УИД 63MS0077-01-2023-005627-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.
при секретаре судебного заседания Вишневской Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1729/2024 по исковому заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» к Левину ФИО6 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречному исковому заявлению Левина ФИО7 о признании действий незаконными, признании расчета недействительным, аннулировании задолженности, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к Левину А.Ю. о взыскании задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований указав, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 1 ноября 2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В силу публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 1 января 2019 г., то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 г. для населения в сумме 598,16 руб./куб. м (с учетом НДС). Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе, Самара, на 1 кв. м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 куб. м в год.
Левину А.Ю. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 44,9 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>.
Обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком надлежащим образом не исполнялась, в связи с чем за период с 01.01.2019 по 28.02.2023 у ответчика образовалась задолженность в связи с неоплатой указанной услуги в размере 8 230,35 руб., которая до настоящего времени не погашена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с Левина А.Ю. сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 28.02.2023 в размере 8 230,35 руб., аннулировать задолженность, возложить обязанность организовать вывоз мусора пакетированного сбора, как было решено жителями улицы, взыскать расходы по уплате государственной пошлины –400 руб.
Не согласившись с иском, Левин А.Ю. обратились в суд с встречным иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании действий незаконными, признании расчета недействительным, аннулировании задолженности, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что квитанции на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами им не оплачивались, так как услуга по вывозу и утилизации мусора фактически не предоставлялась. Договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключал, документы, подтверждающие заключение между ним и ООО «ЭкоСтройРесурс» данного договора ему не предоставлялись, он с ними ознакомлен не был, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами ему фактически не предоставляется, имеется контейнерная площадка, на которой которая расположена на отделенном расстоянии от жилого дома истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Левин А.Ю. просил признать действия ООО «ЭкоСтройРесурс» не законными, признать расчет за период с 01.01.2019 по 15.02.2024 недействительным ввиду не предоставления услуг по обращению с ТКО, взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. ( л.д.47).
Определением мирового судьи судебного участка № 77 судебного района г. Сызрани Самарской области от 22.02.2024 гражданское дело передано на рассмотрение Сызранского городского суда Самарской области ( л.д.56).
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования, предъявленные к Левину А.Ю. поддерживает, представил письменный отзыв на встречное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении встречного искового заявления отказать.
В судебном заседании Левин А.Ю. исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» о взыскании с него задолженности за предоставление услуги о обращению с твердыми коммунальными отходами не признал, встречный иск поддержал в полном объеме, дав аналогичные пояснения изложенные им в иске. Кроме того, пояснил, что услуга оказывается некачественно, поскольку сбор мусора осуществляется путем приезда грузовой машины, в которую мусор должны складывать самостоятельно в своих мусорных пакетах.
При этом пояснил, что в предоставлении ему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами он не нуждается, поскольку утилизацию мусора производит сам путем сожжения в специальном контейнера на территории своего земельного участка, металлические предметы сдает в пункт по сбору цветных металлов.
Выслушав пояснения истца по встречному иску Левина А.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ).
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом
№ 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 14.07.2022), а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с абз. 16 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I).
При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее Правила № 1156).
Согласно пунктам 8(4)-8(17) Правил № 1156, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Судом установлено, что с января 2019 года истцу ООО «ЭкоСтройРесурс» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее: ТКО) на территории Самарской области - по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Левин В.Ю. с 2010 года является собственником жилого дома площадью 44,9 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> принадлежит на праве собственности Левину А.Ю., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.01.2023 ( 15-16).
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор - были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: http//ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2018.
Положениями ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Таким образом, в силу своей публичности, договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (статья 426 ГК РФ), а также согласно статьи 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019,
то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Указанный договор полностью соответствует императивно закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 требованиям к содержанию Договора на обращение с ТКО.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018 № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем заключение договора в письменной форме не требуется.
Таким образом, доводы Левина А.Ю. об отсутствии договорных отношений с региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» на предоставление услуги по обращению с ТКО на объект недвижимости по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>,
<адрес>, суд признает несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм законодательства договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, заключение договора в письменной форме персонально с собственником жилого помещения не предусмотрено, оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 846, а также приказом Департамента целевого и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95, утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./кв. м
(с учетом НДС).
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 25.11.2022 № 820 (ред. от 15.12.2023) «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на период с 01.12.2022 по 31.12.2023, который составляет 622,07 руб./м3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о. Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области №1023 от 29.12.2018 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м., общей площади жилого помещения» принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории десяти городских округов Самарской области, в том числе в г.о. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № *** к Правилам № ***, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Согласно представленному ООО «ЭкоСтройРесурс» расчету сумма ежемесячного платежа за оказание услуг по обращению с ТКО по объекту недвижимости: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> (лицевой счет № 10810041516 составляет с 01.01.2019 по 30.11.2022 - 203,67 руб., с 31.12.2022 составляет 211,81 руб.)
Расчет суммы ежемесячного платежа за услуги по обращению с ТКО произведен следующим образом: 44,9 кв.м. (общая площадь жилого помещения) х 0,091 м3/год/ (норматив накопления ТКО) 12 мес. (количество месяцев в году) х 598,16 руб./м3 (цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора до 31.12.2022 (х 662,07 руб./м3 (цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора с 01.12.2022 по 31.12.2023 ). �����������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�+�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????�?j�?????????�?�?�????h????????????�?�?�?Й?�??Й??????�?j�?????????????????�?�?�????h�?????????J?J?J????????J?J?J?????????????�?�
Суд полагает данный расчет верным, арифметически правильным, поскольку указанный расчет выполнен ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с нормативами накопления ТКО, тарифами, правилами, и по формуле, утвержденными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Доказательств погашения задолженности ответчиком, иной расчет Левиным А.Ю. суду не представлены.
Истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обращался к мировому судье судебного участка 77 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Левина А.Ю. задолженности.
22.05.2023 мировым судьей судебного участка 77 судебного района г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № 2-2170/2023, который определением того же мирового судьи от 14.09.2023, данный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от ответчика ( л.д.22-23).
В адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиком исполнено не было.
Обращаясь в суд с встречным исковым заявлением Левин А.Ю. просит признать расчет ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с ТКО недействительным, в обоснование требований указав, что фактически данная услуга ему не предоставляется, контейнерные площадки, установленные
в соответствии с нормами СанПин отсутствуют, в связи с чем считает, действия что начислению платежей по обращению с твердыми коммунальными отходами незаконными.