.<адрес> и <адрес> НСО по исследованным санитарно¬химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Раздел III. Нормативы качества и безопасности воды» в связи с превышением ПДК общей жесткости, общего железа, мутности, цветность, что является нарушением ст. 19 Федерального закона № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ; ст.23 Федерального закона № «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г., п.75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Раздел III СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно п.75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора. при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Как видно, по результатам экспертного заключения пробы воды холодной отобранные из скважин питьевого назначения в р.<адрес> и <адрес> НСО по исследованным санитарно- химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", что влечет за собой непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
На основании проведенной плановой выездной проверки МУП «ЖКХ-Коченево» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 20 ООО руб. (постановление по делу об административном правонарушении Главного государственного санитарного врача по <адрес> в Коченевском, Каргатском, <адрес>х ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №), директор МУП «ЖКХ- Коченево» привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа по ч.4 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50 000 руб. (постановление по делу об административном правонарушении Главного государственного санитарного врача по <адрес> в Коченевском, Каргатском, <адрес>х ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.).
С целью устранения выявленных нарушений законодательства на основании п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МУП «ЖКХ - Коченево».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от. 03.2022 г. «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения ранее выданного предписания об. гранении выявленных нарушений №.05 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ продляется на 90 дней, до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ТО в <адрес> поступило ходатайство от МУП «ЖКХ- Коченево» № о продлении срока исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от. 03.2022 г. «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> был направлен запрос № о предоставлении информации о выполнении ранее выданного предписания об -гранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому было предписано:
1. Разработать на все скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево» проекты по организации Зон санитарной охраны, согласно п. 1.6. СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
2. Организовать Зоны санитарной охраны первого пояса, согласно проектов организации Зон санитарной охраны скважин питьевого назначения, принадлежащих МУП «ЖКХ-Коченево». Произвести ограждение, благоустройство Зон санитарной охраны 1 пояса, в соответствии с п.3.2.1.1 СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
3. Оборудовать скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ- Коченево», счетчиками водопотребления для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, в соответствии с п.3.2.1.5 СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
4. Обеспечить подачу питьевой воды жителям р.<адрес> и <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания".
5. Организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включающий в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКХ-Коченево» был направлен ответ № территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>:
1. Разработка проекта зон санитарной охраны не производилась, в связи с реализацией проекта «Чистая вода».
2. Организация зон санитарной охраны, не производилась, в связи с реализацией проекта «Чистая вода», а так же тяжелым материальным положением МУП «ЖКХ- Коченево».
3. Установка счетчиков водопотребления нецелесообразна и экономически не выгодна, т.к. проект «Чистая вода» подразумевает строительство новых скважин, с установкой необходимого оборудования, И последующее тампонирование существующих скважин.
4. В ходе проведения исследований качества питьевой воды было установлено превышение нормативных показателей мутности и железа, что не соответствует требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Для улучшения качества поставляемой питьевой воды производиться замена металлических труб на полиэтиленовые трубы.
5. В настоящие время производственный контроль качества питьевой воды, в связи трудным материальным «положением МУП «ЖКХ-Коченево», осуществлялся только один раз, в апреле 2022 года.
Таким образом, МУП «ЖКХ-Коченево» предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ. не исполнило.
Порядок осуществления в 2023 году контрольно-надзорной деятельности, определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление №), в соответствии с которым внеплановые проверки проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
В связи с тем, что подача населению питьевой воды, не соответствующей санитарно- гигиеническим нормативам и отсутствие проектов на организацию зон санитарной охраны на источники водоснабжения специалистами территориального отдела расценивается как угроза жизни и здоровью граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по <адрес> было направлено письмо №-<адрес> ФИО1 о просьбе рассмотреть вопрос о возможности вынесения требования о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия - выездная проверка в отношении МУП «ЖКХ-Коченево», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> был направлен ответ, что <адрес> была рассмотрена поступившая информация о нарушении МУП «ЖКХ-Коченево» требований санитарно-эпидемиологического законодательства, рассмотрении возможности внесения прокуратурой области требований о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Из представленных материалов следует, что указанным юридическим лицом не исполнены в установленный срок предписание от № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в случаях невозможности оценки исполнения ранее выданного предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации, допускается проведение внеплановой проверки (инспекционного визита).
С учетом изложенного, у Управления Роспотребнадзора по НСО имеются основания для возбуждения в отношении виновного лица дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания в соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Оснований для направления требований о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не усмотрено.
Срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства составляет 3 месяца.
Согласно письму Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ NД24и-8436 оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 постановления N 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Согласно письму Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>и8436 оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 постановления N 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 Закона одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Вместе с тем, указанные выше требования МУП «ЖКХ-Коченево» в полном объеме не соблюдаются.
Принятые меры территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> не обеспечили исполнения юридическим лицом - МУП «ЖКХ-Коченево» требований санитарного законодательства. Выявленные нарушения угрожают здоровью потребителей и создают благоприятную обстановку для распространения инфекционных заболеваний.
При таких обстоятельствах понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных мер, направленных на защиту потребителей.
В соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием, предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице главного государственного санитарного врача по <адрес> и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Поскольку выявленные нарушения угрожают здоровью населения, проживающего в <адрес>, понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.
Истец с учетом уточненных исковых требований просит:
- обязать Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Коченево», расположенное по юридическому адресу: <адрес>, р.<адрес> р.<адрес>, юридический адрес: <адрес>, р.<адрес> обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1.1. Разработать на все скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево» проекты по организации Зон санитарной охраны.
1.2. Организовать Зоны санитарной охраны первого пояса, согласно
проектов организации Зон санитарной охраны скважин питьевого назначения, принадлежащих МУП «ЖКХ-Коченево». Произвести ограждение, благоустройство Зон санитарной охраны 1 пояса.
1.3.Оборудовать скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево», счетчиками водопотребления для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.
1.4. Обеспечить подачу питьевой воды жителям р.<адрес> в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
2. в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ дело № Коченевским районным судом уже было вынесено решение о том чтобы обязать МУП ЖКХ - Коченево организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению р.<адрес>, в том числе по <адрес>, р.<адрес>, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Исковые требования не исполнены, тогда в части исковых требований, а именно п. 1.5. требований искового заявления: Организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включающий в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям убрать из требований искового заявления о понуждения.
3.Согласно поступившей программы производственного контроля хозяйственно-¬питьевого водоснабжения МУП «ЖКХ Коченево» от ДД.ММ.ГГГГ скважина №, осуществляющая водоснабжения на <адрес>, считать как водонасосная скважина № по адресу р.<адрес>.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель МУП «ЖКХ- Коченево» и администрации р.<адрес> ФИО, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, о чем суду предоставила заявления.
Суд, принимает признание иска ответчиком, считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> (Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>) - удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Коченево», расположенное по юридическому адресу: <адрес>, р.<адрес> р.<адрес>, юридический адрес: <адрес>, р.<адрес> обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1.1. Разработать на все скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево» проекты по организации Зон санитарной охраны.
1.2. Организовать Зоны санитарной охраны первого пояса, согласно проектов организации Зон санитарной охраны скважин питьевого назначения, принадлежащих МУП «ЖКХ-Коченево». Произвести ограждение, благоустройство Зон санитарной охраны 1 пояса.
1.3.Оборудовать скважины питьевого назначения, принадлежащие МУП «ЖКХ-Коченево», счетчиками водопотребления для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.
1.4. Обеспечить подачу питьевой воды жителям р.<адрес> в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Скважину №, осуществляющую водоснабжение на <адрес>, считать как водонасосная скважина № по адресу р.<адрес>.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ дело № Коченевским районным судом уже было вынесено решение о том чтобы обязать МУП ЖКХ - Коченево организовать проведение производственного контроля за качеством питьевой воды, подаваемой населению р.<адрес>, в том числе по <адрес>, р.<адрес>, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям, дело в этой части производством прекратить на основании ст. 39, 173 ГПК РФ в связи с отказом в этой части истца от иска.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд. В окончательной форме решение принято и изготовлено 09 ноября 2023 года.
Судья: Е.Ю. Мирончик