УИД: 35RS0021-01-2024-000173-48
Дело№ 2-101/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарногский Городок 06 августа 2024 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еин Н.Н.,
при секретаре Чирковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к администрации Тарногского муниципального округа, Комитету по управлению имуществом администрации Тарноского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в лице Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением администрации Тарногского муниципального округа, Комитету по управлению имуществом администрации Тарноского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
В обоснование иска истец указал, что администрация Тарногского муниципального округа осуществляет полномочия собственника артезианских скважин №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская, из которых осуществляется подача питьевой воды населению Тарногского муниципального округа. В ходе согласования реестра источников централизованного водоснабжения Тарногского муниципального округа Тотемским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области установлено, что для артезианских скважин №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты границ зон санитарной охраны источников водоснабжения, что является нарушением ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее-Федеральный закон № 52-ФЗ), п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее-СанПиН 2.1.3684-21), п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).Обязанность по разработке проектов зон охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 27 Водного кодекса РФ и статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ. В обоснование своей позиции истец ссылается на положения СанПиН 2.1.4.1110-2, ст.ст. 1, 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 43,55 Водного кодекса РФ, в качестве основания для обращения в суд с настоящим иском приводит положения п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. 46 ГПК РФ
Истец просит признать бездействие администрации Тарногского муниципального округа в части неисполнения требований санитарного законодательства, незаконным, обязать ответчика разработать и согласовать в установленном порядке проект границ зон санитарной охраны источников водоснабжения: артезианских скважин №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская Тарногского района в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01.03.2025 года.
В судебное заседание представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах не явился, в представленном заявлении просили о рассмотрении дела без участия представителя отдела, исковые требования поддерживают в полном объеме. Повестки получены Управлением 19.06.2024, отделом 05.07.2024.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления судебной повестки (получена 27.06.2024). В возражениях на иск указали, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, просили в иске отказать.
Определением суда от 24.06.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления судебной повестки (получена 27.06.2024).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 1.5. СанПиН 2.14.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно пунктам 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
В соответствии с п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Администрация Тарногского муниципального округа осуществляет полномочия собственника артезианских скважин №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская, из которых осуществляется подача питьевой воды населению Тарногского муниципального округа.
Установлено, что проекты зон санитарной охраны для водоисточников: №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты зон санитарной охраны, что не оспаривается сторонами и подтверждается реестром источником централизованного водоснабжения Тарногского муниципального округа на 24.05.2024.
Исходя из положений п.4 ч.1, ч. 3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Исходя из положений ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пп. "б" п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, также лежит как на организации, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения и водопроводных сетей, которое обязано соблюдать и выполнять требование санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению потребителей питьевой водой, так и на органе местного самоуправления.
Согласно Уставу Тарногского муниципального округа Вологодской области администрация Тарногского муниципального округа Вологодской области - исполнительно-распорядительный орган округа входит в структуру органов местного самоуправления округа.
Таким образом, администрация Тарногского муниципального округа как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании. Кроме того, непосредственное осуществление обществом деятельности по водоснабжению населения не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения. Указанное также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 09.03.2021 №309-ЭС21-1288.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления.
Суд также отклоняет доводы ответчика администрации Тарногского округа Вологодской области относительно того, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку, являясь органом местного самоуправления и собственником источников водоснабжения, несет обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения.
Комитет по управлению имущество администрации округа в рамках спорных правовых правоотношениях ответчиком по делу не является, поскольку является органом администрации округа, осуществляющим функции по управлению и распоряжению имуществом Тарногского муниципального округа Вологодской области. Учитывая, что какие-либо требования истцом к Комитету не предъявляется, в том числе и после привлечения судом Комитета в качестве соответчика, оснований для указания в резолютивной части об отказе в иске к данному ответчику суд не усматривает.
При таких основаниях суд полагает требования истца по отношению к ответчику администрации Тарногского муниципального округа удовлетворить.
При таких основаниях в отношении спорных водоисточников имеются основания для возложения указанных в иске обязанностей единолично на администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела проекты организации зоны санитарной охраны не разработаны и не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, а также то, что установленная законодательством процедура по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на эти проекты достаточно длительная, принимая во внимание сложность и объем работ, которые необходимо произвести ответчикам, в соответствии частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в данной части, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок будет являться разумным сроком для исполнения ответчиками настоящего решения в данной части.
С учетом того, что федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено обязательное наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, суд полагает в резолютивной части решения необходимым не указывать конкретный пункт санитарных правил и норм.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице Тотемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области к администрации Тарногского муниципального округа, Комитету по управлению имуществом администрации Тарноского муниципального округа Вологодской области(ОГРН 11223500014330, ИНН 3517004631) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН 11223500014330, ИНН 3517004631) обязанность в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект границ зон санитарной охраны источников водоснабжения: артезианских скважин №767 д.Проневская, №1575 д.Афанасьевская, №757 д.Афанасьевская Тарногского района в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до 01.03.2025.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н.Еина