№ 12-35/2023
Дело № 72-155/2023
РЕШЕНИЕ
г. Курган 10 июля 2023 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу защитника Сисевич Н.Г. на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Петуховскому и Частоозерскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 27 апреля 2023 г. и решение судьи Петуховского районного суда Курганской области от 30 мая 2023 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области,
установил:
постановлением должностного лица от 27 апреля 2023 г. Администрация Петуховского муниципального округа Курганской области (Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Петуховского районного суда Курганской области от 30 мая 2023 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд защитник Сисевич Н.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает на допущенные по делу нарушения положений статей 26.1 и пункта 4 статьи 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств совершения административного правонарушения.
Выражает несогласие с вмененными должностным лицом нарушениями. Ссылается на принятие Администрацией достаточных мер для соблюдения требований пожарной безопасности.
Указывает, что нормы закона, на основании которых вынесено постановление, утратили законную силу. Полагает, что Администрация была повторно привлечена к административной ответственности.
Приводит доводы о возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение либо о снижении размера штрафа.
Представитель Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области Сисевич Н.Г. при рассмотрении жалобы поддерживала ее доводы.
Изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившееся лицо, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет административную ответственность.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо указанного Федерального закона, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 3 данного Федерального закона одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.
К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности в числе прочих отнесены: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление деятельности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
Статьей 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к числу которых отнесено оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2).
В силу части 1 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее СП 8.13130).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила).
Как следует из постановления должностного лица, на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области от 15 марта 2023 г. № в отношении Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области была проведена выездная проверка на предмет реализации органами местного самоуправления полномочий в области соблюдения пожарной безопасности.
По результатам проверки выявлены нарушения статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ, пунктов 66, 67, 75, 70 Правил, статей 62, 68 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 10.2 СП 8.13130, которые выразились в следующем:
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения), кроме того территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не обновлена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или не созданы иные противопожарные барьеры, территория села не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически северо-западная и северо- восточная сторона), территория деревни не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг д<адрес> не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически южная и северная сторона менее 10 метров), территория деревни не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес> Плакуновского);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>), вокруг станции не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически - менее 10 метров);
- вокруг <адрес> не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически восточная — менее 10 метров, северо-восточная сторона — опашка отсутствует), -территория села не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности;
- вокруг <адрес> не в полной мере создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически на западной стороне имеются сужения шириной менее 10 метров и разрывы в опашке), территория деревни не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически восточная сторона - ширина менее 10 м.), территория села не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>), с северной стороны поселка не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически опашка менее 10 м.);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не обновлена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (северная и южная сторона), территория деревни не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения), территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес>, не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>), вокруг села не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически в восточной части — менее 10 м.);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения (озеро) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения, имеется ПВ-5куб.м.), территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>), вокруг села не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически на западной и северной части имеются сужения шириной менее 10 м.);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>), вокруг села не обновлена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически северо-западная сторона заросла, южное сторона — менее 10 м.);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения (озеро) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения), вокруг села не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически северная и северо- восточная сторона — менее 10 м.), территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически восточная часть не опахана), территория деревни не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не в полной мере создана (обновлена) противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически: северо-восточная часть менее 10 м., западная сторона от СМП до КМП- отсутствует, северная сторона от КМП до Коминтерна — менее 10 метров, от <адрес> - не обновлена, северо-восточная сторона (Звероферма) — имеются разрывы в опашке), территория города не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>), на территории общего пользования <адрес> устроена свалка мусора (северная часть КМП <адрес>);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>), на территории села к источнику наружного противопожарного водоснабжения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения);
- территория <адрес> не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения (озеро) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения), территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не в полной мере создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически северо-восточная сторона — менее 10 метров), территория деревни не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- с<адрес> не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением соответствующим установленным требованиям. Фактически имеется ПВ — объемом 10 куб.м,, территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- вокруг <адрес> не в полной мере создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (фактически на южной стороне опашка частично отсутствует), территория деревни не в полной мере очищена от сухой растительности <адрес>);
- на территории <адрес> к источнику наружного противопожарного водоснабжения (озеро) не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (здания и сооружения не обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения), территория села не в полной мере очищена от сухой растительности (<адрес>);
- территория <адрес>, не очищена от мусора, сухой растительности (<адрес>).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о виновности Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области в совершении административного правонарушения сделан должностным лицом и судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении от 17 апреля 2023 г. №; распоряжения о проведении проверки от 15 марта 2023 г. №; акта проверки от 14 апреля 2023 г. № технического заключения от 31 марта 2023 г. №, а также иных материалов дела, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица проверил материалы дела, а также доводы заявителя в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынес законное и обоснованное решение.
Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы должностного лица и которым судьей не дано бы оценки в судебном акте, по делу не имеется.
Вывод о виновности Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в материалах дела не содержится.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения судьей районного суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного акта, постановленного в соответствии с законом, не влияют.
Ссылка в жалобе на судебные акты, вынесенные по другим делам, отклоняется, так как каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не аналогичных обстоятельствам данного дела.
В целом доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, не опровергают наличие в действиях Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Постановление о привлечении Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Администрации Петуховского муниципального округа Курганской области в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным. Оснований для снижения размера административного штрафа или его замене на предупреждение не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2023 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░