Дело № 2-5762/2022
УИД23RS0040-01-2022-005441-92
Решение
именем Российской Федерации
г. Краснодар 29 июля 2022 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
Председательствующего судьи Куличкиной О.В.
при секретаре судебного заседания Паккер Д.С.,
с участием:
представителя истца прокурора Центрального внутригородского округа
города Краснодара ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
предъявившей доверенность №13 от 10.01.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Горячий Ключ в интересах Чурилова В. А. к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор города Горячий Ключ, действующий в интересах Чурилова В.А. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить Чурилова В.А. лекарственными препаратами.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Горячий Ключ проведена проверка по обращению Чурилова В.А. о нарушении права на льготное обеспечение лекарственными препаратами, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иных правовых актов в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Установлено, что Чурилов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» министерства здравоохранения Краснодарского края в связи с имеющимися заболеваниями: ЗНО предстательной железы. Состоит на диспансерном учете врача-терапевта, врача-онколога имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по рецепту врача бесплатно в рамках федерального и регионального бюджета.
В период времени с 01.07.2021 по 06.06.2022 врачом терапевтом городской поликлиники ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» Чурилову В.А.. выписаны рецепты на лекарственные препараты: серия 03-21-04 № 1268131 от 01.07.2021 - «Трипторелин» 3.75 мг. №1-1 упаковка; № 1280518 от 12.11.2021 - «Трипторелин» 3.75 мг. № 1 -1 упаковка; серия 03-22-04 № 1264999 от 06.06.2022- «Трипторелин» 3.75 мг. № 1 -1 упаковка.
На территории муниципального образования город Горячий Ключ деятельность по обеспечению граждан, имеющих право на льготное обеспечение медикаментами, осуществляет филиал «Аптека № 31» государственного унитарного предприятия Краснодарского края «Кубаньфармация» в г. Горячий Ключ.
В связи с отсутствием необходимых Чурилову В.А. лекарственных препаратов в филиале № 31 вышеуказанные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» в октябре 2020 и в октябре 2021 года направило в Министерство здравоохранения Краснодарского края заявки на закупку лекарственных препаратов на 2021 - 2022 годы для лиц, имеющих право на обеспечение лекарствами по рецептам врача бесплатно.
По состоянию на 14.06.2022, вопреки установленным требованиям закона, Чурилов В.А. не обеспечен необходимыми лекарственными препаратами
Просит суд обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Чурилова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Трипторелин» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве.
Представитель истца прокурора города Горячий Ключ – помощник прокурора Центрального внутригородского округа города Краснодара ФИО3, судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объёме.
Чурилов В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Просила в иске отказать ввиду того, что Чурилов В.А. был обеспечен аналогами препарата «Трипторелин» - «Диферелин», «Бусерилин-лонг».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституционному праву, закрепленному в ст. 7, корреспондирует норма ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где предусмотрено, что право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В Перечне групп населения и категории заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890, предусмотрено, что лицам, имеющим онкологические заболевания, лекарственные средства отпускаются по рецептам бесплатно.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 323-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, к которым в числе иных отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, установлено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (п. 1.1).
На Министерство возложена обязанность по реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями.
Судом установлено и следует из материалов дела, Чурилов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» министерства здравоохранения Краснодарского края в связи с имеющимися заболеваниями: ЗНО предстательной железы. Состоит на диспансерном учете врача-терапевта, врача-онколога имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по рецепту врача бесплатно в рамках федерального и регионального бюджета.
Согласно врачебного заключения №21.13615 ГБУЗ «Городская больница города Горячий Ключ» Чурилову В.А. назначено ГТ аналогами ЛГРГ длительного: бусерилин 3,75 в/м или трипоторелин 3,75 в/м или гозерелин 3,6 п/к 1 раз в 28 дней или гозерилин 10,8 п/к 1 раз в 12 недель или трипторелин 11,25 в/м 1 раз в 12 недель или лейпролерин по схеме.
Согласно рецепта серии 03-21-04 №1280518 Чурилову В.А. выписан: «Трипторелин» 3.75 мг. 1 раз в 28 дней.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края в судебном заседании возражал против заявленных требований, указал на то, что Министерство не оспаривает право Чурилова на обеспечение лекарственным препаратом, однако право на обеспечение лекарственным препаратом Чурилова В.А. было реализовано, поскольку в настоящее время Чурилов В.А. был обеспечен лекарственным препаратом в полном объеме, а именно: 01.07.2021 «Бусерилин депо 3,75 мг., 12.11.2021 «Диферелин 3,75 мг.», 06.06.2022 «Бусерилин-лонг 3,75 мг.», 15.07.2022 «Бусерилин –депо 3,75 мг.», что подтверждается отчетом об обслуживании рецептов пациента с 01.01.2021 по 29.07.2022г.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ввиду того, что Чурилов В.А. был обеспечен аналогами лекарственных препаратов, исковые требования прокурора города Горячий Ключ в интересах Чурилова В.А. удовлетворению не подлежат.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Прокурора города Горячий Ключ в интересах Чурилова В. А. к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить лекарственными препаратами – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья О.В. Куличкина
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2022.