Изготовлено 19.10.2022 года
Дело № 2-1554/2022
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 октября 2022 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Панюшкиной А.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля. С учетом уточнения иска просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта - подземный стальной газопровод низкого давления диаметром 57 мм, расположенный от дома 62 по ул. Угличской г. Ярославля от места врезки в газопровод низкого давления 102 мм до отключающего устройства (кране), расположенного на выходе из земли на фасаде дома № 66 по ул. Угличкой г. Ярославля, общей протяженностью 58,3 м., обозначенного на схеме расположения газопровода, являющейся неотъемлемой частью решения; обязав Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет указанного выше участка газопровода в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка наличия бесхозяйных участков газопроводов на территории города Ярославля. Установлено, что на территории Ленинского района города Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости - указанный выше участок газопровода. Данный объект не является объектом муниципальной собственности города Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города Ярославля не предусмотрено. По данному участку газопровода обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в многоквартирные жилые дома. По указанным основаниям возник настоящий иск.
Представитель истца - помощник прокурора Овсянникова А.А. в судебном заседании уточненные требования поддержала, дала пояснения согласно иску.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля по доверенности Коробова К.А. в судебном заседании не оспаривала факт выявленных нарушений, просила установить срок исполнения решения – 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ранее ходатайствовал о рассмотрении иска в свое отсутствие.
Представители третьего лица Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" по доверенностям Никитенко К.С., Безруков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители третьих лиц Мэрии г. Ярославля, ООО "Управляющая компания г.Ярославля", АО "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав прокурора, представителей Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля и Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль", исследовав и оценив письменные материалы дела в совокупности, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Ленинского района города Ярославля имеется следующий бесхозяйный спорный объект недвижимости: подземный стальной газопровод низкого давления диаметром 57 мм протяженностью 58, 3 м, расположенный по адресу: город Ярославль, улица Угличская, дом 66 (от дома №62 по ул. Угличской от места врезки в газопровод низкого давления диаметром 102 мм до отключающего устройства (крана), расположенного на выходе из земли на фасаде дома №66 по ул. Угличской).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 7 Устава города Ярославля, принятого решением муниципалитета города Ярославля от 16 октября 1995 г. №42 (далее - Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация города Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия города Ярославля.
Согласно статье 98 Устава, к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пункт 3 статьи 225 ГК РФ устанавливает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Судом установлено, что спорный участок газопровода не является объектом муниципальной собственности города Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков газопроводов бюджетом города Ярославля не предусмотрено. По данному участку газопровода обеспечивается поставка коммунальных ресурсов в указанные выше многоквартирные жилые дома.
Исходя из положений статьи 36 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, в состав общедомового имущества указанный газопровод не входит.
Спорный газопровод до настоящего времени не обслуживается технологически, сведения о собственнике отсутствуют, то есть он является бесхозяйным, как следствие, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 07 июня 2007 г. №1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.
Согласно пункту 1.6 Порядка, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
В данном случае, непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов, снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (многоквартирных домов, находящихся поблизости с указанным выше участком газопровода). Газоснабжение, в отличие от других коммунальных услуг, сопряжено с повышенным риском возникновения аварий, большинство из которых сопровождается человеческими жертвами.
На основе анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что спорный газопровод относится к недвижимому имуществу, подлежит идентификации на основании акта о приемке, строительного паспорта, акта осмотра, в силу статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. №931 "Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", он подлежит постановке на учет, осуществление которой согласно Закону "Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону "О газоснабжении в Российской Федерации", возложено на орган местного самоуправления, путем подачи заявления в регистрирующий орган.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из положений части 2 статьи 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. №7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом установленных обстоятельств по делу, в соответствии со статьей 204 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда для Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля – 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу, для Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - 3 месяцев после постановки на учет недвижимого объекта.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого объекта - подземный стальной газопровод низкого давления диаметром 57 мм, расположенный от дома 62 по ул. Угличской г. Ярославля от места врезки в газопровод низкого давления 102 мм до отключающего устройства (кране), расположенного на выходе из земли на фасаде дома № 66 по ул. Угличкой г. Ярославля, общей протяженностью 58,3 м., обозначенного на схеме расположения газопровода, являющейся неотъемлемой частью решения.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение трех месяцев после постановки на учет недвижимого объекта - подземный стальной газопровод низкого давления диаметром 57 мм, расположенный от дома 62 по ул. Угличской г. Ярославля от места врезки в газопровод низкого давления 102 мм до отключающего устройства (кране), расположенного на выходе из земли на фасаде дома № 66 по ул. Угличкой г. Ярославля, общей протяженностью 58,3 м., обозначенного на схеме расположения газопровода, являющейся неотъемлемой частью решения, в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать их передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья А.В. Панюшкина