Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года дело №
<адрес>
Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи МагомедФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО3, рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> РД к МКОУ «Айнакабская НОШ» и Администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму,
установил:
<адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Айнакабская НОШ» Администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности функционирования образовательных и детских учреждений района, входе которого выявлено и установлено, что в МКОУ «Айнакабская НОШ» <адрес> РД, мероприятия, направленные пресечение преступлений террористической направленности и на надлежащее обеспечение безопасности условий жизни и здоровья обучающихся и работников, не ведутся, а именно имеется свободный доступ на территорию школы, территория школы не ограждена.
Учредителем образовательной организации является администрация МР «<адрес> РД».
Неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательным учреждением требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность их жизни и здоровья.
Просить признать бездействие директора муниципального казенного учреждения «Айнакабская НОШ» устранить нарушение требований законодательства о противодействии терроризму:
-обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Айнакабская НОШ» <адрес> РД огородить по периметру территорию школы.
- обязать администрацию МР «<адрес>» обеспечить финансирование МКОУ «Айнакабская НОШ», необходимое для ограждения по периметру территорию школы.
Старший помощник прокурора <адрес> РД в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора <адрес> РД и просил удовлетворить их по вышеуказанным обстоятельствам в полном объеме.
Ответчик - администрация МР «<адрес>», извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила, об уважительных причинах не явки суду не сообщила.
Ответчик - МКОУ «Айнакабская НОШ», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, об уважительных причинах не явки суду не сообщило.
Исходя из изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив и исследовав доказательства, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации.
Приказом Федерального агентства по образованию от ДД.ММ.ГГГГ N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях".
Пунктом 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предусмотрено, что территория общеобразовательной организации должна быть ограждена.
В силу п. 6.1 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Принципы обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённое Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 3 и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоначальное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд послужили результаты проверки прокуратурой <адрес> соблюдения учреждениями образования, подведомственными администрации <адрес>, законодательства о противодействии терроризму.
Судом установлено, что учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Айнакабская НОШ» является муниципальное образование "<адрес>" РД, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Левашинского муниципального района.
Как следует из материалов дела, МКОУ «Айнакабская НОШ» <адрес> действует на основании Устава, согласно которому «Айнакабская НОШ» является юридическим лицом, имеющей самостоятельные сметы, образовательная деятельность которого финансируется органом местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Право ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса у муниципального казенного общеобразовательного учреждения возникает с момента выдачи лицензии. Министерством образования и науки РД ДД.ММ.ГГГГ МКОУ «Айнакабская НОШ» <адрес> РД выдана лицензия за №.
Проведенной прокуратурой <адрес> РД выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГг., усматривается, что помощником прокурора <адрес> РД ФИО4 с УУП ОМВД России по <адрес> проведена проверка в МКОУ «Айникабская НОШ», расположенного в <адрес> РД, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно имеется свободный доступ на территорию школы, территория школы не ограждена забором.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 утверждены санитарные правила СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункт 2.2.1 которых возлагает на хозяйствующий субъект обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Кроме того, в соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России N ЛБ-С-088-8929 от ДД.ММ.ГГГГ) территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений.
Доводы истца, таким образом, подтверждаются вышеназванными актами и материалами дела, достоверность которых стороной ответчиков не опровергнуты.
При этом ответчики администрация МР «<адрес>» и МКОУ «Айнакабская НОШ» доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставили и до настоящего времени выявленные нарушения не устранили.
Финансирование деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, а также, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму, выявленных в МКОУ «Айнакабская НОШ» угрожает жизни и здоровью находящихся и обучающихся в нём граждан, посещающих данное заведение, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, приходит к выводу об установлении администрации муниципального района «<адрес>» и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Айнакабская НОШ» срока для исполнения решения суда - 9 (девять) месяцев с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить полностью.
Признать бездействия директора МКОУ «Айнакабская НОШ», по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму незаконным.
Обязать МКОУ «Айнакабская НОШ» <адрес> (ИНН 0521008707), расположенное в <адрес> РД огородить по периметру территорию школы, в срок в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию МР «<адрес>» РД в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУ «Айнакабская НОШ» <адрес> РД, необходимое для проведения работ по установке ограждения территории данного образовательного учреждения по указанному адресу на указанном земельном участке.
Сообщить об исполнении решения по данному делу в суд и прокурору <адрес> РД, в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда РД через Левашинский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Магомедалиев
Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.