2-907/2023
25RS0015-01-2023-001171-31
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 24 октября 2023 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Юдановой Е.Ю., при секретаре Плеховой Е.В., с участием помощника прокурора г. Дальнегорска Приморского края Литвиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальнегорский ГОК» о понуждении к совершению действий по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Дальнегорский ГОК», указав в обоснование, что ООО «Дальнегорский ГОК» на территории участка № морского порта Ольга осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения – причал №. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту- транспортная обработка грузов. При этом за период <дата> по <дата> к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 90 единиц. Количество перегруженного груза за период с <дата> по <дата> составило 124400 тонн. Распоряжением Росморречфлота от <дата> №Д-286-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Ольга в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Дальнегорский ГОК» включен в реестр операторов морских терминалов в морском порту Ольга. Таким образом, используемый ООО «Дальнегорский ГОК» причал и инфраструктура расположены в порту Ольга и представляют собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту. Однако ООО «Дальнегорский ГОК», осуществляя свою хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов, не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы. С целью устранения выявленных нарушений Находкинским транспортным прокурором <дата> внесено представление генеральному директору Общества, по результатам рассмотрения которого ООО «Дальнегорский ГОК» реальных мер к устранению нарушений закона не принял, в связи с чем <дата> ООО «Дальнегорский ГОК» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Просит обязать ООО «Дальнегорский ГОК» в срок не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала №, на территории участка № морского порта Ольга.
В судебном заседании помощник прокурора г. Дальнегорска Литвинова Н.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
ООО «Дальнегорский ГОК» в судебное заседание не явился, уведомлен о дне, времени и месте судебного заседания повесткой, корреспонденция возвращена в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся воды, в том числе, портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Одной из основных задач государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем, чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2010 года № 1421-0-0). Поэтому публичные интересы в рассматриваемой сфере исходят, прежде всего, из приоритета вопросов охраны окружающей среды, потому недопустимо при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб природе.
В силу ст. 33 Федерального закона об охране окружающей природной среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
По смыслу ст. 34 Федерального закона об охране окружающей природной среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе», под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
По смыслу ст. 2 Федерального закона об экологической экспертизе, законодательство об экологической экспертизе основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 11 Федерального закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации).
В силу абз. 3 ст. 32.1 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море является одним из принципов защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
Пунктами 1 и 2 ст. 34 Федерального закона о внутренних морских водах и прилежащей зоне Российской Федерации установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом согласно п. 6 ст. 30 Федерального закона об экологической экспертизе одним из видов нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе является реализация объектов экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, объектом которой являются документы и (или) документация, обосновывающая планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Целью данной экспертизы является выявление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности установленным экологическим требованиям.
Данное правило является императивным, а требование к пользователям природных ресурсов о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.
Буквальное толкование приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ООО «Дальнегорский ГОК» на территории участка № морского порта Ольга осуществляет использование 1 гидротехнического сооружения - причал №. Основная цель эксплуатации портового гидротехнического сооружения в морском порту - транспортная обработка грузов. При этом за период с <дата> по <дата> к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в общем количестве 90 единиц. Количество перегруженного груза за период <дата> - <дата> составило 124400 тонн.
Распоряжением Росморречфлота от 24.07.2020 № 3Д-286-р «О внесении изменений в сведения о морском порте Ольга в Реестре морских портов Российской Федерации» ООО «Дальнегорский ГОК» включен в реестр операторов морских терминалов в морском порту Ольга.
По смыслу определения, закрепленного в п. 8 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «О морских портах»), ООО «Дальнегорский ГОК» является оператором морского терминала.
Используемый ООО «Дальнегорский ГОК» причал расположен в порту Ольга и представляет собой производственный комплекс, предназначенный для погрузочно-разгрузочной деятельности на внутренний водный транспорт в морском порту.
В виду основного функционального назначения производственного комплекса, заключающегося в обеспечении перевалки грузов на внутреннем водном транспорте в морских портах, то есть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, проектная документация на его строительство и реализацию не являлась предметом государственной экологической экспертизы.
ООО «Дальнегорский ГОК» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (статья 30 Федерального закона № 174-ФЗ).
Суд приходит к выводу, что несоблюдение ООО «Дальнегорский ГОК» требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи, с чем исковые требования Находкинского транспортного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Находкинского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальнегорский ГОК» о понуждении к совершению действий по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Дальнегорский ГОК» (ИНН 7718957575) в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причала №, на территории участка № морского порта Ольга.
Взыскать с ООО «Дальнегорский ГОК» (ИНН 7718957575) в доход бюджета муниципального образования – Дальнегорского городского округа Приморского края государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе обратиться в Дальнегорский районный суд Приморского края с заявлением об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.Ю. Юданова