Дело № 2а-1883/2019
УИД 27RS0006-01-2019-002159-49
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Хабаровск 31 августа 2023 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Рябцевой Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Гейц С.С.,
с участием представителя заявителя (административного ответчика по делу) администрации Корсаковского сельского поселения Аверкиной Л.В., представителя заинтересованного лица (административного истца по делу) Тетериной А.С., представителя заинтересованного лица (административного ответчика по делу) Мельниковой Т.К.
рассмотрев заявление администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об отсрочке исполнения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.09.2019 г. по административному делу № 2а-1883/2019 по административному иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с вышеназванным заявлением ссылаясь на то, что в связи с отменой СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" не представляется возможным исполнить решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.09.2019 года, в указанные в решении сроки, в соответствии с требованиями выше указанного нормативного правового акта Российской Федерации, указанного в резолютивной части решения суда. На основании изложенного просили предоставить отсрочку исполнения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.09.2019г. по административному делу № 2а-1883/2019 до 25.12.2023г.
В судебном заседании представитель администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края Аверкина Л.В. на заявлении настаивала, просила его удовлетворить.
Представитель Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Тетерина А.С. против удовлетворения заявления возражала, указала, что решение суда длительное время не исполняется, в прокуратуры продолжают поступать жалобы от населения. Представитель администрации Хабаровского муниципального района Мельникова Т.К. не возражала против удовлетворения заявления, полагала, что неисполнение решения суда в части было вызвано объективными причинами.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что ходатайство администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о представлении отсрочки исполнения решения суда подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 189 КАС РФ, суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В судебном заседании установлено, что решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.09.2019 г. по административному делу № 2а-1883/2019, административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: в части непринятия мер к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1, в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
На администрацию Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в срок: до 01.09.2020 года принять необходимые меры к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Корсаково-1, в 250 м на восток от жилого дома № 7 по ул. Центральной, в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; до ДД.ММ.ГГГГ принять необходимые меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1, в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", и не позднее одного месяца по истечении указанного срока направить проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1, в 250 м на восток от жилого <адрес>, на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>; до ДД.ММ.ГГГГ принять необходимые меры к внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1, в 250 м на восток от жилого <адрес>, в том числе об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.»
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 06.12.2019 г. решение Хабаровского районного суда от 26.09.2019 г. оставлено без изменения. Решение суда вступило в законную силу 06.12.2019 г.
В соответствии с п. 81 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий да контролю при осуществлении федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора», с 01.03.2021 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, здании и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882-11) отменено.
В настоящее время с 01.03.2021 г. действуют санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3. СанПиН 2.1.3684-21 предусматривают обязательные требования, предъявляемые к размещению кладбищ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которые не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредствам обязательного соблюдения санитарных правил (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
Судом принимается во внимание, что администрация Корсаковского сельского поселения 19.10.2021 г. обращалась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с заявлением о разъяснении решения от 26.09.2019 г., в части возможности и порядка его исполнения.
Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.12.2021 заявление администрации поселения оставлено без удовлетворения (определение получено по письменному запросу на электронную почту - 04.04.2022, заверенная копия - 18.04.2022).
12.04.2022 в адрес прокуратуры Хабаровского района и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю направлены письма в целях разъяснения необходимости и целесообразности исполнения указанного решения суда, в части принятия мер к разработке проекта кладбища, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", с точки зрения законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, учитывая, что в своем решении суд обязал администрацию сельского поселения совершить определенные действия в соответствии с утратившим юридическую силу нормативным правовым актом.
21.04.2022 от Управления получен ответ, согласно которому в связи с отсутствием полномочий, запрашиваемые разъяснения о необходимости и целесообразности исполнения решения суда, не предоставлены.
26.05.2022 прокуратура Хабаровского района перенаправила письмо администрации поселения в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру.26.05.2022, согласно информации Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию Кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" — отменен, новые требования содержатся в СанПиН 2.1.3684-21.
20.06.2022, 17.10.2022 администрацией поселения направлен запрос в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с целью разъяснения: возможно ли исполнение решение суда, если нормативный правовой акт, на котором основывается данное решение, не действует; законно ли на основании позиции Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры исполнить данное решение суда в соответствии с другим СанПиНом и будет ли являться это исполнением решения суда.
Администрация Корсаковского сельского поселения 13.07.2022г. обращалась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам решения от 26.09.2019 г., в части возможности и порядка его исполнения. Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.09.2022 заявление администрации поселения оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст.37 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007г. № 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ст. 358 ч.1 КАС РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как следует из толкования норм действующего законодательства, основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения могут служить представленные стороной-заявителем доказательства, подтверждающие его трудное имущественное положение и другие обстоятельства. При отсрочке и рассрочке исполнения судебного решения, изменении способов и порядка его исполнения суд должен учитывать интересы не только должника, но и взыскателя.
Основания для отсрочки/рассрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 ч.4, 17 ч. 3, 19 ч. 1 и 2 и 55 ч.1,3 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка/рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно положениям ст. 189,358 КАС РФ и ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Отсрочка и рассрочка исполнения судебных актов и постановлений других органов, а также изменения способа и порядка их исполнения допустима: при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий. Эти обстоятельства могут быть самыми разнообразными и относятся как к имущественному положению должника, так и к состоянию его здоровья, к тому, что в стране объявлено чрезвычайное положение, к обстоятельствам непреодолимой силы и т.д.; на основании определения, вынесенного судом (иным органом).
Как следует из представленных должником в обоснование ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда документов, мероприятия по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища требуют значительных затрат денежных средств бюджета из сельского поселения; расходование бюджетных средств на реализацию мероприятий, закрепленных в нормативном правовом акте утратившим юридическую силу, может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.
ДД.ММ.ГГГГ администрация поселения обратилась в Хабаровскую районную прокуратуру о предоставлении информации о порядке исполнения решения Хабаровского районного суда по административному делу № 2а-1883/2019 о законности исполнения решения суда в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к удержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий" (далее - СанПин 2.1.3684-21). В соответствии с разъяснениями Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от 20.02.2023 № 7-16-2023, решение суда подлежит исполнению в соответствии с СанПин 2.1.3684-21, что в случае выполнения всех мероприятий будет являться надлежащим исполнением решения суда.
Вместе с этим, в целях заключения договора на разработку санитарно-защитной зоны кладбища, администрацией поселения ДД.ММ.ГГГГ направлены опросы о предоставлении коммерческих предложении трем организациям. После поступления ответа Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, с одной из специализированных организаций, осуществляющих деятельность по разработке проектов санитарно-защитной зоны кладбищ, постигнута договоренность о заключении муниципального контракта на разработку проекта санитарно-защитной зоны кладбища со сроком начала выполнения работ - май-июнь 2023 года. Советом депутатов Корсакове кого сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о включении в бюджет Корсакове кого сельского поселения расходов на мероприятия по разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища в 2023 году, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на разработку проекта санитарно-защитной зоны кладбища., расположенного по адресу: <адрес>, с, Корсаково-1, в 250 м на восток от жилого <адрес>, кадастровый номер земельного участка 27:17:0600801:408 (далее контракт) со сроком исполнения по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что должником последовательно принимаются меры, направленные на исполнение решения суда, поэтому доводы должника принимаются судом во внимание, как достаточные для предоставления ему отсрочки исполнения решения суда, поскольку необходимость проведения вышеуказанных организационных мероприятий (с учетом необходимости разработки проектной документации, инженерных изысканий и т.д.), задействования значительных бюджетных средств, свидетельствует о действительно исключительном характере, и расцениваются судом, как серьезные препятствия к совершению исполнительных действий.
Основываясь на общеправовом принципе справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного решения, с учетом обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, адекватности, необходимости сохранности существа основополагающих конституционных прав участников судопроизводства, суд находит необходимым удовлетворить заявление ответчика по делу о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 189, 358 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2а-1883/2019 – удовлетворить.
Предоставить администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсрочку исполнения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 26.09.2019 г. по делу № 2а-1883/2019, на срок по 25.12.2023 года.
На указанное определение может быть подана частная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение пятнадцати дней, со дня его вынесения, через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Судья Н.Л.Рябцева