Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-111/2024 (3а-2493/2023;) ~ М-1852/2023 от 01.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И.

с участием прокурора Колчиной Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-111/2024 по административному исковому заявлению Плюхина С.А. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Сабитова Р.М.,

У с т а н о в и л :

Плюхин С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом 10075 нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 9933 нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 9758 нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административный истец в 2021-2023 годах являлся собственником нежилого здания с кадастровым номером , которое не отвечает критериям включения его в Перечни. Здание располагается на земельном участке с видом разрешенного использования: под иными объектами специального назначения. Включение здания в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.

Представитель административного иска Сабитов Р.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание предполагает его использование в целях делового, административного или коммерческого назначения, в связи с этим министерство включило в Перечни нежилое здание в соответствии с п. 3 ст.378.2 НК РФ.

Привлеченные судом к участию в деле заинтересованные лица: Администрация г.о. Тольятти, Мачулина В.И., Шагенян В.С., Класс Л.И. не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 10075, в Перечень на 2022 год - под пунктом 9933, в Перечень на 2023 год - под пунктом 9758.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в����������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????????�???�???�??????�??????�??????�??????�??????�???�???�??????�??????�??????�??????�??????�??????�???�???�???�???�???�??????�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в собственности Плюхина С.А. находилось нежилое здание с кадастровым номером площадью 3 163,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Плюхину С.А. принадлежала ? доля указанного нежилого здания.

В настоящее время собственниками здания на праве общей долевой собственности являются Мачулина В.И. и Класс Л.И.

Согласно выписке из ЕГРН назначение здания - нежилое, наименование- производственное здание (лит АА1).

Из представленной МУП г.о. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» технической документации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в нежилом здании расположены кабинеты, коридоры, туалеты, касса, лестничные клетки, санузлы, бытовки, душ, мойка площадью 11,6 кв. м, 14,1 кв. м, кухня площадью 16,1 кв. м, цеха, склады, подсобное, обеденные залы площадью 28,6 кв. м, 6,0 кв. м, умывальная, пристрой, парная, тамбуры.

В порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области поступил в суд технический план здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует экспликация к плану строения и не содержатся сведения о назначении помещений, в нем расположенных.

По технической документации понятие «кабинет» не тождественно понятию офис, помещения кухни, моек и обеденных залов составляют 76,4 %, что от общей площади здания составляет 2,41 %, кроме того, они находятся в производственном здании и не предназначены для организации общественного питания неопределенного круга лиц, остальные помещения в здании носят производственный, подсобный или вспомогательный характер.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером площадью 5468 кв.м с видом разрешенного использования которого является «под строительно-монтажный трест, под иными объектами специального назначения.

Административным ответчиком не производился осмотр нежилого здания на предмет его фактического использования на дату утверждения оспариваемых Перечней.

В соответствии с договором аренды от 29 декабря 2020 года, заключенным между ИП Плюхиным С.А.. и ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ» нежилое здание с кадастровым номером площадью 1284 кв.м передано в аренду для использования в качестве складского помещения.

По договору аренды № 30/12/20 от 30 декабря 2020 года ИП Плюхин С.А. передал в аренду ООО «Горизонталь плюс» нежилое помещение площадью 1571 кв.м в указанном здании для использования качестве складских помещений и помещение площадью 192 кв.м под офисы.

Помещение площадью 1300 кв.м в указанном здании передано в аренду ООО «ПромСтройМонтаж» по договору аренды № 08/07/22 от 8 июля 2022 года для использования в качестве складского помещения.

Сданное в аренду под офисы помещение площадью 192 кв.м от общей площади здания составляет 6,06%.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что по сведениям технического учета и ЕГРН, по виду разрешенного использования земельного участка, а также по его фактическому использованию нежилое здание не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Требования об обязании министерства имущественных отношений Самарской области направить сообщение о принятом решении в УФНС Самарской области не основано на законе.

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Плюхина С.А. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом 10075 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 9933 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 9758 нежилого здания с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2024 года.

3а-111/2024 (3а-2493/2023;) ~ М-1852/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плюхин С.А.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Класс Л.И.
Шагенян В.С.
Администрация г.о. Тольятти
Мачулина В.И.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.11.2023Регистрация административного искового заявления
02.11.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Подготовка дела (собеседование)
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее