Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-102/2022 от 20.01.2022

Судья Лучникова С.С.

Дело № 7-224/2022 / 12-102/2022 (№ 5-2327/2021)

УИД 59RS0007-01-2021-009089-69        

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 15 февраля 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каско Н.С., с участием защитника Максимова С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Сечиной Анастасии Евгеньевны на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 г. Сечина А.Е. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Сечина А.Е. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на не установление в ходе судебного разбирательства обстоятельств, подтверждающих событие административного правонарушения, не установление обстоятельств позволяющих применить положения законодательства, допускающие снижение размера административного штрафа менее минимального, ненадлежащее доведение информации о составлении протокола об административном правонарушении.

Сечина А.Е. в судебном заседании в краевом суде, извещенная надлежаще, участие не принимала.

В судебном заседании в краевом суде защитник Максимов С.В. жалобу поддержал.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Максимова С.В., исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

В силу пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Основанием для привлечения Сечиной А.Е. постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении от 28 сентября 2021 г. обстоятельства, выявленные при проведении проверки Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» за период с июля 2018 года по июнь 2021 года, нарушения Сечиной А.Е. как должностным лицом пункта 10 статьи 13.1, пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Выразившееся в том, что организация осуществляла деятельность, в том числе носящую политический характер, в форме участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений, распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике, формирования общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований. Данная деятельность осуществлялась в областях, не относящихся к установленным законом исключениям. Деятельность организации и ее членов оказывает влияние на выработку и реализацию государственной политики в сфере законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина. При этом в проверяемом периоде деятельность организации финансировалась из иностранных источников (Филиал Фонда Фридриха Науманна за свободу (Германия) в Российской Федерации, Фонд «PRONOVA» (Республика Молдова). Таким образом, Пермская региональная общественная организация поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» в период проверки осуществляла деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Сечина А.Е. в период указанной деятельности являлась руководителем организации и до начала осуществления деятельности организации в качестве иностранного агента ею не было представлено соответствующее заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Судья районного суда при вынесении постановления исходил из того, что каких-либо нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Сечиной А.Е. допущено не было.

Такой вывод судьи районного суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, который является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 0345921 составлен заместителем начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в отношении Сечиной А.Е. как должностного лица Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор» 28 сентября 2021 г. в ее отсутствие (л.д. 5-10).

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено о времени и месте составления протокола в установленном порядке.

Должностное лицо, составляя протокол в отсутствие Сечиной А.Е. указало, что неявка или уклонение от предоставления информации не могут препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач. При этом ссылаясь на то, что уведомление о дате и времени составления протокола направлено Сечиной А.Е. по адресу организации, сведения о котором содержаться в ЕГРЮЛ, по адресу проживания, имеющегося в материалах учетного дела (****), по адресу электронной почты Сечиной А.Е. ***, которая значится в письменных пояснениях Сечиной А.Е., в качестве контактной информации, а также 23 сентября 2021 г. по адресу: **** направлена телеграмма.

Сведений о получении Сечиной А.Е. уведомления на составление протокола хотя бы по одному из перечисленных адресов в деле не имеется.

Данные обстоятельства оставлены без внимания и надлежащей правовой оценки судьей районного суда при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что уведомление от 22 сентября 2021 г. № 59/03-6393 о составлении протокола 28 сентября 2021 г. в 11 часов 00 минут направлено Сечиной А.Е. по электронной почте на адрес *** (л.д. 57). При этом в деле отсутствуют данные, позволяющие контролировать получение этой информации Сечиной А.Е., отчет о доставке электронного письма, информация о прочтении направленного сообщения отсутствуют. В данном случае исходя из содержания статьи 25.15 КоАП РФ использованный способ извещения не обеспечивает фиксирование получения адресатом направленной в его адрес информации, что не может расцениваться как надлежащее извещение.

Кроме этого в целях извещения Сечиной А.Е. должностным лицом согласно списку № 256 от 22 сентября 2021 г. внутренних почтовых отправлений уведомление от 22 сентября 2021 г. № 59/03-6393 направлено почтой по адресу: **** (почтовый идентификатор **), **** (почтовый идентификатор **), **** (почтовый идентификатор **) (л.д. 60-61).

Вместе с тем ни одно из указанных почтовых отправлений не подтверждает извещение Сечиной А.Е. о составлении протокола и не может быть признано таковым.

Так, почтовое отправление, направленное по адресу: **** (почтовый идентификатор **) 25 октября 2021 г. возвращено за истечением срока хранения. Данный адрес не является местом нахождения Пермской региональной общественной организации поддержки и развития медиа-проектов «Четвертый сектор», директором которой являлась Сечина А.Е., поскольку адресом организации, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц является адрес: ****. Направление уведомления по адресу, который не является местом нахождения организации и не является местом жительства Сечиной А.Е. не свидетельствует о надлежащем извещении.

Почтовое отправление по адресу: **** (почтовый идентификатор ** возвращено 05 ноября 2021 г. отправителю по иным обстоятельствам и получено им 22 ноября 2021 г.), также не может расцениваться в качестве надлежащего извещения. По данному адресу (****) Сечина А.Е. имела регистрацию по месту жительства до 11 мая 2021 г., то есть до начала проведения проверки в ходе которой должностному лицу было сообщено о месте жительства (регистрации) Сечиной А.Е. по адресу: ****, что следует из содержания протокола.

Почтовое отправление по адресу: ****, данный адрес с 14 мая 2021 г. является местом жительства (регистрации) Сечиной А.Е., (почтовый идентификатор **) получено последней 04 октября 2021 г., то есть после назначенной даты составления протокола, что также не может расцениваться как надлежащее ее извещение.

Относительно направленной 23 сентября 2021 г. по адресу: **** телеграммы, то она не подтверждает надлежащее извещение в силу следующего.

При направлении извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении посредством телеграммы необходимо руководствоваться Требованиями к оказанию услуг телеграфной связи, утвержденными Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 108 (далее - Требования).

Согласно имеющимся в деле сведениям о доставке телеграммы (л.д. 59), телеграмма, поданная по квитанции НР 60/184451474 23/09 **** Сегиной Анастасии Евгеньевне доставлена без отметки уведомление телеграфом. Прием телеграмм с уведомлением не установлен. Телеграмма адресату отправлена почтой заказное.

Фамилия адресата указанная в телеграмме не соответствует фамилии лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 328 Требований телеграммы с отметкой «почтой заказное», адресованные в населенные пункты, не имеющие средств электрической связи, сдаются в отделение почтовой связи под расписку Ф. ТГ-32 или по реестру ф. 11 в закрытом конверте с указанием полного адреса получателя телеграммы для дальнейшей доставки адресатам средствами почтовой связи в порядке, установленном для регистрируемых почтовых отправлений. На конверте указывается слово «Телеграмма», ее номер и адрес. Конверт перечеркивается красной полосой из левого верхнего в правый нижний угол.

В силу пункта 346 Требований вручение телеграммы вида «почтой заказное» осуществляется аналогично регистрируемому почтовому отправлению. Повторная доставка телеграммы вида «почтой заказное» осуществляется с очередным ходом почтальона. О невручении телеграммы при повторной доставке отделение почтовой связи письменно информирует конечный пункт телеграфной связи с указанием причины для направления служебной телеграммы в пункт подачи.

Доставка (вручение) регистрируемых почтовых отправлений осуществляется по Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 234 (далее Правила).

Согласно пункту 33 Правил вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.

При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе).

Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Из представленных материалов, не следует, что данные о вручении телеграммы (отправленной на имя Сегиной А.Е.) Сечиной А.Е., либо ее отказ от получения в соответствии с установленными выше требованиями имелись у должностного лица на момент составления протокола. Не имеется таковых и при рассмотрении настоящей жалобы.

Таким образом, в материалах дела достоверные сведения о том, что Сечина А.Е. была извещена о дате и времени составления протокола надлежащим образом, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах полагать, что должностным лицом 28 сентября 2021 г. был соблюден порядок составления протокола об административном правонарушении в отношении Сечиной А.Е., оснований не имеется.

Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Сечиной А.Е., как лица, привлекаемого к ответственности, не извещенной о времени его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.

Допущенное нарушение требований названного Кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.

Указанное свидетельствует, что приведенным обстоятельствам судьей районного суда надлежащая оценка не дана, следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В настоящее время возможность устранения недостатков утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 г. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 17 декабря 2021 г., вынесенное в отношении Сечиной Анастасии Евгеньевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - (подпись)

12-102/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Сечина Анастасия Евгеньевна
Другие
Максимов Сергей Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст.19.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
20.01.2022Материалы переданы в производство судье
15.02.2022Судебное заседание
15.02.2022Вступило в законную силу
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее