Судья: Никитина С.Н. адм. дело № 33а-13878/2023
УИД: 63RS0039-01-2023-001584-62
№ 2а-2049/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Габерлаха Д.Р. на решение Советского районного суда г. Самары от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., судебная коллегия
установила:
МИ ФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Габерлаху Д.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований административным истцом указал, что Габерлах Д.Р. является плательщиком транспортного налога за 2020 г. в связи с наличием в собственности следующих автомобилей: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Однако обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем, за ним числится задолженность по налогам и пени. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим административным иском.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика Габерлах Д.Р. недоимку по обязательным платежам на общую сумму <данные изъяты> копеек, в том числе: по транспортному налогу за 2020 год ОКТМО <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек за период со 2 декабря 2021 г. по 20 декабря 2021 г.
Решением Советского районного суда г. Самары от 6 сентября 2023 г. административные исковые требования удовлетворены, с административного ответчика также взыскана в пользу местного бюджета г.о. Самара государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рубля (л.д. 227-233).
В апелляционной жалобе Габерлах Д.Р. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 239).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 КАС РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом установлено, что Габерлах Д.Р. в период 2020 г. являлся собственником следующих транспортных средств<данные изъяты> г/н №, период владения - 6 месяцев, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, период владения - с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г<данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, период владения - с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, период владения – с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, период владения - ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
Из материалов дела следует, что налоговым органом направлено административному ответчику налоговое уведомление № № от 01 сентября 2021 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере ДД.ММ.ГГГГ рубля в срок до 1 декабря 2021 г. (том 1 л.д.14), заказным письмом согласно списку почтовой корреспонденции № № по адресу его регистрации 8 октября 2021 г. (том 1 л.д. 19).
В связи с не поступлением оплаты налога, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № № по состоянию на 21 декабря 2021 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек в срок до 15 февраля 2022 г. (том 1 л.д. 21).
Расчет пени по транспортному налогу за 2020 год за период со 2 декабря 2021 г. по 20 декабря 2021 г. произведен налоговым органом следующим образом: <данные изъяты> (сумма недоимки) х 1/300 х 7,5% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) х 18 (количество дней просрочки со 2 декабря 2021 г. по 19 декабря 2021 г.) = <данные изъяты> копейка, <данные изъяты> рубля х 1/300 х 8,5% (за 20 декабря 2021 г.) = <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты> копеек. Расчет пени судом проверен, признан верным (том 1 л.д. 11).
В материалах дела имеется подтверждение направления требования об уплате налога в адрес должника в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации путем направления почтой, вручено 5 января 2022 г. (том 1 л.д. 75).
Поскольку общая сумма недоимки по налогам и пени превысила <данные изъяты> рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 15 августа 2022 г.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные сумма налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 11 апреля 2022 г. МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Габерлаха Д.Р. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в сумме <данные изъяты> копеек, всего на сумму <данные изъяты> копеек (том 1 л.д. 127).
12 апреля 2022 г. мировым судьей судебного участка №№ Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № №, которым взыскана указанная выше задолженность (том 1 л.д. 132).
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №№ Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области - мирового судьи судебного участка № № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 17 августа 2022 г. отменен судебный приказ № № от 12 апреля 2022 г. (том 1 л.д. 139).
На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованию № № пропущен не был.
10 февраля 2023 г. административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается датой в квитанции об отправке (том 1 л.д. 22).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не исполнено требование налогового органа об уплате суммы налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Габерлаха Д.Р. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не установил. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Указанные доводы подлежат отклонению судебной коллегией ввиду следующего.
Так, в соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Как следует из содержания части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Судом установлено, что налоговым органом административному ответчику направлено налоговое уведомление № № от 1 сентября 2021 г. о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля в срок до 1 декабря 2021 г. (т. 1 л.д.14).
Указанное налоговое уведомление направлено на адрес регистрации по месту жительства Габерлаха Д.Р. заказным письмом согласно списку почтовой корреспонденции № № от 8 октября 2021 г. (том 1 л.д. 19).
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Установлено, что в связи с не поступлением оплаты налога, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № № по состоянию на 21 декабря 2021 г. о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек в срок до 15 февраля 2022 г. (том 1 л.д. 21).
Требование об уплате налога направлено административному ответчику посредством почтового отправления и вручено ему 5 января 2022 г. (том 1 л.д.75).
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
11 апреля 2022 г., то есть с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока, МИ ФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №№ Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Габерлаха Д.Р. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в сумме <данные изъяты> копеек, всего на сумму <данные изъяты> копеек (том 1 л.д. 127).
12 апреля 2022 г. мировым судьей судебного участка №№ Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № №, которым взыскана указанная выше задолженность (том 1 л.д. 132).
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №№ Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области, мирового судьи судебного участка № № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 17 августа 2022 г. отменен судебный приказ №№ от 12 апреля 2022 г. (том 1 л.д. 139).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно квитанции об отправке налоговый орган обратился в Советский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением 10 февраля 2023 г., то есть в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (л.д. 28).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы, административным истцом соблюдены установленные налоговым законодательством сроки и порядок взыскания налогов.
Еще одним доводом апелляционной жалобы является то обстоятельство, что сумма пени является необоснованной и налоговым органом не представлен расчет пени.
Указанные доводы является несостоятельными и опровергаются материалами административного дела.
Так, в материалы дела представлен расчет пени (том 1 л.д. 11).
Указанный расчет проверен судом первой инстанции и судебной коллеги, и признан обоснованным, арифметически верным.
Указанный расчет пени административным ответчиком не оспорен.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при вынесении обжалуемого решения, судом не было учтено, что ответчиком производилось частичное погашение взыскиваемой задолженности.
Указанные доводы также являются необоснованными и подлежат отклонению судебной коллегией.
Так, из материалов дела следует, что в налоговом уведомлении № № от 1 сентября 2021 г. административному ответчику начислен транспортный налог за 2020 г. в размере <данные изъяты> рублей (том 1 л.д. 14).
Согласно сведениям из карточки расчетов с бюджетом 6 декабря 2021 г. в счет погашения налоговой задолженности административным ответчиком оплачено <данные изъяты> рублей (том 1 л.д. 178-179).
Иных оплат с момента выставления налогового уведомления (1 сентября 2021 г.) не установлено и административным ответчиком о них сведения не представлены.
При этом, материалами дела установлено, что оплаченная сумма в размере <данные изъяты> рублей учтена налоговым органом (том 1 л.д. 21).
Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
До настоящего времени административный ответчик не уплатил задолженность по налогу и пени. Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Расчет задолженности по налогу и пени судебная коллегия находит обоснованным и арифметически правильным.
Из изложенного следует, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Габерлаха Д.Р. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: