Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-143/2022 от 29.03.2022

        7п-143

Р Е Ш Е Н И Е

12 апреля 2022 года                                                                       город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу врио начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» Швалева А.С. на постановление судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 февраля 2022 года,

установил:

постановлением судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 февраля 2022 года федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» (сокращенное наименование – ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Врио начальника ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Швалев А.С. в жалобе просит вышеуказанное постановление отменить, считая его незаконным.

В Архангельском областном суде защитник ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России Боброва Ю.А. доводы жалобы поддержала.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены виды деятельности, которые подлежат лицензированию, к которой также относится медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (пункт 46 части 1).

В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Положение № 852).

Согласно пункту 7 Положения № 852 (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аналогичные требования содержались в Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 (пп.«а» пункта 5, пункт 6).

Согласно подпункту «а» пункта 6 Положения № 852 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также, наряду с прочим соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок № 285).

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации) (пункт 2 Порядка № 285).

Согласно пункту 9 Порядка № 285 в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.

Пунктом 31 Порядка № 285 предусмотрено, что в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

Как следует из материалов дела, 11 ноября 2021 года из Онежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу поступило заявление осужденного Т. по вопросу ненадлежащего качества оказания медицинской помощи.

В ходе проведения проверки установлено, что Т. содержится в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Архангельской области с 1 июля 2019 года, находится под наблюдением в здравпункте № 2 филиала «Медицинская часть      № 8» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос.Река Емца, ул.Набережная, д.3.

По прибытии в учреждение Т. был осмотрен медицинскими работниками здравпункта № 2 филиала «Медицинская часть № 8», ему установлен диагноз «Хронический гастродуоденит вне обострения».

11 июля 2019 года Т. проведено лабораторное исследование крови на маркеры гепатитов В и С, результат исследований от 12 августа 2019 года: положительный к вирусу гепатита С (HCV), к вирусу гепатита В (HBsAg) – отрицательный.

Согласно записи в медицинской карте Т. от 12 августа 2019 года осужденному планировалась консультация врача-инфекциониста в декабре 2019 года, которая не проведена, записи в медицинской карте отсутствуют, что также подтверждается актом проверки ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности от 25 ноября 2021 года, представленным ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.

Дополнительное обследование Т. с целью уточнения диагноза не проводилось до 2021 года. Диагноз «Хронический вирусный гепатит С, генотип 3» внесен в лист заключительных диагнозов 10 января 2021 года.

26 августа 2021 года Т. проведено обследование на определение генотипа вирусного гепатита С; 26 октября 2021 года ему проведен биохимический анализ крови, по результатам которого установлено повышение уровня трансаминаза и билирубина; Т. записан на консультацию к врачу-инфекционисту.

Выявленные нарушения требований подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 года № 852, послужили основанием для привлечения ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и приведенными в обжалуемом постановлении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 26 августа 2020 года № ФС-29-01-000746 (срок действия – бессрочно), переоформленной 24 августа 2021 года.

ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, имея возможность для соблюдения требований, предусмотренных лицензией, не приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по их соблюдению и недопущения выявленного правонарушения.

В частности, в нарушение пункта 9 Порядка № 285 после получения 12 августа 2019 года положительного результата к вирусу гепатита С (HCV) юридическое лицо не предпринято мер для проведения Т. дополнительного исследования, а также консультации врача-специалиста с целью уточнения данного диагноза. При этом при невозможности оказания медицинской помощи (проведения необходимых диагностических исследований) в здравпункте № 2 филиала «Медицинская часть № 8» осуждённый Т. не был направлен в иные структурные подразделения ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России или другие медицинские организации, где такая медицинская помощь могла быть оказана (проведены необходимые диагностические исследования).

В нарушение пункта 31 Порядка № 285 осужденному Т. при получении 12 августа 2019 года положительного результата к вирусу гепатита С (HCV) дополнительные исследования – определение генотипа вирусного гепатита С назначены только 26 августа 2021 года, консультация врача-инфекциониста на момент проведения проверки не проведена.

С учетом изложенного, доводы подателя жалобы о соблюдении пункта 31 Порядка № 285 несостоятельные.

Податель жалобы не учитывает, что пункт 31 Порядка № 285 содержит требование о том, что при наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

В данном случае такие показания имелись.

Таким образом, юридическое лицо обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

    Оснований для переквалификации вмененного правонарушения на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ, о чем просит податель жалобы, не имеется.

Как указано выше, в соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Согласно пункту 7 Положения № 852 (в редакции на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В рассматриваемом случае несвоевременное проведение диагностических исследований и консультации врача-специалиста в совокупности создало реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью осужденного Т., что является грубым нарушением лицензионных требований.

Для признания в действиях ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России объективной стороны указанного правонарушения требуется в данном случае только наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью гражданина, что было создано действиями (бездействием) юридического лица.

При изложенных обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии сроков для диагностики вирусного гепатита С, а также о запрете выезда в командировки, в том числе работников медико-санитарной части, наличии ограничений плановых профилактических и диспансерных осмотров с 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождали юридическое лицо от соблюдения требований Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285.

С учетом изложенного, доводы жалобы о наличии состава вменного правонарушения только при наличии совокупности нарушений требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июня 2021 года № 852, также отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

В рассматриваемом случае юридическим лицом допущено нарушение подпункта «а» пункта 6 вышепоименованного Положения.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.

Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ (в размере половины от минимального размера административного штрафа в 150 000 рублей, предусмотренного санкцией статьи), и с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.

Избранный судьей вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений, то есть отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу врио начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» Швалева А.С. – без удовлетворения.

Судья                                                                                                          А.С. Харлов

7п-143/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России
Другие
Швалев А.С.
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Харлов Александр Сергеевич
Статьи

ст.19.20 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--arh.sudrf.ru
29.03.2022Материалы переданы в производство судье
12.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее