Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1609/2023 ~ М-1211/2023 от 11.05.2023

37RS0010-01-2023-001445-47

Дело № 2-1609/2023                                                       17 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.

при секретаре Баранове Д.В.,

с участием представителя истца заместителя прокурора Ивановской области, действующей в интересах Голубевой Н.Д., Уставщиковой Д.А.,

истца Голубевой Н.Л.,

представителя 3 лица ОБУЗ «Кардиологический диспансер», действующего на основании доверенности, Шмелевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2023 года в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатным лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ивановской области, действующий в интересах Голубевой Н.Л., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатным лекарственным препаратом.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой области проведена проверка по обращению Голубевой Н.Л. по вопросу обеспечения ее бесплатными лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Голубева Н.Л. страдает заболеванием-<данные изъяты> <данные изъяты>. Голубева Н.Л. является инвалидом 2 группы. По результатам обследования Голубевой Н.Л. консилиумом врачей ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Министерства здравоохранения РФ 23.12.2022 установлено, что по жизненным показаниям пациенту необходимы следующие лекарственные средства: лекарственный препарат «Селексипаг» 200 мкг+2 р/сут. с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мг 2 раза в сутки (3200 мкг в сутки); «Мацитентан» 10 мг/сут. Департамент здравоохранения Ивановской области в силу п. 1.1 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 № 578-п, является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области. Для выполнения возложенных на ответчика функций Департамент здравоохранения Ивановской области согласно п. 1.4 Положения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ивановской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, ответчик должен принять меры к обеспечению Голубевой Н.Л. лекарственными препаратами «Селексипаг», «Мацитентан». В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 25.02.2019 № 51-п «Об утверждении Порядка обеспечения отдельных групп населения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями» ответчик организует оказание социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Медицинские организации формируют заявки на лекарственные препараты в соответствии с потребностью льготополучателей, к которым, в том числе отнесена Голубева Н.Л. Ответчик формирует сводную заявку на лекарственные препараты, оформляет документацию, направляет документацию в уполномоченную организацию на торги. Однако указанная обязанность ответчиком до настоящего времени не исполнена, лекарственными препаратами Голубева Н.Л. не обеспечена.

На основании изложенного, истец, действующий в интересах Голубевой Н.Л., просит: обязать ответчика организовать обеспечение Голубевой Н.Л. бесплатными лекарственными препаратами: «Селексипаг» 200 мкг+2 р/сут. с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мг 2 раза в сутки (3200 мкг в сутки), годовая потребность 42 упаковки (при условии № 140); «Мацитентан» 10 мг/сут., годовая потребность 13 упаковок (при условии № 28), по жизненным показаниям до минования надобности; решение суда обратить к немедленному исполнению.

17.08.2023 определением суда производство по делу по иску заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Голубевой Н.Л., к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатными лекарственными препаратами прекращено в части в связи с отказом истца Голубевой Л.Н. от искового требования к ответчику об обеспечении ее бесплатным лекарственным препаратом «Мацитентан» ввиду добровольного удовлетворения ответчиком данных требований истца и принятием судом данного отказа.

В судебном заседании представитель истца, действующая в интересах Голубевой Н.Л., и истец заявленные требования поддержали и пояснили, что до настоящего времени истец спорным лекарственным препаратом не обеспечена, несмотря на то, что данный препарат необходим истцу по жизненным показаниям. В отсутствие данного препарата состояние здоровья истца может значительно ухудшиться и привести к неблагоприятным последствиям. С учетом изложенного, представитель истца, действующая в интересах Голубевой Н.Л., и истец просят заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, исковые требования не признает по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление от 15.08.2023, просит в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель 3 лица ОБУЗ «Кардиологический диспансер» с заявленными требованиями согласилась и пояснила, что спорный лекарственный препарат рекомендован пациенту федеральным медицинским учреждением, поэтому оспаривать его необходимость пациенту оснований не имеется. Спорный лекарственный препарат Голубевой Л.Н. необходим по жизненным показаниям, не употребление которого может привести к самым неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода. Применение спорного лекарственного препарата возможно не только в стационарных, но и в амбулаторных условиях, что и имелось ранее в отношении пациента, переносимость пациента спорного препарата хорошая. Снижение доз спорного препарата приводит к тому, что впоследствии имеет место увеличение титрации препарата. С учетом изложенного, представитель 3 лица просила заявленные требования удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, медицинские карты стационарного больного ОБУЗ «Кардиологический диспансер» в отношении истца, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 41 ч. 1 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Данный принцип закреплен и в ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Согласно ст. 4 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

В силу ст. 13 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Судом установлено, что истец с 31.10.2022 является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена ей бессрочно.

12.12.2022 истец обращалась в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Минздрава России по поводу заболевания «<данные изъяты>

Из протокола заседания врачебной комиссии НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Минздрава России (1.3) от 22.12.2022 следует, что истцу назначена терапия по жизненным показаниям, которая отмене или замене не подлежит, в том числе препаратом «Селексипагом» в следующих дозировках: 200 мкг-2 р/сут. с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мкг 2 раза в сутки (3200 мкг в сутки).

Согласно выписке из истории болезни ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Минздрава России от 23.12.2022 истцу установлен диагноз <данные изъяты> где она в период с 12.12.2022 по 23.12.2022 проходила стационарное лечение по поводу данного заболевания.

Кроме того, истец в период с 10.04.2023 по 28.04.2023 и в период с 29.05.2023 по 13.06.2023 проходила стационарное лечение в ОБУЗ «Кардиологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты> по итогам прохождения которого истцу также рекомендован спорный лекарственный препарат, в том числе по решению врачебной комиссии данного медицинского учреждения от 10.04.2023.

Истец обращалась к ответчику с заявлением об обеспечении ее спорным лекарственным препаратом.

Ответчик, рассмотрев обращение истца, направил в ее адрес ответ от 06.03.2023, согласно которому лекарственный препарат «Селексипаг» в основную заявку для закупки медицинской организацией не заявлялся, а закупка дополнительных объемов возможна в случае возникновения экономии после проведения закупочных процедур по основной заявке или при выделении дополнительного финансирования.

При таких обстоятельствах, истец спорным лекарственным препаратом, назначенным ей по жизненным показания, до настоящего времени не обеспечена.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утверждены: Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения; Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в которых спорный лекарственный препарат присутствует.

Статьей 4.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что к полномочиям РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами ст. 37 ч. 1, ч. 2 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которым медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения-участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с ФЗ от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ" (ч. 15 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В силу ст. 48 ч. 1 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 N 494.

Исходя из положений ч. 3 ст. 47 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допускается ввоз в РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в ст. 48 настоящего ФЗ.

Правила ввоза лекарственных средств для медицинского применения в РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 853.

Согласно п. 3 Правил ввоза лекарственных средств ввоз в РФ конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для проведения экспертизы лекарственных средств в целях регистрации и экспертизы лекарственных средств, предназначенных для обращения в РФ или на общем рынке лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента или для оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в рамках деятельности Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" может осуществляться на основании заключения по заявлениям юридических лиц, указанных в подпунктах "а"-"д" п. 2 настоящих Правил.

В соответствии с п. 2 Правил ввоза лекарственных средств ввозить лекарственные средства в РФ могут, в том числе медицинские организации, а также организации, указанные в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией при наличии заключения.

Статьей 44 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1 ст. 44 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 настоящей статьи, утверждается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 утвержден перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

К числу соответствующих заболеваний относится и легочная (артериальная) гипертензия (код заболевания-I27) (п. 23 Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности).

Из содержания письма Минздрава России от 08.07.2013 N 21-6/10/2-4878 «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов РФ» следует, что ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

В соответствии со ст. 19 ч. 1, ч. 2 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из положений ст. 80 ч. 3 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ следует, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека,-в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены: перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов предусмотрено, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению граждан РФ лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне. Данным постановлением Правительства РФ также определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 инвалиды 2 группы имеют право на получение всех лекарственных средств, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством РФ в соответствии с ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Согласно ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В соответствии со ст. 6.2 ч. 1 п. 1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

С учетом вышеуказанных положений закона, при наличии у истца указанного заболевания и статуса инвалида, нуждаемости истца по жизненным показаниям в лечении спорным лекарственным препаратом, зарегистрированным на территории РФ, назначении данного препарата, как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссией ФГБУ «НМИЦ кардиологии имени академика Е.И. Чазова» Минздрава России, у пациента возникло право на бесплатное обеспечение данным лекарственным препаратом, ввоз которого на территорию РФ может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности по заявлению медицинских организаций.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ.

В силу ст. 16 ч. 1 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 4 ч. 1 Закона Ивановской области от 12.11.2012 N 93-ОЗ "Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области" бесплатно лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями по рецептам врачей для лечения в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Ивановской области в сфере охраны здоровья граждан, в соответствии с перечнем, установленным территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области, обеспечиваются следующие группы населения: граждане в соответствии с группами населения и категориями заболеваний, указанными в Перечне, утвержденном приложением N 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", за исключением заболеваний, при лечении которых обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с федеральным законодательством осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Согласно ст. 4 ч. 3 Закона Ивановской области от 12.11.2012 N 93-ОЗ обеспечение отдельных групп населения, указанных в настоящей статье, бесплатными лекарственными препаратами и лекарственными препаратами с пятидесятипроцентной скидкой, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями осуществляется в пределах бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на указанные цели исполнительному органу государственной власти Ивановской области в сфере охраны здоровья граждан законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п. 1.1 постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2012 № 578-п "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области" Департамент здравоохранения Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории Ивановской области.

Департамент, в том числе осуществляет следующие полномочия: в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" осуществление следующих полномочий РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Пунктом 2.30 Положения о Департаменте здравоохранения Ивановской области предусмотрено, что Департамент осуществляет в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом РФ, бюджетные полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Из указанных положений законов следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных по перечню, утверждаемому Правительством РФ, относятся к полномочиям РФ, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов РФ с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.

При этом в силу положений ФЗ от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по организации на территории субъекта РФ обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

Таким образом, поскольку спорный препарат назначен истцу по жизненным показаниям решением вышеуказанной врачебной комиссии, с учетом результатов обследования, тяжести и характера заболевания, т.е. в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими сотрудниками, и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Нуждаемость истца в применении спорного лекарственного препарата по жизненным показаниям лицами, участвующими в деле, не опровергнута. Данный лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Отсутствие рецепта врача на спорный препарат не может умалять право истца, являющейся инвалидом 2 группы и страдающей заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ей по жизненным показаниям.

Из материалов дела следует, что спорный лекарственный препарат по своему воздействию является единственным препаратом, обеспечивающим поддерживающую терапию. Отсутствие лечения необходимым лекарственным препаратом приводит к жизнеугрожающим последствиям и является нарушением международных норм и конституционных прав больного на получение лекарственного препарата, необходимого для поддержания жизни и здоровья.

При этом обеспечение спорным лекарственным препаратом за счет средств бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия прав истца на бесплатное получение препаратов за счет федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, не основаны на законе.

Исходя из того, что не обеспечение истца лекарственным препаратом «Селексипаг» ведет к нарушению ее прав, в том числе, фундаментального права на жизнь и здоровье, поскольку такой лекарственный препарат назначен ей по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о том, что на ответчика надлежит возложить обязанность по обеспечению истца бесплатно данным лекарственным препаратом.

Таким образом, заявленные заместителем прокурора Ивановской области, действующим в интересах Голубевой Н.Л., требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца данным препаратом подлежат удовлетворению.

Кроме того, заместитель прокурора Ивановской области, действующий в интересах Голубевой Н.Л., просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Согласно ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание, что от своевременного приема спорного лекарственного препарата зависит качество жизни истца, а также необходимость проведения ответчиком ряда мероприятий по заключению государственного контракта на поставку спорного лекарственного препарата в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд полагает возможным в данной части требования истца, действующего в интересах Голубевой Н.Л., удовлетворить частично и обратить решение суда к немедленному исполнению в части мер по организации ответчиком мероприятий, направленных на обеспечение истца спорным лекарственным препаратом по жизненным показаниям.

В удовлетворении остальной части иска истцу, действующему в интересах Голубевой Н.Л., надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатным лекарственным препаратом удовлетворить частично.

Возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области, расположенный по адресу: г. Иваново, пр. Шереметевский, д. 1 (ИНН 3729011595, ОГРН 1023700535088), обязанность организовать по бесплатному обеспечению Голубевой Натальи Леонидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), лекарственным препаратом «Селексипаг» в следующей дозировке: 200 мкг+2 р/сут. с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мг 2 раза в сутки (3200 мкг в сутки), годовая потребность 42 упаковки (при условии ), по жизненным показаниям до минования надобности.

Обратить решение суда к немедленному исполнению в части мер по организации Департаментом здравоохранения Ивановской области мероприятий, направленных на обеспечение Голубевой Натальи Леонидовны лекарственным препаратом «Селексипаг» по жизненным показаниям.

В удовлетворении остальной части иска заместителю прокурора Ивановской области, действующему в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                           Ерчева А.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2023.

37RS0010-01-2023-001445-47

Дело № 2-1609/2023                                                       17 августа 2023 года

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.

при секретаре Баранове Д.В.,

с участием представителя истца заместителя прокурора Ивановской области, действующей в интересах Голубевой Н.Д., Уставщиковой Д.А.,

истца Голубевой Н.Л.,

представителя 3 лица ОБУЗ «Кардиологический диспансер», действующего на основании доверенности, Шмелевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2023 года в г. Иваново гражданское дело по иску заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатным лекарственным препаратом,

руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Ивановской области, действующего в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатным лекарственным препаратом удовлетворить частично.

Возложить на Департамент здравоохранения Ивановской области, расположенный по адресу: г. Иваново, пр. Шереметевский, д. 1 (ИНН 3729011595, ОГРН 1023700535088), обязанность организовать по бесплатному обеспечению Голубевой Натальи Леонидовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серии , выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), лекарственным препаратом «Селексипаг» в следующей дозировке: 200 мкг+2 р/сут. с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мг 2 раза в сутки (3200 мкг в сутки), годовая потребность 42 упаковки (при условии ), по жизненным показаниям до минования надобности.

Обратить решение суда к немедленному исполнению в части мер по организации Департаментом здравоохранения Ивановской области мероприятий, направленных на обеспечение Голубевой Натальи Леонидовны лекарственным препаратом «Селексипаг» по жизненным показаниям.

В удовлетворении остальной части иска заместителю прокурора Ивановской области, действующему в интересах Голубевой Натальи Леонидовны, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                           Ерчева А.Ю.

2-1609/2023 ~ М-1211/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Голубева Наталья Леонидовна
Заместитель прокурора области
Ответчики
Департамент здравоохранения Ивановской области
Другие
ОБУЗ "Кардиологический диспансер"
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Ерчева Алла Юрьевна
Дело на сайте суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.06.2023Предварительное судебное заседание
19.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.07.2023Предварительное судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее