Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-784/2023 ~ М-494/2023 от 09.03.2023

                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ХМАО-Югра                                    10 мая 2023 года

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи Дитюк А.Б., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Борниковой Н.Б., соистцов Вьюнник И.И., Морозовой В.Н., Шушлебин М.В., представителя ответчика Измайловой Д.И., представителя Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры Онопа Ю.А., представителя окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> Гавриловой В.В., при секретаре судебного заседания Джабаровой В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело года по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего Вьюнник И.И. к <адрес>, Управлению социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> по договору найма специализированных жилых помещений, о включении в указанный список,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетнего Вьюнник И.И. с вышеуказанным иском, указав следующее.

<адрес> проведена проверка по обращению Морозовой В.Н. о нарушении жилищных прав Выюнника И.И.

Установлено, что распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -р Морозова В.Н. и Шушлебин М.В. назначены опекунам несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на возмездных условиях по договору о приемной семье.

Согласно п.3 вышеуказанного распоряжения определено место жительства несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период опеки опекунами по адресу: <адрес>, мкр-н Северный, <адрес>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р в части определения места пребывания несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства опекуна на время опеки по адресу: <адрес>, мкр. Авиационный, <адрес>.

В связи с прохождением обучения на территории <адрес> Управлением опеки по городскому округу Домодедово ДД.ММ.ГГГГ -р удовлетворено заявление Морозовой В.Н. и Шушлебин М.В. на раздельное проживание с несовершеннолетним Выюнником И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Аналогичное распоряжение вынесено Управлением опеки по городскому округу Домодедово ДД.ММ.ГГГГ .94/р-735, согласно которому место проживания несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено на период обучения по адресу: <адрес>

Установлено, что опекун Морозова В.Н. в защиту интересов несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в 2022 году направлены документы включении несовершеннолетнего в список-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещения в <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании регистрации несовершеннолетнего на территории <адрес>, мкр.Авиационный, <адрес>.

При этом, несовершеннолетний Вьюнник И.И. на территории <адрес> постоянной регистрации не имеет.

Сторонам известно, что несовершеннолетний Вьюнник И.И. на основании договора дарения доли в праве собственности на квартиру о ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 9/24 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: пер. Трассовый, <адрес>, с.<адрес>, ХМАО-Югра.

Распоряжением администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в жилом помещении, расположенном по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, с.<адрес>, пер.Трассовый, <адрес>.

Прокурор считает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Установлено, что несовершеннолетний Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации на территории <адрес> не состоит и не состоял.

Право несовершеннолетний Вьюнник И.И. на получение жилого помещения по договору найма на территории Российской Федерации не использовал. Таким образом, установлено, что на учете в списке детей-сирот по предоставлению по договору найма жилых помещений на территории <адрес> он не состоит, жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, признано аварийным и подлежащим сносу до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время Вьюнник И.И. жилым помещением не обеспечен, что свидетельствует о нарушении его прав.

На основании изложенного, ппроцессуальный истец просит суд: признать незаконным и отменить постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений; обязать включить Вьюнник И.И. в указанный список с момента подачи такого заявления.

Представитель процессуального истца Борникова Н.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Кроме того, заявила ходатайство о вынесении частного постановления в адрес Департамента социального развития ХМАО-Югры по основаниям нарушения прав несовершеннолетнего лица.

Материальный истец Вьюнник И.И. и его законные представители – опекуны Морозова В.Н. и Шушлебин М.В. в судебном заседании просили суд иск удовлетворить, об этом же указали в возражениях на действия органов опеки и попечительства <адрес>.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Измайлова Д.И. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила суд в иске отказать по доводам, представленным суду письменным возражениям. Настаивала на законности принятого постановления, не находя оснований для его отмены.

Представитель Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры Онопа Ю.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, мотивировала свою позицию тем, что она лично составила с Вьюнник И.И. разговор по телефону, в ходе которого дала ему исчерпывающие пояснения о возможности выбрать место для своего проживания и с учетом этого решения обратиться в соответствующий орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Указала, что постановление об отказе о включении Вьюнник И.И. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит отмене, так как от Вьюнник И.И. получено ДД.ММ.ГГГГ заявление о желании получить жилое помещение в месте проживания его опекунов, т.е. в <адрес>.

Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Представитель окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> Гаврилова В.В. в судебном заседании высказала позицию о согласии с заявленными исковыми требованиями, представила отзыв на иск, в котором подтверждала сведения, изложенные прокурором в суде, приводя позицию защиты прав несовершеннолетнего Вьюнник И.И. по реализации жилищных прав на территории <адрес>, в месте его постоянного проживания.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования нрава на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории ХМАО-Югры регулируются Законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся 6ез попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском <адрес>-Югре» (далее - Закон -оз), а также постановлением правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отдельных вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в Ханты-Мансийской <адрес>-Югре» (далее - Закон -п), постановлением Правительства Ханты-Мансийского <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «О порядке формирования и ведения реестра детое сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договора найма специализированных жилых помещений, порядке формирования и ведения реестра жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также порядке ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в Ханты-Мансийском <адрес> - Югре» (далее - Порядок).

Согласно п.1 ст.5 Закона -оз детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с главой IV настоящего Закона в порядке, установленном <адрес> однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского <адрес> – Югры.

Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - иные лица), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

B соответствии с п.2 ст.5 Закона -оз проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Пунктом 3 ст.5 Закона предусмотрено, что орган опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пп.37.15 п.1 ст.5 Закона -п к полномочиям органа опеки и попечительства Ханты-Мансийского <адрес>-Югры в соответствии с федеральным законодательством относится: формирование в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, из списка и формирование сводного списка по автономному округу.

В силу п.2 Порядка, учет ведет структурное подразделение Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес> - Югры - Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства (далее - Управление) по месту жительства (в случае отсутствия места жительства - по месту пребывания) детей-сирот, в электронном виде и на бумажном носителе по форме, которую утверждает приказом Департамент социального развития Ханты-Мансийского <адрес> - Югры.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, в достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельно проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.21 Решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -нпа «Об утверждении порядка управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования <адрес> детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, не являющимся нанимателях жилых помещений по договорам социального найма или членами семы нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным Законом Ханты Мансийского <адрес> - Югры , администрацией района в порядке, установленном постановлением Правительства Ханты-Мансийского <адрес>–Югры -п, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты Мансийского <адрес> - Югры.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерация от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он преимущественно проживает, в соответствии с Российской Федерации может быть признано одно из образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

На основании п. 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Вьюнник И.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>; относится к категории лиц, который относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не достиг возраста 18 лет.

Родители Вьюнник И.И. - мать Вьюнник Е.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 1-ПН выдано администрацией сельского поселения <адрес> ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ), отец Вьюнник И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 1-ПН выдано администрацией сельского поселения <адрес> ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -р Морозова В.Н. и Шушлебин М.В. назначены опекунам несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на возмездных условиях по договору о приемной семье.

Согласно п.3 вышеуказанного распоряжения определено место жительства несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период опеки опекунами по адресу: <адрес>, мкр-н Северный, <адрес>.

Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р в части определения места пребывания несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства опекуна на время опеки по адресу: <адрес>, мкр. Авиационный, <адрес>.

В связи с прохождением обучения на территории <адрес> Управлением опеки по городскому округу Домодедово ДД.ММ.ГГГГ -р удовлетворено заявление Морозовой В.Н. и Шушлебин М.В. на раздельное проживание с несовершеннолетним Выюнником И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Аналогичное распоряжение вынесено Управлением опеки по городскому округу Домодедово ДД.ММ.ГГГГ .94/р-735, согласно которому местом проживания несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определено на период обучения по адресу <адрес>

Постановлением администрации Сургутского муниципального района ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в жилом помещении» установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в жилом помещении по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра, <адрес>, с.<адрес>, пер.Трассовый, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Вьюнник И.И. – опекун Морозова В.Н. обратилась в Управление опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации Сургутского муниципального района несовершеннолетнему Вьюнник И.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.

Основанием для отказа во включении Вьюнник И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> в оспариваемом постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявлено наличие у несовершеннолетнего регистрации по адресу: <адрес>, мкр.Авиационный, <адрес>, что связано с наличием у него места жительства в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес опекуна Морозовой В.Н. Управлением опеки и попечительства администрации <адрес> направлен ответ с уведомлением об отказе в удовлетворении заявления о включении несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в указанный список с указанием на причины отказа, связанного с иным метом проживания несовершеннолетнего, а также разъяснено право обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного (<адрес>).

Проверив указанное постановление на предмет его законности и обоснованности, суд пришел к выводам о нарушении прав несовершеннолетнего Вьюнник И.И. на жилище и социальных гарантиях поддержки несовершеннолетнего лица.

По смыслу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

Из смысла статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

Вьюнник И.И. был выявлен как ребенок, оставшийся без попечения родителей в <адрес>, куда приехал для временного пребывания на период болезни матери, проживавшей и находившейся <адрес> ХМАО-Югры на момент смерти, устроен в семью опекунов на семейную форму воспитания в городе <адрес>, в настоящее время проходит обучение по очной форме в СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж» и проживает в общежитии по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что жилым помещением на территории <адрес> несовершеннолетний Вьюнник И.И. не обеспечивался. На момент установления опеки в отношении Вьюнник И.И. в силу малолетнего возраста он не мог самостоятельно выбирать место проживания; вопрос о месте жительства на время пребывания на семейной форме устройства решался органом опеки и попечительства муниципалитета Управлением опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства образования <адрес> и опекунами Морозовой В.Н. и Шушлебин М.В.

Обстоятельство наличия права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признается сторонами и констатируется уполномоченным государственным органом и соответствующим муниципальным органом на территории <адрес>.

Суд полагает, что при наличии предусмотренных федеральным законом оснований для реализации несовершеннолетним Вьюнник И.И. права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, само предоставление жилого помещения в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации должно осуществляться по месту жительства Вьюнник И.И. в с.<адрес> ХМАО-Югры.

Суд учитывает, что заявление опекуна Морозовой В.Н. о включении несовершеннолетнего Вьюнник И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поступило в соответствующий орган осуществлено в период, когда Вьюнник И.И. в силу возраста не обладал дееспособностью в полном объеме, а именно в сентябре 2022 года, и реализовано опекуном в соответствии с возложенными на нее правами.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В жилом помещении по адресу регистрации по месту пребывания на период опеки: <адрес>, мкр.Авиационный, <адрес>, Вьюнник И.И. проживал до момента поступления в образовательное учреждение. Исходя из полученных пояснений в судебном заседании от Вьюнник И.И. и его опекуном Морозовой В.Н. и Шушлебин М.В. после окончания обучения, несовершеннолетний планирует вернуться для проживания в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры для работы и проживания.

Доводы представителя Управления социальной защиты Онопа Ю.А. о том, что отказано в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, было в связи в том числе с тем, что несовершеннолетний сам высказал желание проживать в <адрес> не принимаются судом, поскольку решение об отказе о включении в список было принято в октябре 2022 года, тогда как заявление от Вьюнник И.И. получено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие согласия опекунов с нарушением прав несовершеннолетнего.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд приходит к выводу, что на момент обращения опекуна Вьюнник И.И. – Морозовой В.Н., несовершеннолетний не имеет закрепленного на основании закона жилого помещения, и в силу положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории <адрес>, то есть по месту своей регистрации и места жительства.

Следовательно, в силу системного применения положений пунктов 1, 3 и 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, пунктов 1, 3, 4 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Вьюнник И.И. подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений.

Суд отмечает, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений не содержит указания на соответствующие нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, что не соответствует требованиям Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Из комплексного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что формирование субъектом Российской Федерации списка, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законодательством оснований для реализации, указанной категорий лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В Список включаются, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в том числе, лица, которые ранее относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Суд приходит к выводу, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в их системном единстве, следовательно, является незаконным и подлежит отмене.

На администрацию <адрес> надлежит возложить обязанность включить Вьюнник И.И. в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированных жилых помещений с момента подачи заявления.

Разрешая заявленные исковые требования и обсуждая доводы представителя Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента Социального развития ХМАО-Югры о том, что несовершеннолетний Вьюнник И.И. самостоятельно до достижения 18 лет высказал позицию определения места своего дальнейшего проживания без учета позиции опекунов несовершеннолетнего лица, суд приходит к следующему.

Суд усматривает наличие оснований для вынесения частного определения в адрес Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по следующим мотивам.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе рассмотрения гражданского дела представителем Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела возражения на исковое заявление, из которого следует, что несовершеннолетний Вьюнник И.И. согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ желает быть обеспечен жилым помещением в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ законным представителем приобщен отзыв на исковое заявление заместителя прокурора <адрес>, в котором отражено, что должностным лицом Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры осуществлен звонок несовершеннолетнему Вьюнник И.И. с просьбой написать заявление о получении жилого помещения на территории <адрес>.

Также, в ходе рассмотрения гражданского дела представителем Окружного управления социального развития Министерства социального развития <адрес> заявлено ходатайство о приобщении к материалам отзыва на исковое заявление заместителя прокурора района, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Окружное управление социального развития Министерства социального развития <адрес> поступило письмо от Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры о включении несовершеннолетнего Вьюнник И.И. на основании обращения несовершеннолетнего.

В соответствии с п.1 ст.54 Семейного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №223-ФЗ (далее – СК РФ) ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Согласно п.1 ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Как следует из п. 1 ст. 78 СК РФ, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В силу ч.2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон №48-ФЗ) и ст.31 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Пунктом 6 ст.15 Закона №48-ФЗ при временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с обучением или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.

В нарушение ст. 78 СК РФ должностным лицом Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры отобрано заявление у несовершеннолетнего Вьюнник И.И., который полной правоспособности в связи с недостижением 18 лет не имеет. Несовершеннолетний, в силу своего возраста в полной мере не может осознавать последствия подписания такого рода документов.

Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры осуществлено взаимодействие с несовершеннолетним Вьюнник И.И. без участия и уведомления законного представителя (опекуна), чем нарушены его права, в том числе его право на предоставление жилого помещения.

Изложенные обстоятельства указывают на грубые нарушения закона со стороны должностных лиц Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития ХМАО-Югры, о чем надлежит указать руководителю данного органа путем вынесения частного определения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего Вьюнник И.И. к администрации <адрес>, Управлению социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и <адрес> Департамента социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры, Департаменту социального развития Ханты-Мансийского <адрес>-Югры о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> по договору найма специализированных жилых помещений, о включении в указанный список – удовлетворить.

    Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений.

Включить несовершеннолетнего Вьюнник И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в <адрес> Ханты-Мансийского <адрес>-Югры по договору найма специализированных жилых помещений с момента подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский районный суд Ханты-Мансийского <адрес>-Югры.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                        подпись                 А.Б. Дитюк

КОПИЯ ВЕРНА

Подлинный документ находится в деле

УИД 86RS0-45

СУРГУТСКОГО РАЙОННОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского районного суда ХМО-Югры

_________________________А.Б.Дитюк

2-784/2023 ~ М-494/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шушлебин Максим Владиславович
Заместитель прокурора района Трофимов А.А. в интересах Вьюнника Игната Игоревича
Морозова Виктория Николаевна
Вьюнник Игнат Игоревич
Ответчики
Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства города Сургута и Сургутского района
Администрация Сургутского района
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Суд
Сургутский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Дитюк А.Б.
Дело на странице суда
surgray--hmao.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2023Подготовка дела (собеседование)
11.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее