Дело № 2-2394/2024
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А., с участием помощника Серпуховского горпрокурора Заплаткиной Т.В., представителя истцов Абакумовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Свечникову Сергею Васильевичу о признании утратившим права пользования жилым помещением, о выселении из жилого помещения, о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Министерство обороны Российской Федерации, ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обратились в суд с иском к ответчику Свечникову С.В. о признании его утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>, выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, о взыскании 63025 рублей 21 копейки в качестве возмещения убытков.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ОВМ УМВД «Серпуховское».
Из текста искового заявления следует, что Актом о фактическом проживании граждан в жилом помещении объекта жилищного фонда от 17 января 2024 г. установлен факт проживания ответчика Свечникова С.В. в жилом помещении, расположенном по <адрес>, не имея на то законных оснований. Приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 01.07.2022 № 2130 жилое помещение, расположенное по указанному выше адресу закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»). Сведениями, на основании которых спорное жилое помещение было предоставлено ответчику установленным порядком уполномоченным органом, истцы не располагают. Свечников С.В. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения от Министерства обороны РФ не состоит, в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ также не состоит. Решение о предоставлении ответчику спорного жилого помещения не принималось. 20 марта 2024 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих его право проживания в спорном жилом помещении, а в случае отсутствия документов, свидетельствующих о законности проживания, освободить жилое помещение в 10-дневный срок со дня получения уведомления. Данное уведомление оставлено ответчиком без внимания. Отказ от освобождения данного жилого помещения препятствует реализации действующими военнослужащими права на обеспечение служебным жилым помещением на период прохождения военной службы. Площадь незаконно удерживаемого ответчиком спорного жилого помещения составляет 40 квадратных метров. Спорное жилое помещение на законных основаниях могло быть распределено истцом военнослужащему и членам его семьи на состав семьи из двух человек, из расчета по норме предоставления площади жилого помещения, составляющей 18 кв.м на семью из двух человек в соответствии со ст. 15.1 Закона № 76 - ФЗ. В соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), Министерство обороны РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909, то есть 36 кв.м на семью из двух человек. Таким образом, Минобороны России понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования этим служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в Московской области, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений этим военнослужащим за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства. На основании постановления Правительства 2004г. № 909 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015г. № 989, предельная стоимость найма 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2024 год по Московской области, утвержденная приказом Минтруда России от 31.07.2023 № 607н, составила 668,92 руб. Истец в период с 17.11.2024 года по 04.04.2024 выплатил компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений другим военнослужащим с составом семьи их двух человек в размере 63 025 рублей 21 коп., чем понес убытки, которые просит взыскать с ответчика.
Представитель истцов Абакумова Е.А. в ходе судебного разбирательства и в настоящем судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить, пояснив, что данное жилое помещение передано им в 2022 году. В ходе проверки выяснилось, что ответчик проживает в спорном жилом помещении без законных оснований. Ответчик сказал, что проживает один, ему кто-то разрешил там жить, но кто именно - не сказал, факт проживания ежемесячно проверяет заведующая общежитием, когда дело о выселении находится в суде, то обход делают ежемесячно. По состоянию на 01.06.2024г. ответчик проживает в спорном жилом помещении. Законных оснований проживания у ответчика нет, бывшим военнослужащим или военным пенсионером он не является. Формула расчета убытков является абстрактной. При составлении акта ответчик пояснил, что проживает в спорной квартире с 2014 года, но подтверждающих документов он никаких не предоставил. В разговоре с заведующей ответчик сказал, что выселяться не собирается. За найм имеется небольшая задолженность в размере 1366 рублей, за коммунальные услуги задолженности нет.
Ответчик Свечников С.В. в настоящее судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом; письменных ходатайств и объяснений по существу иска не представлено.
Представитель третьего лица ОВМ УМВД «Серпуховское» в настоящее судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 01 июля 2022 года № 2130, жилой дом, расположенный по <адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») и передан по акту приема-передачи недвижимого имущества от 19 июля 2022 года (л.д. 10-13,14-16).
ФГАУ «Росжилкомплекс» создано с 01 мая 2020 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 № 175 путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования Федерального государственного казенного учреждения «Инженерно-технический центр № 2 Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи» Министерства обороны Российской Федерации. (л.д. 17-18).
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации «О реорганизации Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» от 06.11.2020 № 583, региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с 01.01.2021 реорганизованы путем присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс» путем создания филиалов ФГАУ «Росжилкомплекс», согласно перечню приложения № 1 к Приказу, в том числе филиал «Московский» ФГАУ «Росжилкомплекс», за которым закреплена территория субъектов Российской Федерации - Москва и Московская область. (л.д. 19-22).
Приказом Министерства обороны РФ № 742 от 29 декабря 2020 года, ФГАУ «Росжилкомплекс» определен специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством РФ, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (л.д. 23-25).
17 января 2024 года заведующей общежитием Б был составлен акт о фактическом проживании, из которого следует, что в спорном жилом помещении проживает ответчик Свечников С.В. без документов, подтверждающих основания его проживания по данному адресу. (л.д. 29-30).
Из копии паспорта на имя ответчика, регистрационного досье, выписки из домовой книги следует, что Свечников С.В. постоянно зарегистрирован по <адрес>, с 03.10.2000 года (л.д. 31-32,37,53).
Согласно копий акта о фактическом проживании от 22 июля 2024 года и докладной заведующей общежитием инв.<номер>, в ходе обследования установлено фактическое проживание ответчик Свечникова С.В. в спорном жилом помещении без документов, подтверждающих основания его проживания по данному адресу (л.д. 56,57).
По заключению участвующего в деле прокурора Заплаткиной Т.В. с учетом представленных доказательств исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя истцов, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования частично.
Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Согласно ч. 2 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма. В соответствии со ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно положений ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст.63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В случае, если гражданин, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 статьи 31 настоящего Кодекса, или на основании завещательного отказа, использует это жилое помещение не по назначению, систематически нарушает права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение, собственник жилого помещения вправе предупредить данного гражданина о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, собственник жилого помещения также вправе назначить данному гражданину разумный срок для проведения ремонта жилого помещения. В случае, если данный гражданин после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин не проведет необходимый ремонт, данный гражданин по требованию собственника жилого помещения подлежит выселению на основании решения суда.
В соответствии со ст.90 Жилищного кодекса РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
На основании ст.91 Жилищного кодекса РФ если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью2 настоящей статьи.
2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст.104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Проанализировав указанные выше нормы права и обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о выселении ответчика Свечникова С.В. из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, так как основания для его законного проживания в нем отсутствуют – доказательств обратного ответчиком не представлено.
Исковые же требования о признании ответчика Свечникова С.В. утратившим право пользования спорным жилым помещением не могут быть удовлетворены, так как у данного ответчика вообще отсутствуют и отсутствовали правовые обоснования владения и пользования спорным жилым помещением – доказательств обратного не представлено.
Требование о взыскании убытков в рамках заявленного предмета иска и его основания не подлежат удовлетворению.
Действительно, в соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Однако, поскольку данные убытки не конкретизированы, являются абстрактными, расчет основан на предположении возможной выплаты компенсации лицам, которым возможно было бы предоставлено спорное жилое помещение, суд лишен возможности удовлетворить требование истца о взыскании с ответчика убытков, связанных с его незаконным проживанием в спорном жилом помещении.
При этом суд также учитывает, что оплата ответчиком за наем спорного жилого помещения и за пользование коммунальными услугами производилась.
Исходя из изложенного, на основании ст.ст.15, 288, 672 ГК РФ, ст.ст.30, 35, 60, 63, 90, 91, 92, 103, 104 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Выселить ответчика Свечникова Сергея Васильевича, <дата> рождения, из жилого помещения, расположенного по <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - о признании ответчика Свечникова Сергея Васильевича утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес>; о взыскании 63025 рублей 21 копейки в качестве возмещения убытков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Крючков С.И.
Мотивированное решение суда составлено 12 августа 2024 года.