66RS0053-01-2022-001322-15
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сысерть 20 октября 2022 года
Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Плосковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1762/2022 по исковому заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ЕМУП «Спецавтобаза») (ИНН/КПП 6608003655/665801001) к Стеганцевой ФИО10 о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза» (ЕМУП «Спецавтобаза») обратилось в суд с иском к Стеганцевой Г.В. о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 313732 от 29.12.2018, а также судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указав, что Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие (далее также - ЕМУП «Спецавтобаза», Региональный оператор, Истец) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 № 185). В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон № 89-ФЗ), п.п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее также - Травила обращения с ТКО), исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП «Спецавтобаза» в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области. Между Стеганцевой Г.В. (далее также - Потребитель, Ответчик) и ЕМУП Спецавтобаза» заключен договор №313732 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - Договор).
Согласно п. 8 (17) раздела 1(1) Правил следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16- й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание слуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон № 458-ФЗ), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО (указаны в Приложении № 1 к Договору), находящихся в границах зоны деятельности ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора.
Таким образом, исключительно ЕМУП «Спецавтобаза» или привлеченные им на основании п. 13 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении потребителя.
ЕМУП «Спецавтобаза» надлежащим образом исполнило свои обязанности по Договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт оказания услуг потребителю подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг. Данный стандарт доказывания является достаточным.
Никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 16 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 (если в подписанном договоре указан иной пункт - сказывается соответствующий пункт) в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В адрес регионального оператора не направлялся акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Факт оказания услуг подтверждается отчетами, сформированными по данным навигации. Суды признают данные отчеты надлежащим и достаточным доказательством оказания услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, факт оказания услуг Региональным оператором является доказанным.
На основании п. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти и соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как было ранее указано, ЕМУП «Спецавтобаза» имеет заключенное с МинЖКХ СО соглашение от 12.01.2018, а Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 № 200-ПК был установлен единый тариф на услугу ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора по обращению с ТКО, который действует с 01.01.2019.
Следовательно, обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО возникла у потребителя начиная с 01.01.2019.
Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Между тем в нарушение требований законодательства и условий договора должник не оплатил оказанные услуги в период 01.01.2019 - 31.11.2020 в размере 493 719,65 рублей.
Таким образом ответчик обязан уплатить Истцу денежные средства в размере 493 719 рублей в качестве основного долга по Договору.
Расчет размера платы производится следующим образом. На основании ч. 1 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 24.9 Закона № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении ЕМУП «Спецавтобаза» установлены следующие тарифы:
№ | Период действия | Тариф без НДС | Тариф с НДС | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> |
1 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 581,47 руб. | 697,76 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
2 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 571,71 руб. | 686,05 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
3 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 395,31 руб. | 474,37 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
4 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 395,31 руб. | 474,37 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
5 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 409,53 руб. | 491,44 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
6 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 483,18 руб. | 579,82 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
7 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 483,18 руб. | 579,82 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
8 | с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ | 497,79 руб. | 597,35 руб. | Постановление РЭК ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040-ПК |
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее также - Правила коммерческого учета), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета.
На основании п. 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
1. При применении способа коммерческого учета исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема: в отношениях с потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно ст. 2 Закона №89-ФЗ под нормативом накопления твердых коммунальных отходов понимается среднее количество твердых коммунальных отходов, образующих в единицу времени. Постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК и № 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов исходя из категории объекта образования ТКО с установлением соответствующих расчетных единиц.
Таким образом, подлежит использованию следующая формула расчета платы за услугу по обращению ТКО:
Р = V * N * Т,
V - объем услуги (количество расчетных единиц)
N - применяемый норматив накопления исходя из категории объекта образования ТКО
Т - действующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
Общий размер неустойки по состоянию на 21.06.2021 в связи с просрочкой исполнения обязательства по оплате услуг Регионального оператора составляет 19 094,84 рублей.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по договору № 313732 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.11.2020 в размере 493 719,65 рублей в качестве основного долга, 19 094,84 рублей неустойку, а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 8 328 рублей, почтовые услуги в размере 300 рублей, 30 000 рублей расходы по оплате услуг представителя.
Истец - ЕМУП «Спецавтобаза» своего представителя в судебное заседание не направили. От представителя истца ЕМУП «Спецавтобаза» Гуцалюк М.В. поступило заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Ранее истцом в адрес суда были направлены письменные пояснения, с аналогичными доводами, указанными в исковом заявлении.
Ответчик Стеганцева Г.В., а также её представитель адвокат Кадникова С.В. в судебное заседание не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не признают.
Согласно ранее направленному в суд отзыву на исковое заявление сторона ответчика полагает, что площадь здания по адресу: Свердловская <адрес>, <адрес> (мебельный магазин «Кедр») составляет 457 кв.м., из которых два зала: площадью 211 кв.м, который используется как демонстрационный, выставочный зал мебели; площадью 68 кв.м, предназначенный для торговой площади, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. <адрес> 178 кв.м - площадь подсобных, административно-бытовых помещений (два складских помещения 55 кв.м и 57 кв.м, кабинет 10 кв.м, туалет 6 кв.м, три подсобных помещения (9,17,15 кв.м, техническое помещение 9 кв.м). В Приложении № 1 к Договору № 313732 от 29.12.2018 в качестве характеристики объекта недвижимости указаны здание: промтоварный магазин: количество расчетных единиц 457,4; здание продовольственный магазин: количество расчетных единиц 98. Вместе с тем магазин не реализует продовольственные товары и товары первой необходимости и никогда не занимался продажей продовольственных товаров. Продается исключительно мебель. Помещения площадью 98 кв.м используются как склады, в которых хранится различное оборудование.
Полагают, что расчет платы должен производиться исходя из фактической торговой площади. В этом случае размер платы за указанный в иске период составит 17 180,58 рублей. Вид коммерческого учета исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. По формуле, указанной в исковом заявлении P=V*N*T, где V - объем услуги (количество расчетных единиц) 68, N - применяемый норматив 0,026, Т - действующий тариф: 68 х 0,026=1,768: с 1.01.2019 по 31.03.2019 - 3700,91 (1,768 х 697,76 х 3); с 1.04. по 31.05.2019-2425,87 (1,768 х 686,05х2); с 1.06.2019 по 30.06.2020 - 6709,48 (1.768 х 474,37 х 8); с 1.07.2020 - по 31.11.2020 - 4344,32 (1,768 х 491,44 х 5). В целях урегулирования спора до вынесения судебного решения по существу истцом были направлены обращения к истцу о корректировке начисленных сумм, внесении изменений в договор и в качестве доказательств представлены экспликация здания и фотографии. К сожалению, достичь соглашения не удалось. Истец также просит о применении к определенному периоду на взыскание срока исковой давности, а именно за январь 2019 года в сумме 28 495,98 рублей, за февраль 2019 в сумме 28 495,98 рублей, за март 2019 в сумме 28 495,98 рублей, всего на сумму 85 497, 94 рублей. Согласно расчету истца сумма за три месяца составляет 3 700,91 рублей. Также полагает, что предъявленная сумма подлежит уменьшению в связи с тем, что в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции(2019-пСоУ)» деятельность магазина «Кедр» была приостановлена до августа 2020 года, так как магазин не занимается продажей товаров первой необходимости.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судья определил о рассмотрении дела в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом.
Изучив доводы сторон, изложенные в исковом заявлении и отзывах, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области, что подтверждается перечнем муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 № 185.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон № 89-ФЗ), п.п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее также - Травила обращения с ТКО), исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП «Спецавтобаза» в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области. Между Стеганцевой Г.В. (далее также - Потребитель, Ответчик) и ЕМУП Спецавтобаза» заключен договор № 313732 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - Договор).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП «Спецавтобаза» в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8(1) Постановления Правительства от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (далее Постановление) Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. 8(4). Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 8(14) Постановления, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п. 8(17) Постановления Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было опубликовано на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» от 7.12.2018.
Согласно абз. 2 п. 8(17) Постановления Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года, Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с п. 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 10 п. 2 Информационного письма от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
Между Стеганцевой Г.В. и ЕМУП Спецавтобаза» заключен договор № 313732 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объекте образования ТКО по адресу: Свердловская <адрес>, здание промтоварный магазин, расчетная единица, в отношении которой установлен норматив твердых коммунальных отходов - 1 кв.м, количество расчетных единиц 457,4, объем принимаемых твердых коммунальных отходов, определенный, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, кв.м – 36,135; здание продовольственный магазин, расчетная единица, в отношении которой установлен норматив твердых коммунальных отходов - 1 кв.м, количество расчетных единиц 98, объем принимаемых твердых коммунальных отходов, определенный, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, кв.м – 4,704.
Согласно искового заявления, истец в период с 01.01.2019 по 31.11.2020 оказал ответчику услуги по обращению с ТКО. В обоснование представлены: выставленные истцом счета на оплату, счета-фактуры, акты сдачи-приемки оказанных услуг, навигационный отчет.
Между тем ответчик оплату не произвел, размер долга, по расчетам истца, составил 493 719,65 рублей.
Отсутствие оплаты задолженности в добровольном порядке, неисполнение претензионных требований послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием о взыскании образовавшейся задолженности.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом общие положения о подряде (ст. 702 - 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Согласно ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Правилами № 1156.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Ответчик является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО, находящихся в границах зоны деятельности ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора.
Таким образом, исключительно ЕМУП «Спецавтобаза» или привлеченные им на основании п. 23 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении потребителя.
ЕМУП «Спецавтобаза» надлежащим образом исполнило свои обязанности по договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Факт оказания услуг потребителю подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании ч. 1 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 24.9 Закона № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета.
На основании п. 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В отношениях с Потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно ст. 2 Закона № 89-ФЗ под нормативом накопления твердых коммунальных отходов понимается среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК и № 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов исходя из категории объекта образования ТКО с установлением соответствующих расчетных единиц.
Таким образом, подлежит использованию следующая формула расчета платы за услугу по обращению с ТКО: P = V x N x T, где: V - объем услуги (количество расчетных единиц), N - применяемый норматив накопления исходя из категории объекта образования ТКО, T - действующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден истцом документально.
Вместе с тем, суд полагает, что заслуживают внимание доводы ответчика о том, что обществом неправильно произведен расчет, поскольку истец принял общую площадь помещения как торговую и не учел фактическое использование нежилого помещения под разные виды деятельности.
Анализ материалов дела, а именно, технического плана помещения, экспликации, свидетельства о государственной регистрации, технического паспорта свидетельствует о том, что Стеганцева Г.В. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, Быкова, 45 (мебельный магазин «Кедр») составляет 457 кв.м, из которых два зала: площадью 211 кв.м, который используется как демонстрационный, выставочный зал мебели; площадью 68 кв.м, предназначенный для торговой площади, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. Остальная площадь 178 кв.м - площадь подсобных, административно-бытовых помещений (два складских помещения 55 кв.м и 57 кв.м, кабинет 10 кв.м, туалет 6 кв.м, три подсобных помещения (9,17,15 кв.м, техническое помещение 9 кв.м).
В Приложении № 1 к Договору № 313732 от 29.12.2018 в качестве характеристики объекта недвижимости указаны здание: промтоварный магазин: количество расчетных единиц 457,4; здание продовольственный магазин: количество расчетных единиц 98. Вместе с тем магазин не реализует продовольственные товары и товары первой необходимости и никогда не занимался продажей продовольственных товаров. Продается исключительно мебель. Помещения площадью 98 кв.м используются как склады, в которых хранится различное оборудование.
Согласно представленному стороной ответчику расчету размер платы за указанный в иске период составит 17 180,58 рублей. Вид коммерческого учета исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. По формуле, указанной в исковом заявлении P=V*N*T, где V - объем услуги (количество расчетных единиц) 68, N - применяемый норматив 0,026, Т - действующий тариф: 68 х 0,026=1,768: с 1.01.2019 по 31.03.2019 - 3700,91 (1,768 х 697,76 х 3); с 1.04. по 31.05.2019-2425,87 (1,768 х 686,05 х 2); с 1.06.2019 по 30.06.2020 - 6709,48 (1.768 х474,37 х8); с 1.07.2020 - по 31.11.2020 - 4344,32 (1,768 х 491,44 х 5).
Суд полагает представленный ответчиком расчет арифметически верным.
Кроме того, суд при определении фактически вывезенного объема ТКО также руководствуется тем, что Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» работы объектов розничной торговли непродовольственных товаров, не относящихся к товарам первой необходимости была приостановлена. Таким образом, ответчик не мог в полной мере осуществлять свою деятельность, деятельность магазина «Кедр» была приостановлена до августа 2020.
Судья также принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчику выставленных счетов, в связи с чем, не исключает отсутствие у ответчика возможности представить возражения по объему оказанных услуг до момента подачи искового заявления в суд.
Таким образом, на основании изложенного выше, суд, рассмотрев представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об отсутствии доказательств фактического вывоза мусора в размере, превышающем объем, согласованный сторонами.
Кроме того, заслуживает внимание довод ответчика о применении срока исковой давности к платежам: за январь 2019 года в сумме 28 495,98 рублей, за февраль 2019 в сумме 28 495,98 рублей, за март 2019 в сумме 28 495,98 рублей, всего на сумму 85 497, 94 рублей. Согласно расчету истца сумма за три месяца составляет 3 700,91 рублей.
Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ).
В силу требований части 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Таким образом, плата за жилищно-коммунальные услуги является ежемесячной, носит периодический характер, следовательно, срок исковой давности по таким платежам исчисляется по каждому платежу самостоятельно, исходя из расчетного периода внесения платы - не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению, учитывая дату обращения в суд с иском по почте – 04.05.2022, суд пришел к выводу о взыскании задолженности, по которой срок исковой давности не истек, учитывая, что за апрель 2019 года внесение платы должно было быть осуществлено ответчиком до 10.05.2019.
Таким образом, задолженность ответчика, с учетом применения срока исковой давности составляет 17 180,58 рублей - 3 700,91 рублей = 13 479,67 рублей.
Кроме того, заслуживает внимания довод ответчика о том, что сумма неустойки подлежит уменьшению в связи с тем, что в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции(2019-пСоУ)» деятельность магазина «Кедр» была приостановлена до августа 2020 года, так как магазин не занимается продажей товаров первой необходимости.
Так, согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Согласно п. 6.2 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с принятием расчета ответчика в части основного долга, с учетом представленных ответчиком доказательств оплаты неустойки в соответствии с контррасчетом, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
Согласно части 1-3 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Норма статьи 100 ГПК РФ направлена на обеспечение баланса процессуальных прав и обязанностей сторон по делу и на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. При этом, суд, не вмешиваясь в эту сферу, в то же время может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. Размер вознаграждения представителя зависит от продолжительности и сложности дела. Понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств, следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
По смыслу вышеуказанных норм разумные пределы расходов являются оценочным понятием, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел законом не допускаются. Размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (пункт 11).
Таким образом, значимыми критериями оценки (при решении вопроса о судебных расходах) выступают объем и сложность выполненных работ (услуг) по подготовке процессуальных документов, представлению доказательств, участию в судебных заседаниях с учетом предмета и основания иска.
В свою очередь, разумность пределов расходов подразумевает, что этот объем работ (услуг) с учетом сложности дела должен отвечать требованиям необходимости и достаточности. Для установления разумности расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание юридической помощи, характеру услуг, оказанных по договору.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Истцом заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей. В доказательство понесенных расходов на оплату услуг представителя представлен агентский договор по юридическому сопровождению процедур урегулирования вопросов (взыскания) дебиторской задолженности № 2020.524815, ИП Воробьев Е.С. обязуется от имени и за счет ЕМУП «Спецавтобаза» совершить юридические и иные действия, направленные на взыскание задолженности должников перед Принципалом на основании принятых Агентом поручений Принципала - подписанных сторонами Реестров и предоставленных Агенту Принципалом документов, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение, а также возместить Агенту понесенные им расходы, связанные с выполнением поручений Принципала в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Платежное поручение № 93 от 12.01.2021 о внесении ЕМУП «Спецавтобаза» денежных средств в размере 750 000 рублей по счету № 1 от 25.12.2020 юридические услуги, а также справкой от ИП Воробьева Е.С., которой он подтверждает, в состав оплаты, выполненной по платежному поручению № 93 от 2021 входит вознаграждение Агента за составление, подачу искового заявления в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности в отношении Стеганцевой Г.В. по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 313732 от 29.12.2018, участие в судебных заседаниях в арбитражных судах (независимо) от количества судебных заседаний и стадий судопроизводства), получение исполнительных документов согласно п.п. 7.1, 7.2 Приложения № 8 к Агентскому договору по юридическому сопровождению процедур урегулирования вопросов (взыскания) дебиторской задолженности № 2020.524815 от 16.11.2020.
Принимая во внимание изложенное, учитывая цену иска, предмет спора, количество судебных заседаний, с учетом сложности дела, объема удовлетворенных требований, исходя из принципа разумности, суд пришел к выводу о том, что сумма расходов за оказанные услуги является чрезмерной и не соответствует принципу разумности.
Исходя из наличия у суда права снижать взыскиваемые судебные расходы, применяя принцип соразмерности и разумности, воспользовавшись указанным правом, суд снижает сумму взыскиваемых расходов до 5 000 рублей за подготовку процессуальных документов в суд первой инстанции.
Помимо этого, истцом понесены почтовые расходы в размере 300 рублей по отправке претензии и (или) искового заявления.
Согласно абзацу 8 статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
Кроме того, согласно платежному поручению № 31157 от 07.05.2021 истцом при подаче иска к Стеганцевой Г.В. уплачена госпошлина в размере 9 100 рублей.
Руководствуясь приведенными требованиями закона и разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд приходит к выводу о признании указанных расходов необходимыми для реализации права истца на обращение в суд, и подлежащими взысканию в размере определенной судом взысканию суммы.
Таким образом, учитывая, что исковые требования удовлетворены в части, в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 539,18 руб. (13 479,67 х 4 %), почтовых расходов в размере 312 руб. 21 коп., а также расходы на оплату услуг представителя в признанном судом разумном размере 5 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ЕМУП «Спецавтобаза») (ИНН 6608003655) к Стеганцевой ФИО11 о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также судебных расходов, удовлетворить в части.
Взыскать со Стеганцевой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №40817810604900317040 в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ЕМУП «Спецавтобаза») (ИНН 6608003655) задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 13 479,67 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 539,18 руб., почтовые расходы в размере 312,21 руб., а так же расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб., итого - в сумме 19 331 (девятнадцать тысяч триста тридцать один) рубль 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд, вынесший решение.
Судья: Филимонова С.В.