Дело №
34RS0№-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «05» августа 2021 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Захаров Р.П.,
при секретаре судебного заседания Сидельниковой А.С.,
с участием истца Александриной НА,
представителя истца Александриной НА – Страхова АВ, действующего на основании доверенности от 04.06.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александриной НА к обществу с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании недополученной суммы страховой выплаты, процентов, штрафа и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Александрина Н.А. обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании недополученной суммы страховой выплаты, процентов, штрафа и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что между её супругом Александриным В.А. и ООО «АльфаСтрахование» был заключен договор страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода №, объектом страхования которого являются имущественные интересы, связанные со смертью застрахованного лица. Размер страховой премии составил 1 539 700 рублей, которые были перечислены 29.12.2017 года на расчетный счет ООО «АльфаСтрахование-Жизнь». Согласно условиям договора, страховыми рисками и страховыми случаями являются: - дожитие застрахованного до 07.01.2021 года; смерть застрахованного; смерть застрахованного в результате кораблекрушения/авиакатастрофы/крушение поезда. ДД.ММ.ГГГГ ВА умер. Наследником на имущество, оставшееся после ВА, является его супруга Александрина Н.А.. Согласно п. 6 раздела 2 договора страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода, при наступлении страхового случая по риску «Смерть застрахованного» в соответствии с п. 2 раздела 4, выплачивается 100 % страховой суммы, установленной в п. 2 раздела 5 договора, а именно 1 539 700 рублей, после наступления даты, указанной в настоящем договоре как дата окончания срока страхования. В состав страховой выплаты может быть включен дополнительный инвестиционный доход. После наступления даты окончания страхования, истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате причитающихся ей денежных средств. В результате рассмотрения заявления истцу была выплачена денежная сумма в размере 1 168 885 рублей 81 копейки, что на 370 814 рублей меньше страховой суммы, указанной в договоре страхования жизни. Инвестиционный доход вообще не был выплачен. Просит суд: взыскать с ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» в пользу Александриной Н.Ю. недополученную часть страховой выплаты в размере 370 814 рублей 81 копейки; взыскать проценты на сумму долга в сумме 3 149 рублей 39 копеек; взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей; взыскать штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от общей суммы.
В судебном заседании истец Александрина Н.А. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Страхов А.В. в судебном заседании просит иск удовлетворить, поскольку ответчиком страховая сумма была выплачена не в полном объеме.
Ответчик – представитель ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежаще, в представленном суду письменном возражении указывает, что истец в марте 2021 года обратилась в ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» с заявлением о страховой выплате. Оценив представленные медицинские документы, ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» отказала в выплате истцу, в связи с тем, что смерть наступила от механической асфиксии при самоповешении. В соответствии с п. 4.3.2 Условий страхования по риску «Смерть Застрахованного» не признается страховым случаем событие, произошедшее вследствие самоубийства в течение первых 2 лет действия договора страхования, за исключением случаев доведения застрахованного до самоубийства противоправными действиями третьих лиц. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку самоубийство не признается страховым случаем /л.д. 42-45/.
Третье лицо – представитель АО «Россельхозбанк», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки и их уважительности суду не представил.
Суд, с учётом мнения стороны истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом.
Выслушав истца и его представителя, оценив изложенные в исковом заявлении доводы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором (статья 426 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (п. 1 ст. 943 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 943 ГК РФ, условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
На основании ч. 3 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования содержат положения, в том числе и о случаях отказа в страховой выплате.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В судебном заседании установлено, что между ВА и АО «Российский сельскохозяйственный банк» 15.08.2016 года заключен договор вклада «Золотой» № на сумму 2 200 000 рублей со сроком действия до 14.08.2020 года /л.д. 61-62/.
Кроме того, между ВА и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» заключен договор страхования № № на основании «Условий страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода» (вариант 34) со сроком действия с 08.01.2018 года по 07.01.2021 года. Согласно условиям указанного договора, страховыми рисками и страховым случаем признается: дожитие застрахованного до 01.07.2021 года; смерть застрахованного, смерть застрахованного в результате кораблекрушения/авиакатастрофы/крушения поезда (п. 4). При этом, страховая сумма по рискам «Дожитие Застрахованного» и «Смерть Застрахованного» составляет 1 539 700 рублей, а по риску «Смерть Застрахованного в результате кораблекрушения/авиакатастрофы/крушение поезда» - 153 970 рублей (п. 5). В дополнение к страховой выплате может быть выплачен дополнительный инвестиционный доход (п. 6). Дополнительный инвестиционный доход определяется страховщиком на момент прекращения договора страхования с учетом выбранной при заключении договора страхователем/застрахованным стратегии инвестирования. Дополнительный инвестиционный доход рассчитывается по формуле, изложенной выше. При досрочном прекращении договора страхования дополнительный инвестиционный доход равен нулю. Дополнительный инвестиционный доход, рассчитанный по формуле, и не равный нулю, включается в состав страховой выплаты только по рискам «Дожитие Застрахованного» и «Смерть Застрахованного» и может быть выплачен только после наступления даты, указанной в настоящем договоре как дата окончания срока страхования /л.д. 47-55/.
ВА умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти /л.д. 58, 67, 74, 87/.
Согласно наследственному делу №, наследником на имущество умершего ВА, принявшим наследство по закону, является супруга (истец) Александрина Н.А. /л.д. 86, 107/.
В силу ст. 943 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых страховщиком. Указанные правила страхования являются неотъемлемой частью договора и должны соблюдаться сторонами. Таким образом, стороны договоров страхования обязаны соблюдать положения правил страхования, в том числе и об исключениях при которых страховое возмещение не выплачивается.
Согласно п. 4.3.2 Условий страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода, страховщик освобождается от страховой выплаты, в том числе, в случае самоубийства (покушение застрахованного на самоубийство) в течение первых двух лет действия договора страхования, за исключением доведения застрахованного до самоубийства противоправными действиями третьих лиц /л.д. 114/.
В судебном заседании установлено, что смерть Застрахованного лица – ВА наступила вследствие самоубийства путем повешения. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной смерти ВА является механическая асфиксия от сдавления органов шеи петлей при повешении /л.д. 76-79/.
В случаях досрочного прекращения договора страхования, кроме случаев, предусмотренных п. 8.6 указанных условий страховщик осуществляет расчет выкупной суммы на дату прекращения договора страхования. При этом, размер выкупной суммы не может быть менее чем размер выкупной суммы, указанной в договоре страхования /п. 8.4 Условий страхования/.
ВА с условиями страхования был ознакомлен и согласен, о чем свидетельствует подпись последнего.
При изложенных выше обстоятельствах отказ ООО «АльфаСтрахование» в выплате истцу страхового возмещения является законным и обоснованным, а исковые требования Александриной Н.А. не подлежащими удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении исковых требований Александриной Н.А. о взыскании страховой выплаты отказано, производные требования также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Александриной НА к обществу с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании с ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» в пользу Александриной НА недополученной части страховой выплаты в размере 370 814 рублей 81 копейки, о взыскании процентов на сумму долга в сумме 3 149 рублей 39 копеек, о взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от общей суммы – отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2021 года с помощью компьютера.
Председательствующий судья ________________ Р.П. Захаров