Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1294/2024 (2-5643/2023;) ~ М-4037/2023 от 13.11.2023

            Дело № 2-1294/2024

УИД 24RS0032-01-2023-005419-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 марта 2024 года                                                             г. Красноярск

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Волгаевой И.Ю.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора к Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по <адрес>, ФИО2 о признании свидетельства о прохождении обучения недействительным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать свидетельство с регистрационным номером 034/20СА, выданное АНО ЦДПО «Краспроф» на имя ФИО2, подтверждающее прохождение последним обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» недействительным; обязать ФИО2 предоставить в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> удостоверение на право управления маломерным судном, выданное на имя последнего, для его замены в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; обязать ГУ МЧС России по <адрес> после предоставления ФИО2 удостоверения на право управления маломерным судном, выданного на имя последнего, исключить из него запись о категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения на право управления маломерным судном в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что АНО ЦДПО «Краспроф» на территории Красноярского края осуществляет образовательную услугу, в том числе по подготовке судоводителей маломерных судов.

В соответствии с п.40 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 4 ст.91 ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

АНО ЦДПО «Краспроф» на момент обучения имело лицензию №Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014 на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и подвиду дополнительного образования «Дополнительной профессиональное образование».

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013г. .

Подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МСЧ России не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и (или) высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ №273 от 29.12.2012 в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Образовательные программы, по которым АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет подготовка судоводителей: «Судоводитель маломерных судов (моторное судно, гидроцикл)», утвержденная 04.04.2020г., «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (судно на воздушной подушке)», утвержденная 25.04.2018г., «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер)», утвержденная 17.06.2019г., «Судоводитель маломерных судов (гидроцикл)», утвержденная 04.04.2020г. по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушение лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных ч.1, 4 ст.91 ФЗ №273 от 29.12.2012г.

Образовательная деятельность АНО ЦДПО «Краспроф» по подготовке судоводителей маломерных судов осуществлялась с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии №Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014г. на момент обучения отсутствовали сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

В соответствии с пунктом 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014г. №262, утративших силу с 01.03.2022, заявитель вправе при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа для аттестации, который принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения. В связи с этим, в соответствии с Правилами аттестации с 1.01.2015 до 1.03.2022, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающего прохождение обучения для управления маломерным судном, выданного образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию, содержание аттестации изменяется и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводится.

В ходе проверки, проведенной Транспортной прокуратурой на предмет исполнения АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» требований законодательства об образовании при подготовке судоводителей маломерных судов, установлено, что ФИО2 по окончании обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано Свидетельство с регистрационным номером 034/20СА, подтверждающее освоение программы «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)». На основании данного Свидетельства, предъявленного ФИО2 в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> при получении в 2020 году услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к нему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного суда «Судно особой конструкции (аэробот)». Необоснованная выдача ФИО2 Свидетельства с регистрационным номером 034/20СА, подтверждающее прохождение обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» повлекло неправомерное открытие ФИО2 Центром ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> новой категории типа маломерного судна.

Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности на момент обучения ФИО2 отсутствовала, то АНО ЦДПО «Краспроф» не могло осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Законные основания для выдачи итоговых документов (свидетельств) по окончании такого обучения отсутствовали. Проведенным Красноярской транспортной прокуратурой мониторингом состояния законности на поднадзорной территории установлено, что за 2022 год увеличилось количество транспортных происшествий с маломерными судами. Произошло 13 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 12 человек.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам изложенными в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» ФИО5, полномочия проверены, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители ФИО5, ФИО6 представили письменные возражения на иск где указали, что АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года занимается обучением судоводителей маломерного судна и образовательная лицензия была получена по программе «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России». Лицензия №7124-л от 30.11.2012г. получена под вышеуказанную программу, которая была определена лицензирующим органом в подвид «Дополнительная профессиональная программа». В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» получена новая лицензия №7516-л от 21.04.2014г. Программа обучения судоводителей может относиться как к дополнительному профессиональному образованию, так и к профессиональному обучению, что подтверждается многочисленными проверками на предмет соблюдения лицензионных требований организацией в период с 2012 года. В 2017 году разработана программа профессионального обучения «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России».

В 2018 году была проведена плановая выездная проверка Министерства образования Красноярского края, дано заключение о соблюдении лицензионного требования, установленного пп. «г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966.

Оснований не доверять результатам проверок у АНО ЦДПО «Краспроф» не имелось. В дальнейшем были разработаны программы обучения «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (судно на воздушной подушке) и «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер). Поэтому АНО Центр Дополнительного профессионального образования «Краспроф» расценивали данные программы как программы профессионального обучения повышения квалификации. Доводы прокурора о том, что по своему содержанию программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО Центр Дополнительного профессионального образования «Краспроф» по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования являются субъективными и не имеют подтверждения в Законе об образовании. В АНО Центр Дополнительного профессионального образования «Краспроф» проходят обучение сотрудники МЧС и спасатели ни для отдыха и туризма, а для выполнения своих служебных обязанностей. Поскольку свидетельство о прохождении обучения в АНО Центр Дополнительного профессионального образования «Краспроф» выдано слушателям в соответствии со ст.60 Федерального закона «Об образовании» как лицу, прошедшему обучение и итоговую аттестацию в образовательной организации, оснований для признания недействительным указанного свидетельства не имеется. Просили в удовлетворении исковых требований отказать, применить срок исковой давности, полагая о его пропуске истцом.

В судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО7, полномочия проверены, в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения относительно исковых требований, где указала, что АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года осуществляет подготовку судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в соответствии с учебной программой от 2012 года по выданной лицензии -л от 30.11.2012 г. Согласно приложения к лицензии -л от З0.11.2012 вид образовательной программы определен как «дополнительная». Акты проверок Службой по контролю в области образования <адрес> -л от 14.02.2013 и -л от 28.02.2013 подтверждают, что лицензиат соответствует лицензионным требованиям.

В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» вынуждено было переоформить лицензию на осуществление своей образовательной деятельности, в связи с внесением изменений в действующее законодательство. Министерство образования и науки <адрес>, представленные АНО ЦДПО «Краспроф» образовательные программы, в том числе программа обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России от 2012 г., определило данную образовательную деятельность по виду образования «Профессиональное обучение» подвид дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» с выдачей соответствующей лицензии № 7516-л от 21.04.2014. Акты проверок от 10.12.2014 и -ККА/1074-19-02 от 05.02.2018 подтверждают, что нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности не выявлено.

    В соответствии с п. 4 Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденные Приказом МЧС России от 23.08.2023 по результатам аттестации может быть представлено право управления маломерными судами следующих типов: маломерное моторное судно; маломерное парусное судно; маломерное парусно-моторное судно; маломерное судно на воздушной подушке; маломерное судно особой конструкции; гидроцикл.

На основании действующих нормативно-правовых актов АНО ЦДПО «Краспроф» расширяет программу обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России от 2012 г., по типам маломерных судов:

В 2018 году «Дополнительная образовательная программа подготовки судоводителей маломерных судов особой конструкции (судно на воздушной подушке)».

       В 2019 году «Дополнительная образовательная программа подготовки судоводителей маломерных судов особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)».

В 2020 году «Дополнительная общеобразовательная программа «Судоводитель маломерных судов» (моторное судно, гидроцикл)».

В соответствии с выданной лицензией -л от 21.04.2014 г. по виду образования «Профессиональное обучение» подвид дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование».

Согласно сведений из справки от 31.08.2022 г. по результатам проверки АНО ЦДПО «Краспроф» Министерство образования <адрес> относит образовательные программы 2018, 2019 и 2020 года к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

Все вышеперечисленные программы относятся к программам обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и не могут быть отнесены к разным видам (подвидам) образовательных программ.

Таким образом, Красноярская транспортная прокуратура не вправе предъявить исковые требования к гражданам, которые проходили обучение в 2019, 2020 и 2021 года, тогда когда факт выявления нарушения в части соблюдения лицензионных требований был выявлен только 31.08.2022 года.

ФИО2 29.07.2020 года (протокол комиссии ) сданы теоретическая и практическая части экзамена на право управления маломерным судном.

На момент выдачи данных удостоверений действовали Правила аттестации и Административный регламент .

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, подлежащих представлению заявителем определен в Административном регламенте п.п.22-27. Наличие свидетельства о прохождении подготовки по программе судоводитель маломерных судов не является необходимым условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерным судном.

Согласно п. 4.2 Правил аттестации заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.

В соответствии с разделом 3, п.3.3 Правил аттестации к ФИО2 при выдаче удостоверения на право управления маломерного судна особой конструкции был применен специальный порядок.

С 30.10.2023 года действуют новые правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденные Приказом МЧС России от 23.08.2023 №885.

Государственная услуга по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, предоставляется в соответствии с Приказом МЧС России №565 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.»

В соответствии с п. 23-25 Административного регламента. №565, в соответствии с п. 11 Правил аттестации №885 выдача (направление) удостоверения взамен ранее выданного (направленного) без проверки теоретических знаний и практических навыков возможна только:

    а)    при замене удостоверения в связи с истечением срока его действия;

б) при замене удостоверения до истечения срока его действия (по волеизъявлению заявителя, в случае порчи, утраты удостоверения по независящим от заявителя обстоятельствам);

    в)    при замене удостоверения в связи с изменением фамилии, имени, отчества заявителя.

Иного случая обращения для замены удостоверения, действующими нормативно-правовыми нормами, не предусмотрено.

Правила аттестации не содержат порядок исключения из удостоверения на право управления маломерным судном записи о категории типа маломерного судна.

Главное управление МЧС России по Красноярскому краю, как самостоятельное юридическое лицо, не наделено полномочиями выполнить исковые требования Красноярской транспортной прокуратуры в части исключения из удостоверения на право управления маломерным судном записи о категории типа маломерного судна.

Требования Красноярской транспортной прокуратуры в части лишения права управления маломерным судном не законны и нарушают права ФИО2 поскольку материалы дела не содержат доказательств вины и факт прохождения обучения истцом не оспаривается.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования Красноярского края не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. (п.6 ст.10 ФЗ )

Частью 1 статьи 73 ФЗ от 29.12.2012 предусмотрено, что профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 .

В соответствии со ст.76 ФЗ от 29.12.2012 дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В соответствии с п.40 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частями 1, 4 статьи 91 ФЗ от 29.12.2012 предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что АНО ЦДПО «Краспроф» оказывает образовательные услуги, в том числе по подготовке судоводителей маломерных судов.

АНО ЦДПО «КРАСПРОФ» на момент спорных правоотношений имело лицензию №Л035-01211- 24/00241897 от 21.04.2014 на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и «Дополнительное образование» с указанием подвида дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование».

Подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, есть используемых исключительно для отдыха и туризма, не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и (или) высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со статьей 12 ФЗ № 273 от 29.12.2012 в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Дополнительное образование взрослых и детей осуществляется по общеобразовательным программам, в то время как дополнительное профессиональное образование осуществляется в рамках повышения квалификации или переподготовки людей, уже обладающих определенной специальностью, и требует наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, профессиональное обучение осуществляется по конкретным специальностям и должностям, закрепленным в Перечне.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 №513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, и профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции». В Перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции».

В связи с чем, образовательные программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф»: «Судоводитель маломерных судов» (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (судно на воздушной подушке), утвержденная 25.04.2018, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная 17.06.2019, «Судоводитель маломерных судов» (гидроцикл), утвержденная 04.04.2020, по своему содержанию относятся к общеобразовательным программам, следовательно, относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф» № Л035-01211- 24/00241897 от 21.04.2014.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки, проведенной Красноярской транспортной прокуратурой в АНО ЦЦПО «КРАСПРОФ» обучающемуся ФИО2 по окончанию обучения в Организации по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» выдано Свидетельство с регистрационным номером 034/20СА, подтверждающее освоение указанной программы.

На основании данного Свидетельства, предъявленного ФИО2 в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> при получении в 2020 году услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к последнему был применен специальный порядок, т.е. без проведения проверки практических навыков, с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)», что подтверждается выпиской из протокола заседаний аттестационной комиссии (п.7 ФИО2, протокол от 29.07.2020 года).

Согласно письму Министерства образования <адрес> исх. мк от 17.11.2022, на основании части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на законных основаниях возможно только при наличии в реестре лицензий на образовательную деятельность записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по конкретному лицензиату. Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦЦПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности отсутствует, то осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ АНО ЦДПО «Краспроф» не вправе.

С учетом изложенного, АНО ЦЦПО «КРАСПРОФ» образовательную деятельность по подготовке судоводителя маломерного судна ФИО2 осуществило с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии №Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014 отсутствуют сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

АНО ЦДПО «Краспроф» необоснованно выдало ФИО2 свидетельство с регистрационным номером 034/20СА, подтверждающее прохождение обучения по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)», что повлекло неправомерное открытие последнему Центром ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> новой категории типа маломерного судна.

Обучение ФИО2 по общеобразовательной программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», не включенной в лицензию, является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ от 29.12.2012.

Данное нарушение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор с данным иском.

Приказом МЧС России от 27.05.2014 утверждены Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014 , действовавших на дату проведения аттестации ФИО2, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.

В соответствии с пунктом 3.10 Правил аттестации от 27.05.2014 аттестация для управления маломерным судном особой конструкции включала проверку входных документов и проверку теоретических знаний по заявленному району плавания. Проверка практических навыков заявителя не проводится. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения.

Таким образом, в соответствии с Правилами аттестации от 27.05.2014 , действовавшими в период с 01.01.2015 до 01.03.2022 года, при аттестации для управления маломерным судном особой конструкции, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающим прохождение обучения для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию (свидетельства об обучении), содержание аттестации изменяется, и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводилась. Принимая во внимание, что ФИО2 проверку практических навыков на управление маломерным судном при аттестации не проходил, имеются основания ставить под сомнение решение аттестационной комиссии, его объективность и обоснованность о выдаче ФИО2 удостоверения на право управления маломерными судами.

Согласно рапорту помощника Красноярского транспортного прокурора ФИО8 по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам мониторинга установлено, что в 2022 году увеличилось количество транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной причиной транспортных происшествий является нарушение командным составом правил плавания (судоводительская ошибка). В навигацию 2022 года также выросло количество происшествий с маломерными судами: за истекший период 2022 года произошло 11 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 11 человек. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.

Доводы представителей ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что обучение ФИО2 проводилось по программе профессионального обучения, а не дополнительного общеобразовательного, суд находит не состоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку из представленных материалов дела следует, что ФИО2 не имел квалификацию судоводитель, профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» отсутствует в Списке профессий, в связи с чем, программы обучения судоводителей маломерного судна не могут расцениваться как программы профессионального обучения повышения квалификации, а являются общеобразовательным дополнительным обучением.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что с 2012 года подготовка судоводителей маломерных судов относилась к подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» суд находит не состоятельными, поскольку с 2013 года и по настоящее время «Судоводитель маломерных судов» не относится к рабочей профессии или должности служащих. В связи с этим, при внесении изменений в лицензию в 2014 году ответчик АНО ЦДПО «Краспроф» был обязан внести изменения в лицензию в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих (в редакции, действовавшей на момент изменения лицензии). Поскольку в Перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», следовательно, данная программа относится к общеобразовательной.

Основанием для проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой послужил рапорт помощника Красноярского транспортного прокурора ФИО8 от 25.08.2022 года о возрастающем количестве транспортных нарушений на внутренних водных путях. 29.08.2022 года заместителем прокурора принято решение о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф». О проводимой проверке АНО ЦДПО «Краспроф» было уведомлено за сутки до проведения проверки, в связи с чем, права юридического лица нарушены не были.

При предоставлении дополнительного профессионального образования к содержанию образовательных программ предъявляются обязательные требования. Доводы АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что они вправе самостоятельно составлять дополнительное профессиональное образование по общеразвивающим программам, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат ФЗ «Об образовании», вводят в заблуждение потребителей, получающих образовательную услугу о стандартах и качестве образования.

Из содержания образовательных программ, предоставленных АНО ЦДПО «Краспроф» к проверке, видно, что программы являются общеразвивающими. Следовательно, АНО ЦДПО «Краспроф» при оказании услуги по обучению судоводителей маломерных судов особой конструкции не предоставляло дополнительного профессионального образования потребителям.

Согласно справки, составленной по результатам проверки АНО ЦДПО «Краспроф», начальником отдела лицензирования и государственной аккредитации Министерства образования <адрес> ФИО9 и консультантом отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования <адрес> ФИО10 от 31.08.2022, представленные при проведении проверки образовательные программы подготовки судоводителей маломерных судов относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частью 1, частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». Теоретическая часть образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов с 2020 года полностью реализуется в дистанционной форме с использованием системы Moodle. Программный материал изучается обучающимися самостоятельно, без участия педагогического работника, после чего предоставляется возможность прохождения пробного теста и итогового теста. К реализации практической части образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов привлекался педагогический работник ФИО11, занимаемая должность педагогического работника не определена договором оказания услуг и установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представляется возможным. К реализации практической части образовательных программ привлекается педагогический работник ФИО12 по договору возмездного оказания услуг от 25.05.2022 года, педагогическая должность которого не определена договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представилось возможным.

Также организацией не соблюдаются лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), установленные подпунктом «б», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. , а также условия, установленные действующей лицензией. В организации не разработаны правила внутреннего распорядка обучающегося, не осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, не обеспечивается реализация в полном объеме образовательных программ. АНО ЦДПО «Краспроф» нарушаются правила оказания платных образовательных услуг: фактически АНО ЦДПО «Краспроф» оказывает платные образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам, вместе с тем, пункт 5 Положения об оказании платных образовательных услуг, утвержденное директором ФИО13 25.03.2020 года, не содержит в перечне оказываемых платных образовательных услуг: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о документах, установленного образца, выдаваемых АНО ЦДПО «Краспроф», утвержденного приказом директора ФИО13 25.03.2020 года, в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ выдаются документы об обучении – удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе.

Как указано в справке от 31.08.2022 года, фактически вместо удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе, выдается свидетельство об обучении по программе «Судоводитель маломерного судна» (вид реализуемой образовательной программы, также, как и в Договоре об оказании платных образовательных услуг, не указывается). АНО ЦДПО «Краспроф» к освоению дополнительной общеобразовательной программы «Судоводитель маломерных судов» допускают лиц, не имеющих и не получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, что подтверждается заявлениями о приеме обучающихся. В связи с чем, специалисты Министерства образования пришли к выводу о невозможности идентифицировать образовательные программы «Судоводитель маломерных судов», реализуемые АНО ЦДПО «Краспроф», как дополнительное профессиональное образование.

Проверка проведена в связи с рапортом помощника Красноярского транспортного прокурора ФИО8 по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам которого было установлено увеличение в 2022 года количества транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.

На основании указанного рапорта, в целях укрепления состояния законности в сфере безопасности плавания при эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов, заместителем Красноярского транспортного прокурора принято решение от 29.08.2022 г. о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф». Срок проверки установлен с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года. Доказательств же каких-либо нарушений, допущенных в ходе проверки, повлиявших на ее результаты, материалы дела не содержат.

Доводы представителя ответчика о том, что в ходе ранее проведенных проверок с 2013 года по 2018 год указанные нарушения не устанавливались, претензий к отсутствию у АНО ЦДПО «Краспроф» лицензии на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, проверяющими органами не предъявлялось, не свидетельствуют о незаконности прокурорской проверки, по результатом которой подан настоящий иск, исходя из установленных судом обстоятельств спора и его правового регулирования.

Доводы представителей ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о пропуске срока исковой давности по требованиям о признании свидетельства недействительным, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Учитывая, что Красноярскому транспортному прокурору об осуществлении АНО ЦДПО «Краспроф» образовательной деятельности по подготовке судоводителя маломерного судна с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией и необоснованной выдаче свидетельства стало известно в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года, обращение в суд с настоящим иском последовало 13.11.2023 года, срок исковой давности по заявленным истцом требованиям не пропущен.

Кроме того, при отсутствии у АНО ЦДПО «Краспроф» записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» в лицензии на осуществление образовательной деятельности, и незаконности осуществления образовательной деятельности по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, названное свидетельство является недействительным независимо от признания его таковым судом. В противном случае, отказ в признании свидетельства недействительным, по существу будет свидетельствовать о придании ему юридической силы, что противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании недействительным свидетельства о прохождении курса обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» СА, выданного АНО ЦДПО «Краспроф» на имя ФИО2, возложить на него обязанность сдать удостоверение в Центр ГИМС для внесения изменений и исключении сведений о категории типа маломерного судна особой конструкции (аэробот) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для возложения обязанности на ГУ МЧС России по <адрес> предоставить ФИО2 удостоверение на право управления маломерным судном, исключив из него запись о категории маломерного судна «судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения суд не усматривает, поскольку незаконных действий ГУ МЧС России по <адрес> судом в ходе рассмотрения спора не установлено, замена удостоверения производится на основании Приказа МЧС России от 23.08.2023г. «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях», и возложении судом такой обязанности на ГУ МЧС России по <адрес> будет являться декларативной.

В силу ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой Красноярский транспортный прокурор был освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным свидетельство о прохождении обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) СА, выданное Автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, на имя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить обязанность на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт 0402 , сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции, выданное на имя ФИО2, на основании свидетельства о прохождении обучения СА, для его замены в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение является основанием для исключения из ранее выданного удостоверения на имя ФИО2 записи о категории типа маломерного судна «судно особой конструкции (аэробот)».

Взыскать с Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Красноярскому краю о возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                     Волгаева И.Ю.

2-1294/2024 (2-5643/2023;) ~ М-4037/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красноярская транспортная прокуратура
Ответчики
Главное управление МЧС России по Красноярскому краю
Пуговкин Антон Николаевич
АНО Центр дополнительного образования " КРАСПРОФ"
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Волгаева Инна Юрьевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2024Предварительное судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее