Дело № 2-588/2021
УИД ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре Исаковой З.В.,
с участием помощника прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Щербина Р.А., действующего по поручению прокурора Удорского района Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2021 года в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» об обязании обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов, к администрации муниципального района «Удорский» об обязании обеспечить финансирование по созданию безопасных условий обучения,
установил:
прокурор Удорского района Республики Коми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» (далее - МОУ «Усогорская СОШ с УИОП») об обязании в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, путем восстановления ограждения территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., (корпус Б) по периметру; к администрации МР «Удорский» - об обязании обеспечить финансирование МОУ «Усогорская СОШ и УИОП» данных работ.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Удорского района Республики Коми проведена проверка соблюдения требований комплексной безопасности образовательных организаций, расположенных на территории Удорского района Республики Коми, в ходе которой выявлены нарушения МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» требований законодательства в сфере противодействия терроризму и обеспечения комплексной безопасности, а именно, повреждение ограждения корпуса «Б» образовательного учреждения, не обеспечивающее защиту объекта от неправомерного внешнего проникновения на территорию школы.
МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» поданы возражения на исковое заявление прокурора, в которых заявлено о частичном согласии с исковыми требованиями и увеличении срока исполнения решения суда по восстановлению ограждения территории школы.
Администрация МР «Удорский» в письменном отзыве с исковыми требованиями прокурора не согласилась, полагая себя ненадлежащим ответчиком по делу, указывая, что школа является самостоятельным юридическим лицом, а главным распорядителем бюджетных средств по финансированию сферы образования в районе, в том числе и по предупреждению терроризма и экстремизма в подведомственных образовательных организациях, является Управление образования администрации МР «Удорский».
В судебном заседании прокурор Щербина Р.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил возложить на ответчиков обязанность по обеспечению безопасных условий и их финансированию в срок до 1 сентября 2021 года.
Администрация МР «Удорский» и МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации определены Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года (далее - Концепция).
Согласно пунктам 5 и 6 Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ).
Противодействие терроризму представляется собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункты 4 и 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, форме паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования АТЗ).
Данными требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства.
В соответствии с п. 17 Требований АТЗ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается, в том числе путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования (п.18 Требований АТЗ).
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п.24 Требований АЗТ).
Мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц обеспечивается также за счет ограждения территории, обязанность по установке которого предусмотрена п.2.2.1 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения с большим количеством посетителей, в числе которых и образовательные учреждения, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Таким образом, образовательное учреждение должно иметь ограждение, препятствующее неправомерному проникновению на её территорию посторонних лиц.
Как следует из материалов дела, в 2019 году проведено обследование и категорирование корпуса «Б» МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», расположенного по адресу: ..., с присвоением ... категории опасности. В январе 2020 года утвержден паспорт безопасности школы.
По результатам прокурорской проверки, проведенной в июне 2020 года, установившей нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности объекта - МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», в адрес директора школы прокурором Удорского района вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
В апреле 2021 года прокуратурой Удорского района Республики Коми проведена контрольная проверка МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» по соблюдению требований к антитеррористической защищенности территории школы (корпус «Б»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006.
Актом от 21 апреля 2021 года зафиксированы нарушения п.п. «и» п. 24 Требований АТЗ, в частности, указано на имеющиеся повреждения ограждения территории школы (корпус Б), что препятствует обеспечению надлежащей защиты объекта от проникновения и не исключает бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст.28Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст.28Закона об образовании).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Публичная обязанность, вытекающая из норм федерального законодательства, по обеспечению безопасных условий обучения, возлагается на собственников зданий и сооружений (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Указанные положения закреплены в главе II Устава МО МР «Удорский», принятым Советом МО МР «Удорский район» 11.10.2005.
Установлено, что земельный участок и находящееся на нём здание МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», расположенные по адресу: ... (корпус «Б»), являются собственностью муниципального образования МР «Удорский» от имени которой выступает администрация МР «Удорский».
Согласно п. 1.7 раздела I Устава МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» Учредителем школы с двумя корпусами («А» и «Б») и собственником данного имущества, является МО МР «Удорский» в лице администрации МР «Удорский».
В ... году здание школы по адресу: ... ( корпус «Б»), общей площадью ... кв.м, передано и принято в оперативное управление МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», государственная регистрация права которого произведена 19 июля 2012 года (договор о передаче в оперативное управление муниципального имущества № ... от 4 июля 2006 года, дополнительное соглашение к нему от 17 декабря 2010 года, акт о приеме-передаче от 19 октября 2007 года, выписка из ЕГРН от 16 июня 2021 года).
В соответствии с договором № ... о передаче в оперативное управление муниципального имущества от 4 июля 2006 года МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» осуществляет своевременно капитальный и текущий ремонт имущества; несет бремя, связанное с содержанием имущества, а также риском его случайной гибели или порчи, если иное не предусмотрено настоящим договором или действующим законодательством (п. 3.2.4, п. 3.2.8 Договора).
Согласно п. 1.12 раздела I Устава МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», школа является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет в оперативном управлении закрепленное за ней имущество, смету, лицевые счета, открытые соответствии с законодательством, печать, штамп, бланки и вывеску со своим наименованием. Школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанность по содержанию имущества.
Таким образом, МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», как лицо владеющее и пользующееся зданием школы на праве оперативного управления, а также в силу положений Закона об образовании, обязано обеспечить соблюдение требований антитеррористической защищенности вверенного ему объекта – корпуса «Б» школы и восстановить ограждение территории образовательного учреждения, расположенного по адресу: ..., по его периметру, что соответствует объему прав ответчика, установленному положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» об обязании обеспечить безопасные условия обучения путем восстановления ограждения по периметру образовательного учреждения (корпуса Б), расположенного по адресу: ..., являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Разрешая исковые требования прокурора Удорского района к администрации МР «Удорский» об обязании обеспечить финансирование восстановления ограждения школы, суд приходит к следующему.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст.16Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактикетерроризмаи экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявленийтерроризмаи экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.17Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно ст. 35 Устава администрации МР «Удорский» администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрация организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми; предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также отдых детей в каникулярное время.
Между тем, понуждение администрации МР «Удорский» к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя денежных средств по расходным обязательствам муниципального образования, предусмотренных на финансирование муниципальных учреждений, по реализации возложенных на неё функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, поскольку выделение средств на мероприятие по профилактике терроризма возможно в рамках самостоятельного бюджетного процесса. Возложение на администрацию МР «Удорский» обязанности по обеспечению финансирования расходов на восстановление ограждения является вмешательством в административную и финансово-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Удорского района Республики Коми к администрации МР «Удорский» о возложении обязанности по финансированию МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» мероприятий по обеспечению безопасных условий обучения.
Принимая во внимание характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, которые МОУ«Усогорская СОШ с УИОП» необходимо провести для их устранения, объем работ и финансирования, а также информацию, предоставленную образовательным учреждением о запланированном выделении денежных средств на замену ограждения в размере 200000 рублей, при этом учитывая контингент охраняемых лиц (дети), суд полагает, что разумным, отвечающим принципу исполнимости судебного акта, будет отвечать срок - до 30 октября 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Удорский», муниципальному общеобразовательному учреждению «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» удовлетворить частично.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Усогорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» в срок до 30 октября 2021 года обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, путем восстановления ограждения по периметру территории образовательного учреждения (корпуса Б), расположенного по адресу: ....
В удовлетворении исковых требований прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального района «Удорский» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
...
Судья...
... - М.Н.Таскаева
...
...