Дело №2-115/2024
91RS0020-01-2023-001101-72
INCLUDEPICTURE "http://ras.arbitr.ru/Content/Static/img/t/vas.png" \* MERGEFORMATINET
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024г. Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Ратушной Л.А.,
при секретаре - Трифоновой С.А.,
с участием: прокурора - Астанова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Советский Республики Крым гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совет Министров Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района Республики Крым 26 декабря 2023г. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу привести дорогу по ул.Садовая в с.Пруды Советского района Республики Крым в соответствие с требованиями 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГг. №-ст, п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГг. №-<адрес> требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения администрацией Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым требований законодательства в сфере реализации национальных проектов и безопасности дорожного движения. Указанной проверкой установлены такие нарушения, а именно: в <адрес> (МБДОУ «Прудовский детский сад «Аленушка» <адрес> Республики Крым) обочины дороги имеют дефекты в виде занижений отдельных выбоин, отсутствуют пешеходные ограждения, в связи с чем прокуратурой <адрес> Республики Крым в адрес администрации Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. При этом, до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем, прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском.
Помощник прокурора <адрес> Республики Крым Астанов К.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель ответчика – направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, иные участники процесса – причины неявки суду не сообщили.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
<адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере реализации национальных проектов и безопасности дорожного движения в деятельности администрации Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
По результатам вышеуказанной проверки в адрес администрации Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГг. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.5-9).
По результатам рассмотрения указанного представления администрацией Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГг. в адрес прокуратуры <адрес> Республики Крым направлено информационное письмо №, из которого следует, что администрацией вносятся изменения в Паспорт БДД муниципального образования Прудовское сельское поселение <адрес> Республики Крым после согласования ГИБДД которых, будут начаты работы, направленные на заключение контракта на установку ограждения, а также обустройство пешеходного перехода в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации в <адрес> (МБДОУ «Прудовский детский сад «Аленушка» <адрес> Республики Крым) в рамках содержания и ремонта дорог местного значения Прудовского сельского поселения <адрес> Республики Крым (л.д.10).
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от ДД.ММ.ГГГГг. №
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Советского районного совета от 29 сентября 2022г. №10 определено предать полномочия органов местного самоуправления Советского района Республики Крым по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов, входящих в состав муниципального образования Советский район Республики Крым, органам местного самоуправления сельских поселения Советского района Республики Крым, в части содержания и обеспечения безопасности дорожного движения, на период с 01 января 2023г. по 31 декабря 2023г.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу ч.2 ст.26 Федерального закона от 29 июня 2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017г. №1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019г. № 1425-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 апреля 2020г., стандарт ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Согласно п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
Из п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 следует, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
При этом, судом установлено, что администрацией Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым допущены нарушения п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Полный текст мотивированного решения суда в порядке ч.2 ст.193, ч.2 ст.199 ГПК РФ составлен 16 февраля 2024г.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Советского района Республики Крым – удовлетворить.
Обязать администрацию Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым в течение 06 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу привести дорогу по <адрес> в <адрес> Республики Крым в соответствие с требованиями п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалованное решение не отменено.
Судья Л.А. Ратушная