Дело № 2-1730/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 марта 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представительницы прокурора Дзержинского района г. Перми Галкиной М.М.,
третьего лица Ярковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах несовершеннолетней Ярковой А.А. к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
прокурор Дзержинского района г.Перми, действующий в интересах несовершеннолетней Ярковой А.А., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить Ярковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми, указав, что Департамент является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования. Одной из основных задач Департамента является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Яркова О.М. обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Перми с заявлением об обращении в суд за защитой прав ее несовершеннолетней дочери, в связи отказом Департамента образования администрации г.Перми в предоставлении ее дочери – Ярковой А.А. места в дошкольном учреждении Дзержинского района г.Перми, поскольку считает отказ незаконным и нарушающим права её малолетней дочери (л.д. 2-4).
Представительница прокурора, третье лицо Яркова О.М. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, согласно представленному отзыву на иск, с иском не согласен. Органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного образования в существующей сети муниципальных организаций. В соответствии с Положением «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений г.Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» утвержденного Постановлением администрации г.Перми от 01.03.2013 г. №112 распределение детей в МОУ г. Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно реестру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МОУ территории г. Перми. Яркова А.А. состоит в регистре для определения в МДОУ по Дзержинскому району г.Перми. Ярковой А.А. не отказано в предоставлении путевки, а временно не предоставлено место в МДОУ. Прием Ярковой А.А. в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает требования истца законными и обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Частью 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании ч. 3 ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Яркова О.М. является матерью Ярковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 6).
30.11.2015 г. Яркова О.М. обратилась в прокуратуру с заявлением в защиту прав несовершеннолетней Ярковой А.А., указав, что Департамент образования администрации г.Перми отказался предоставить место в детском саду для её дочери Ярковой А.А. на полный день (л.д. 5).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя Яркова А.А. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, её законный представитель обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако по состоянию на 09.03.2016г. место в дошкольном образовательном учреждении Ярковой А.А. не предоставлено, что не оспаривается и представителем ответчика. То есть право несовершеннолетнеё Ярковой А.А. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении нарушено. Доказательств иного на день рассмотрения дела также не представлено.
Ссылка представителя ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от 10.05.2011г. № СЭД-08-01-09-296, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На ответчика, как на орган местного самоуправления, Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).
Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).
Доказательства принятия Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении суду не представлены. Отсутствие свободных мест для детей возрастной группы от 1,5 до 3 лет свидетельствует лишь о недостаточной активности органа местного самоуправления в организации общедоступного бесплатного дошкольного образования и не освобождает ответчика от обязанности принять меры к организации общедоступного бесплатного дошкольного образования.
При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Ярковой А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах несовершеннолетней Ярковой А.А. к Департаменту образования администрации г.Перми удовлетворить:
обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить Ярковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: