Дело № 12-45/2020
Р Е Ш Е Н И Е
13 февраля 2020 года г. Бийск
Судья Бийского городского суда Алтайского края Курносова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Воробьевой НА на постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Бийска Алтайского края от 06 декабря 2019 года, которым
Воробьева НА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г<данные изъяты>, проживающая по адресу: <адрес>, работающая ведущим специалистом группы по кадровому учету сотрудников и преподавателей Бийского технологического института (филиал) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова»,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 560 от 22 октября 2019 года, составленного заместителем начальника управления ПФР УПФР в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края Шлепкиной Е.В., ведущий специалист группы по кадровому учету сотрудников и преподавателей Бийского технологического института (филиал) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова» Воробьева Н.А. не выполнила обязанность, предусмотренную п. 2.2 ст. 11 Закона Российской Федерации № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а именно: страхователем Бийским технологическим институтом (филиалом) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова», отчетность за ноябрь 2018 года по форме СЗВ-М «исходная» на 292 застрахованных лица предоставлена в управление ПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края по телекоммуникационным каналам связи 17 декабря 2018 года, «дополняющая» форма СЗВ-М за отчетный период ноября 2018 года страхователем Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова», представлена 01 апреля 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, ранее не представленного в «Исходной» форме, при этом последним днем сдачи отчетности по указанной форме за ноябрь 2018 года было 15 декабря 2018 года.
По делу вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым Воробьева Н.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано следующее: первоначально в установленный Федеральным законом №27-ФЗ срок Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова», представило отчет по форме СЗВ-М, с учетом ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон об индивидуальном учете), разъяснений Минтруда России, самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и направило в управление ПФР в г.Бийске сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «дополняющая») и только тогда была проведена проверка и выявлено нарушение; ею самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности до обнаружения управлением ПФР в г.Бийске, что исключает наличие в деянии состава административного правонарушения.
В судебном заседании Воробьева Н.А. поддержала требования жалобы на доводах и по основаниям указанным в ней, дала аналогичные пояснения.
Выслушав пояснения Воробьевой Н.А., проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 названного Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
По смыслу положений ст.ст. 28.2, 25.1, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя.
При этом лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также его законному представителю должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, возражать относительно его существа и обстоятельств.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 22 октября 2019 года № 560 следует, что он был составлен без участия Воробьевой Н.А.
Согласно уведомлению о составлении протокола об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года № 9837, Воробьевой Н.А. надлежало явиться 22 октября 2019 года в 08 часов 10 минут. При этом, почтовый конверт с уведомлением вернулся 14 сентября 2019 года за истечением срока хранения.
При рассмотрении жалобы установлено, что этим же уведомлением Воробьева Н.А. приглашалась на 22 октября 2019 года к 08 часов 10 минут для составления в отношении нее протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делам: № 559/2019, № 560/2019, № 561/2019, № 562/2019.
Из сказанного следует, что Воробьева Н.А. извещалась о составлении четырех протоколов об административном правонарушении по разным делам об административных правонарушениях на одно и то же время, на одну и ту же дату, что является недопустимым. Изложенные обстоятельства не позволяют достоверно определить, на какое точно время была извещена Воробьева Н.А. о составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу, с учетом того, что при составлении протокола об административном правонарушении Воробьева Н.А. не присутствовала.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что Воробьева Н.А., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
В связи с тем, что протокол об административном правонарушении определяет объем вменяемых лицу виновных действий и их юридическую квалификацию, ознакомление лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с протоколом об административном правонарушении до рассмотрения дела по существу является необходимым условием реализации его права на защиту.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении должностным лицом административного органа требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в ходе производства по делу порядок привлечения Воробьевой Н.А. к административной ответственности был нарушен.
При этом, постановление по делу об административном правонарушении от 06 декабря 2019 года принято мировым судьей без учета положений ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также позиции, выраженной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения».
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
По смыслу положений ст.ст. 29.1 и 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято мировым судьей к производству, 06 декабря 2019 года рассмотрено по существу с вынесением постановления о привлечении лица к административной ответственности и проходит стадию обжалования, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу для устранения в нем недостатков.
Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, а совокупность иных доказательств, имеющихся в материалах дела с достоверностью и бесспорно не свидетельствуют о виновности Воробьевой Н.А. в совершении вмененного административного правонарушения, постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Воробьевой Н.А. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Однако, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует применять в совокупности с положениями ст. ст. 4.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым привлечение лица к административной ответственности или обсуждение вопроса о его виновности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, недопустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, срок давности привлечения Воробьевой Н.А. к административной ответственности за нарушение, установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», срока представления в УПФР в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за ноябрь 2018 года начал исчисляться 15 декабря 2018 года и истек 15 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, возможность нового рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Воробьевой Н.А. отсутствует, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Бийска Алтайского края от 06 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста группы по кадровому учету сотрудников и преподавателей Бийского технологического института (филиал) ФГБОУ «АГТУ им. И.И. Ползунова» Воробьевой НА отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу Воробьевой НА удовлетворить частично.
Судья А.Н. Курносова