Дело № 11-11/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пгт Юрья Кировской области 02 октября 2023 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе
председательствующей судьи Орловой И.В.,
при секретаре Земляникиной Е.Г.,
с участием помощника прокурора Юрьянского района Глухих А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 50 Юрьянского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой О.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировская область в пользу Трудовой О.Н. расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 38 776,19 руб.
В исковых требованиях к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» отказать.
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Юрьянского района в интересах Трудовой О.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг. В обоснование иска указано, что Трудова О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» <данные изъяты>, проживает по адресу: <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ Трудова О.Н. пользовалась льготами по коммунальным услугам. С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на те органы, в чьем ведении находятся учреждения здравоохранения. За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ею было уплачено за отопление жилого помещения и электроэнергию 48 855,19 руб. За указанный период истцу была выплачена частичная компенсация расходов в соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 в сумме 10 079 руб. Разница между уплаченными Трудовой О.Н. денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 38 776,19 руб. Прокурор просил обязать КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» обеспечить выплату расходов на оплату коммунальных услуг в пользу Трудовой О.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года включительно в размере 38 776,19 руб.; взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны Кировской области в пользу Трудовой О.Н. 38 776,19 руб.
Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Министерство финансов Кировской области не согласилось с решением мирового судьи. В обоснование жалобы указывает, что размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 руб., данный размер увеличивается и утверждается Правительством Кировской области. Выводы суда о наличии у истца права на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности), с 01.01.2005 утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности, меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены. При этом доказательств того, что размер денежной компенсации, установленный законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01.01.2005, и того, что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 уменьшился, не представлено. Министерство финансов Кировской области просит решение мирового судьи отменить, в иске отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Юрьянского района Ковалев М.Н. просит решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», Трудова О.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Министерство финансов Кировской области, Трудова О.Н. ходатайствовали о рассмотрении жалобы без их участия.
В судебном заседании помощник прокурора Юрьянского района Глухих А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просила оставить решение суда без изменения.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судом выслушаны объяснения прокурора, исследованы письменные материалы дела.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Трудова О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности <данные изъяты> в КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д.4, 5-7, 9).
Согласно Уставу КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (л.д.31-34).
Согласно справке КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Трудовой О.Н. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года начислена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 10 079 руб. (л.д.9 оборот).
За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годаТрудовой О.Н. оплачены коммунальные услуги за отопление жилого помещения в сумме 43 403,53 руб. и за электроэнергию в сумме 5451,66 руб.
Факт пользования истцом Трудовой О.Н. льготами до 01.01.2005 подтверждается решением Юрьянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционным определением Кировского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17 оборот-20, 20 оборот-23).
Таким образом, фактические затраты Трудовой О.Н. по оплате коммунальных услуг электроэнергии и отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составили 48855,19 руб.
Ранее, в соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 в редакции, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) в ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С 22.11.2011 вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»), которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487 и ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 01.01.2012 Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
До вступления 01.01.2005 в силу Федерального закона № 122-ФЗ федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме. Законодатель, изменяя с 01.01.2005 правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в ч.2 ст.153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации право нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Закрепленное в п.50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст.153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области.
Из изложенного следует, что выводы суда о наличии права истца на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01.01.2005 утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
При этом доказательств того, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01.01.2005 и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31.12.2004 уменьшился, не представлено.
Закон Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004 является действующим. Учитывая изложенное, работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории Кировской области, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом в виде ежемесячной частичной денежной компенсации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 50 Юрьянского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Юрьянского района Кировской области в интересах Трудовой О.Н. к Министерству финансов Кировской области о возмещении расходов, понесенных медицинским работником, по оплате коммунальных услуг отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, через суд первой инстанции.
Судья И.В.Орлова
Мотивированное апелляционное определение составлено 09.10.2023.