Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1568/2023 от 28.08.2023

копия

№2-1568/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года     г.Белебей РБ

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Т.С.,

при секретаре Коптёл М.М.,

с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Новиковой Н.В.,

представителей ответчика ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России - Фархшатова И.Р., Муллагалиева Р.З., Габитова Р.Ф.,

представителя третьего лица – Главы сельского поселения Максим-Горьковский сельсовет муниципального района <адрес> РБ Красильниковой Н.К.,

представителя третьего лица - Администрации муниципального района <адрес> РБ Никитина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России (далее Учреждение) о понуждении ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Белебеевский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с иском, обосновывая его тем, что ДД.ММ.ГГГГ Белебеевской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ, ГБУ РБ УГАК проведена проверка соблюдения ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России (далее - Учреждение) законодательства об охране окружающей среды. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ биостанция, площадью <данные изъяты> кв.м. (литер ), расположенная по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России. В процессе деятельности Учреждения и жизнедеятельности поселения сан. Глуховского образуются сточные воды, которые через коллектор поступают в очистное сооружение для прохождения соответствующей очистки и последующего сброса в водный объект. На основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на сброс загрязняющих веществ в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по <адрес>, Учреждению разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и дренажных вод в <адрес>, в пределах установленных лимитов. В целях определения химического состава сбрасываемых сточных вод специалистами ТП ГБУ РБ УГАК произведен отбор проб из <адрес> в 4 точках: на входе, выходе БОС, выше и ниже сброса сточных вод. Согласно заключению лаборатории по протоколам № от ДД.ММ.ГГГГ результатов количественного химического анализа проб воды в отобранных пробах сточных вод обнаружено превышение предельно-допустимой концентрации химических элементов по анионным поверхностно-активным веществам в <данные изъяты> раза, фенолам летучим - <данные изъяты> раза. Кроме того, наблюдается ухудшение качества воды водного объекта ниже сброса по иону аммония от <данные изъяты> Таким образом, проведенный лабораторией химический анализ сточных вод, сбрасываемых в <адрес> свидетельствует о её несоответствии установленным нормативам, что в свою очередь свидетельствует о неэффективной работе БОС Учреждения. По результатам проведенной прокуратурой проверки Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Кроме того, ЗАО УП «Росводоканал» проведено обследование очистных сооружений, в ходе которой установлено, что основные составляющие очистных сооружений двухъярусный отстойник - разрушается, биологический фильтр - частично разрушен, вторичный отстойник - сильно разрушен, хлораторная установка - вышла из строя, иловые площадки - полностью вышли из строя. Таким образом, очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и не работоспособны, в связи с чем, дальнейшая нормальная их эксплуатация невозможна. Фактические обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копиями протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения, актами отбора проб воды, разрешения на сброс воды от ДД.ММ.ГГГГ, постановлений об административных правонарушениях, отчета ЗАО УП «Росводоканал», объяснением ФИО1 В настоящее время Учреждением надлежащая очистка сточных вод при их сбросе в водный объект не обеспечена. В свою очередь сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное воздействие на водный объект, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания человека. В связи с тем, что сброс сточных вод осуществляется ответчиком с нарушением требований водного законодательства, и тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, иск заявляется в интересах неопределенного круга лиц.

С учетом уточненного искового заявления истец просит обязать ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, для обеспечения очистки сбрасываемых сточных вод в <адрес>, в соответствии с разрешением на сброс сточных вод в водный объект. Установить срок исполнения решения суда 3 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Новикова Н.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России Фархшатов И.Р., Муллагалиев Р.З., Габитов Р.Ф. в судебном заседании просили отказать Белебеевскому межрайонному прокурору РБ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считают, что удовлетворение исковых требований прокурора в редакции заявленного уточнения не возможно без устранения препятствий в его исполнении. Указанное решение не будет исполнено в установленные в решении сроки, т.к. единственным способом устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений — это строительство новых очистных сооружений, что следует из отчета «По обследованию очистных сооружений хозбытовых стоков санатория «Глуховская», на которое ссылается прокурор в своем заявлении. Согласно указанному отчету, сделаны следующие выводы: Дальнейшая нормативная эксплуатация очистных сооружений невозможна. Обеспечить необходимое качество очистки сточных вод, возможно только при условии проведения восстановительных работ с применение современных конструктивных решений и оборудования, в соответствии с предварительно разработанной проектно-сметной документацией. Вариант восстановления сооружения экономически нецелесообразен, т.к. будет иметь более высокую стоимость ремонтно-восстановительных работ, чем строительство новых очистных сооружений блочного типа. После ознакомления с приказом Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом пояснений данных представителем Минэкологии РБ в судебном заседании, приходит к выводу, что в настоящий момент какого-либо действующего документа, обосновывающего вхождение в территорию ООПТ памятник природы «Русская Швейцария» земельных участков, используемых санаторием в своей постоянной хозяйственной деятельности не существует, как не существует документа обосновывающего существование ООПТ. Согласно ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М 174-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об экологической экспертизе» в случае истечения срока действия положительного заключения экологической экспертизы, необходимо проведение дополнительной экологической экспертизы, чего сделано не было. А согласно п.2 приказа Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ срок действия экологического заключения составил 3 года, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Само заключение экологического обследования проведено без посещения экспертной комиссией территории, которую отнесли к памятнику природы. В противном случае, комиссией был бы установлен факт постоянного использования в хозяйственной деятельности земельных участков, являющихся федеральной собственностью и переданных в пользование санаторию, в своей хозяйственной деятельности. С момента создания ООПТ, каких-либо работ по его содержанию, охране проведено не было. Не установлены аншлаги, с информацией о памятнике природы и действующих на его территории ограничениях. В то же время, санаторий постоянно использует указанные земельные участки в своей хозяйственной деятельности. Еще с ДД.ММ.ГГГГ года санаторием проводилась планомерная работа по получению финансирования на капитальный ремонт, реконструкцию (строительство) очистных сооружений. Указанная работа, прежде всего, направлена на улучшения качества сбрасываемых в реку <адрес> сточных вод и как следствие на устранение нарушений законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений. Т.е., еще задолго до инициирования прокурором данного иска, такая работа санаторием проводилась. В то же время, не понятна позиция Минэкологии РБ, которое с одной стороны должно быть заинтересовано в улучшении качества сбрасываемых сточных вод, с другой стороны создает препятствия в этом. С момента принятия Решения ДД.ММ.ГГГГ санаторием проводилась и в настоящее время проводится работа по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений. Было заключено Соглашение о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, Министерство здравоохранения Российской Федерации передало полномочия ФГБУ санаторий «Глуховская» Минздрава России государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Получателя средств федерального бюджета в целях осуществления за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации. П.2.1 указанного Соглашения предусмотрено финансирование проектно-изыскательских работ и строительства биологических очистных сооружений: в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> рублей. Санаторий является федеральным бюджетным учреждением и при организации проведения работ руководствуется Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предусмотрена процедура заключения государственных контрактов, требующая значительных временных затрат. В результате проведения электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ с победителем - обществом с ограниченной ответственностью «Водоканалпроект» (далее - ООО «Водоканалпроект») был заключен контракт № на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: «Строительство биологических очистных сооружений ФГБУ санаторий Глуховская Минздрава России». ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 17.1 ст. 95 Федерального закона 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № с Государственным бюджетным учреждением «Республиканский градостроительный центр» (далее — ГБУ РГЦ) на выполнение подрядных работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации по объекту капитального строительства: «Строительство биологических очистных сооружений ФГБУ санаторий Глуховская Минздрава России» на сумму <данные изъяты> рублей. По условиям государственного контракта перечислен авансовый платеж в сумме <данные изъяты> рублей. Т.е. в настоящий момент санаторием на устранение нарушений законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений уже затрачено <данные изъяты> рублей бюджетных средств, которые являются невосполнимыми потерями бюджета в случае, если режим ООПТ на земельный участок, на котором планируется строительство новых БОС не будет отменен. Представители ответчика настаивают, что для правильного, объективного и всестороннего рассмотрения настоящего спора, необходимо устранение препятствий в исполнении решения, которое будет принято по нему. А именно, необходимо проверить законность и обоснованность включения в ООПТ земельных участков, используемых санаторием в ежедневной хозяйственной деятельности. По результатам которой, исключить указанные земельные участки из ООПТ и только после этого разрешить вопрос по существу спора.

Представитель третьего лица – Глава сельского поселения Максим-Горьковский сельсовет муниципального района <адрес> РБ Красильникова Н.К. не возражала удовлетворению искового заявления, пояснила, что строительство новых очистных сооружений отвечает интересам природоохранной зоны. Пояснила, что каким образом земельный участок, на котором находятся очистные сооружения, вошел в охраняемую зону крайне не понятно. Сейчас двести коек санатория и шестьсот человек останутся без очистных сооружений, если они не будут построены. Нужно будет организовывать выгребные ямы, однако в пятиэтажных домах на 60 квартир это не возможно. Тем более что весь поселок фактически так же находится в особо охраняемой зоне. В общей сложности около 140 квартир останется без канализации, это нарушение прав жителей. Очень важно строить новые очистные.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального района <адрес> РБ Никитин А.А. в судебном заседании вопрос об удовлетворении иска полагал возможным рассмотреть по усмотрению суда, пояснив, что удовлетворению искового заявления не возражает, в целом поддерживает мнение сторон о необходимости строительства новых очистных сооружений.

Представители третьих лиц: Туймазинского территориального управления Министерства экологии РБ, Министерства экологии и природопользования по Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явились. Извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.

Представитель Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан Аскаров Р.Г. представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Дирекции, пояснив, что Дирекция осуществляет деятельность на территории ООПТ только природных парков и государственных природных заказников республиканского значения. В соответствии с п. 1.3 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением Учреждения, относится к компетенции Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, в том числе памятник природы «<данные изъяты>».

Представителем Министерства экологии и природопользования по Республике Башкортостан Н.И Гафаровым, действующим на основании доверенности были представлены письменные объяснения по существу дела, согласно которым строительство очистных сооружений планируется на земельных участках, частично расположенных в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения — памятник природы «<данные изъяты>». Памятник природы <данные изъяты>» образован постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ без изъятия земель собственников, владельцев и пользователей участков, расположенных в его границах. На территории памятника природы запрещено любое строительство, хозяйственная деятельность, которая может негативно сказаться на состоянии биоценозов памятника природы. В связи с тем, что законодательством Российской Федерации изменение границ, упразднение или изъятие части ООПТ регионального значения не предусмотрено единственным правомерным способом реализации исполнения решения суда является минимизация угрозы природным комплексам и объектам путем ослабления режима охраны территорий спорных земельных участков. Это может быть достигнуто путем функционального зонирования памятника природы по результатам профильного экологического обследования, с выделением зон особой охраны и ограничения хозяйственного использования, а также разработки необходимых природоохранных и компенсационных мероприятий. В соответствии с Порядком создания особо охраняемых природных территорий Республиканского значения, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление), изменение режима особой охраны ООПТ осуществляется в том же порядке, что и их создание, т.е. на основании проведенных комплексных экологических исследований. Государственной программой «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование работ на проведение комплексных экологических исследований на ДД.ММ.ГГГГ год в отношении памятника природы «<данные изъяты>» не предусмотрено. В свою очередь Постановлением предусмотрено, что инициатором указанных работ могут выступать, в том числе общественные и иные организации. В настоящее время, для решения вопроса о строительстве очистных сооружений на территории ООПТ, ответчику необходимо провести комплексное экологическое исследование спорной территории, по результатам которого возможно изменение режима особой охраны ООПТ в виде ослабления режима охраны территорий спорных земельных участков. В случае положительного заключения экологического обследования и согласования с Минприроды России возможно ослабление режима охраны памятника природы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дело , материалы , и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"(далее - Закона №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1 статьи 11).

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (статья 34)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Частью 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Закона №7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

На основании ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации (далее -ВК РФ) собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

В силу ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 56 ВК РФ запрещен сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Белебеевской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Туймазинского территориального управления Минэкологии РБ, ГБУ РБ УГАК проведена проверка соблюдения ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России законодательства об охране окружающей среды.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ биостанция, площадью <данные изъяты> кв.м. (литер расположенная по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России.

В процессе деятельности Учреждения и жизнедеятельности сельского поселения Санатория Глуховского образуются сточные воды, которые через коллектор поступают в очистное сооружение для прохождения соответствующей очистки и последующего сброса в водный объект.

На основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на сброс загрязняющих веществ в водный объект, выданного Управлением Росприроднадзора по <адрес>, Учреждению разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и дренажных вод в <адрес>, в пределах установленных лимитов. В целях определения химического состава сбрасываемых сточных вод специалистами ТП ГБУ РБ УГАК произведен отбор проб из <адрес> в 4 точках: на входе, выходе БОС, выше и ниже сброса сточных вод.

Согласно заключению лаборатории по протоколам № от ДД.ММ.ГГГГ результатов количественного химического анализа проб воды в отобранных пробах сточных вод обнаружено превышение предельно-допустимой концентрации химических элементов по анионным поверхностно-активным веществам в <данные изъяты> раза, фенолам летучим - <данные изъяты> раза.

Кроме того, наблюдается ухудшение качества воды водного объекта ниже сброса по иону аммония от <данные изъяты> Таким образом, проведенный лабораторией химический анализ сточных вод, сбрасываемых в <адрес> свидетельствует о её несоответствии установленным нормативам, что в свою очередь свидетельствует о неэффективной работе БОС Учреждения.

По результатам проведенной прокуратурой проверки Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

ЗАО УП «Росводоканал» проведено обследование очистных сооружений, в ходе которой установлено, что основные составляющие очистных сооружений двухъярусный отстойник - разрушается, биологический фильтр - частично разрушен, вторичный отстойник - сильно разрушен, хлораторная установка - вышла из строя, иловые площадки - полностью вышли из строя.

Очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии и не работоспособны, в связи с чем, дальнейшая нормальная их эксплуатация невозможна.

Фактические обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, копиями протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения, актами отбора проб воды, разрешением на сброс воды от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об административных правонарушениях, отчетом ЗАО УП «Росводоканал», объяснением ФИО1

В ходе рассмотрения дела так же установлено, что в процессе исполнения решения Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу (в редакции Определения Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ) выявились обстоятельства о которых не было ранее известно сторонам.

Так, ДД.ММ.ГГГГ письмом ГБУ РГЦ известило Учреждение, что при проведении работ по инженерным изысканиям выявилось наличие особо охраняемой природной территории республиканского значения – памятник природы «<данные изъяты>» (далее ООПТ) на участке проектирования, на котором запрещены: любое строительство, любая хозяйственная деятельность, которая может негативно сказаться на состоянии биоценоза памятника природы. В этом же письме ГБУ РГЦ уведомило о приостановлении выполнения работ до внесения изменений в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с указанием в нем всех охранных зон.

В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером выданном Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ для проведения проектно-изыскательских работ, информация о наличии ограничений на использование земельного участка, а именно расположения его в границах зоны с особыми условиями использования территории (Памятник природы <данные изъяты>») отсутствовала.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Республики Башкортостан был дан ответ о том, что, земельный участок с кадастровым номером частично входит в состав ООПТ памятник природы «<данные изъяты>».

Памятник природы «<данные изъяты>» образован Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ без изъятия земель собственников, владельцев и пользователей участков, расположенных в его границах. Режим охраны установлен Положением о памятниках природы в <адрес>, утвержденным постановлением Кабинета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). На территории памятника запрещены: любые рубки леса, за исключением санитарных; подсочка сосны; добыча строительных материалов, полезных ископаемых; выпас скота; любое строительство; разведение костров; любая хозяйственная деятельность, которая может негативно сказаться на состоянии биоценозов памятника природы.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан надлежит обеспечить оформление паспортов и охранных обязательств на природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы.

Вместе с тем, из представленных суду материалов установлено, что до настоящего времени, паспорт и охранное обязательство на природный объект, пользователю земельных участков в ходящих в ООПТ, в частности ФГБУ санаторий «Глуховская» Министерства здравоохранения России не вручены, в виду наличия длительного спора по поводу решения вопроса о строительстве новых очистных сооружений.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Республики Башкортостан установлен перечень памятником природы Республики Башкортостан, в число которых включен памятник природы «<данные изъяты>» общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный в <данные изъяты> км к западу от железнодорожной станции Глуховского между деревнями <адрес> и <адрес> в границах земельных участков с кадастровыми номерами

При вынесении указанного постановления, Правительство Республики Башкортостан руководствовалось, в том числе, Приказом п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, по материалам комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающим придание этим территориям правового статуса – памятника природы республиканского значения».

Копия данного Приказа была запрошена судом и исследована в ходе рассмотрения дела. По результатам исследования установлено, что п. 2 Приказа уставлен срок действия заключения 3 года.

Из пояснений, данных в ходе судебного разбирательства по делу, представителем Минэкологии РБ, после истечения установленного трехлетнего срока действия заключения, повторные экологические обследования территорий не производились.

Таким образом, усматривается, что в данный момент не существует действующего заключения комплексного экологического обследования, на основании которого, в отношении спорных территорий продолжает действовать правовой режим, уставленный для ООПТ. Документальных доказательств обратного, сторонами и третьими лицами, суду не представлено.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Закона N 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в т.ч. сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

На момент рассмотрения данного дела надлежащая очистка сточных вод при их сбросе в водный объект не обеспечена.

Однако, в ходе рассмотрения данного дела, судом установлена и подтверждена документально, на протяжении длительного времени активная деятельность ответчика по устранению препятствий, для надлежащего исполнения, возложенной на Учреждение обязанности по содержанию очистных сооружений в надлежащем техническом состоянии.

Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное воздействие на водный объект, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания человека.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.

На территории памятника запрещено, кроме прочего любое строительство, которое может негативно сказаться на состоянии биоценозов памятника природы. Вместе с тем, суд полагает, что устранение нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений, в том числе, путем строительства новых очистных сооружений, с реализацией проектных решений обеспечивающих минимизацию неблагоприятного воздействия на компоненты окружающей среды, в конечном итоге, в целом окажет благоприятное воздействие на состояние биоценоза природной территории, входящей в состав памятника природы «<данные изъяты>».

Довод представителя ответчика о том, что при удовлетворении исковых требований прокурора, данное решение суда будет неисполнимым, нельзя считать обоснованным. Суд полагает, при наличии дальнейшего активного взаимодействия ответчика с органами государственной власти Республики Башкортостан, Министерством природы РФ, Министерством экологии РБ, исполнение данного решение суда возможно, путем проведения в процессе исполнения решения суда, необходимых мероприятий по зонированию памятника природы путем проведения экологического обследования и ослаблению режима охранных территорий.

При рассмотрении данного дела, с учетом уточненных исковых требований, суд не входит в обсуждение вопроса об установлении в решении суда, конкретного способа устранения нарушения законодательства об отходах производства и потребления, водного законодательства при эксплуатации биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, для обеспечения очистки сбрасываемых сточных вод в <адрес>, в соответствии с разрешением на сброс сточных вод в водный объект.

Вместе с тем, поскольку законодательством Республики Башкортостан не определен порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения, суд полагает возможным указать ответчику о его праве руководствоваться аналогичным регламентом, утвержденным для особо охраняемых природных территорий федерального значения, с учетом взаимодействия с Министерством экологии и природопользования по <адрес>.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 864 утвержден административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), осуществляемых по запросу заявителей, а также порядок взаимодействия Минприроды России с заявителями, при предоставлении Минприроды России государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ , ░░░░ ) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 3 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░                     ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2-1568/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белебеевский межрайонный прокурор РБ
Ответчики
ФГБУ санаторий "Глуховская" Министерства здравоохранения России
Другие
Министерство экологии и природопользования по Республики Башкортостан
Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура
Правительство Республики Башкортостан
Габитов Ренат Фагимович
Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Администрация сельского поселения Максим-Горьковский сельсовет муниципального района Белебеевский район РБ
Туймазинское территориальное управление Министерства экологии РБ
Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Кудряшова Таисия Сергеевна
Дело на сайте суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.08.2023Передача материалов судье
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
24.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее