Дело №
УИД 19RS0№-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
18 июля 2023 года <адрес>
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Путинцевой О.С.,
при секретаре Зайцевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия, в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «<адрес> больница» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с вышеуказанным иском к ГБУЗ РХ «<адрес> больница», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Бейского района проведена проверка исполнения ГБУЗ РХ «Бейская РБ» требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что ГБУЗ РХ «Бейская РБ» присвоена вторая категория защищенности. Проведенной проверкой прокуратуры района установлено, что уровень антитеррористической защищенности ГБУЗ РХ «Бейская РБ» не отвечает требованиям законности и сложившейся в стране практики в сфере профилактики и предупреждения совершения террористических актов. Так, в нарушение п.п. 15-17 Требований в ГБУЗ РХ «Бейская РБ» не осуществляется комплекс мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри-объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов; не обеспечивается охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории). Для принятия конкретных и исчерпывающих мер, направленных на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующим, а также, по недопущению их впредь, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главному врачу ГБУЗ РХ «Бейская РБ» внесено представление, но, по настоящее время нарушения не устранены. Непринятие мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности ГБУЗ РХ «Бейская РБ» в качестве негативных последствий влечет нарушение прав безопасного посещения и пребывания на территории объекта здравоохранения неопределенного круга лиц, в том числе, работников учреждения, создает угрозу причинения физического, материального и морального вреда граждан, повреждения или уничтожения имущества, в случае совершения террористического акта. Просит суд обязать ГБУЗ РХ «<адрес> больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения посредством совершения следующих действий: - оснастить ГБУЗ РХ «<адрес> больница» инженерно-техническими средствами, исключающими бесконтрольное пребывание и нахождение на его территории посторонних лиц и транспортных средств; - оборудовать ГБУЗ РХ «<адрес> больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории).
От административного истца – помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Чернов В.Н. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
От ответчика ГБУЗ РХ «<адрес> больница» представитель по доверенности Музаник Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, считают требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку ответчиком частично совершены указанные в иске действия, проведены торги посредством конкурентной закупки, заключены контракты. Просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление прокурора, согласно которого, Министерство здравоохранения Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и управлению в сфере здравоохранения, включая вопросы организации оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения. В соответствии с пунктом 4.5.8 Положения, Минздрав Хакасии осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий. Минздрав Хакасии не имеет собственных источников дохода, только распределяет денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений законодательства противодействии терроризму по подведомственным организациям. Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа Республики Хакасия «Обеспечение об щественного порядка и противодействие преступности в Республике Хакасия», в которой закреплены меры, способствующие созданию необходимых условий, обеспечивающих качественное противодействие преступности, профилактике правонарушений, безопасность граждан и общественный порядок в Республике Хакасия. В рамках исполнения государственной программы запланированы мероприятия по приобретению, монтажу и эксплуатации систем видеонаблюдения, металло-детекторов, установки и эксплуатации кнопок экстренного вызова сотрудников полиции, сигнализации на объектах повышенной опасности и жизнеобеспечения, объектах с массовым и круглосуточным пребыванием граждан, социально значимых объектах. В рамках указанной государственной программы Минздраву Хакасии в 2023 году доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 26000000,00 рублей, которые распределены между медицинскими организациями I - II категорий. Минздравом Хакасии, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ. ДД.ММ.ГГГГ с ГБУЗ РХ «Бейская РБ» заключено дополнительное соглашение № к Соглашению о предоставлении из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидии на иные цели государственному бюджетному или автономному учреждению Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении из республиканского бюджета субсидии на мероприятия по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в ГБУЗ РХ «Бейская РБ» в размере 1600000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации»).
В данном случае прокурор Бейского района выступает в защиту неопределённого круга лиц.
Проверив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ определено понятие «противодействие терроризму», под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также, мест массового пребывания людей является одной из основных задач противодействия терроризму.
В соответствии с п. 6. ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористической защищенностью объекта (территории) является состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 (далее - Требования).
Согласно п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри-объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу пп. «б» п. 16 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
На объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия в том числе:
а) организация и обеспечение пропускного и внутри-объектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;
г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);
ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) (п. 16(1) Требований).
В соответствии с пп. «а» п. 17 Требований на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 16(1) настоящих требований, осуществляются мероприятия оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций.
При проведении проверки прокуратурой Бейского района установлено, что уровень антитеррористической защищенности ГБУЗ РХ «Бейская РБ» не отвечает требованиям законности и сложившейся в стране практики в сфере профилактики и предупреждения совершения террористических актов.
В нарушение п.п. 15-17 Требований в ГБУЗ РХ «Бейская РБ» не осуществляется комплекс мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутри-объектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов; не обеспечивается охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; не организован санкционированный допуск лиц и автотранспортных средств на объект (территорию), оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Бейского района Благовой О.Г. в адрес главного врача ГБУЗ РХ «Бейская РБ» Ивашиной Л.С. внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррорестической защищенности, и принятии мер к устранению причин им способствующих, а также не допущению подобных нарушений впредь, но по настоящее время нарушения не устранены
По информации главного врача ГБУЗ РХ «Бейская РБ» Ивашиной Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокурора рассмотрено на планерном совещании, с участием представителя прокуратуры и специалиста по гражданской обороне. В ходе рассмотрения представления ГБУЗ РХ «Бейская РБ» приняты меры по устранению выявленных нарушений, принято решение о привлечении специалиста по гражданской обороне Мыцыкова С.В. к дисциплинарной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РХ «Бейская РБ» и ООО «Прометей» заключен контракт № на выполнение работ по монтажу охранной сигнализации для ГБУЗ РХ «Бейская РБ», цена контракта составила 134 000 рублей.
Согласно Акта выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного заказчиком ГБУЗ РХ «Бейская РБ» и исполнителем ООО «Прометей» выполнены работы по монтажу охранной сигнализации для ГБУЗ РХ «Бейская РБ», услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Также, ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РХ «Бейская РБ» и ООО «Проф-Инсталл» заключен контракт № на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для ГБУЗ РХ «Бейская РБ», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта составила 490745,89 рублей.
В связи с выявленными недостатками в ходе проведения внутренней экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ заказчик отказался от подписания документа о приемке выполненной работы.
ДД.ММ.ГГГГ подписан Акт о приемке выполненных работ по данному контракту, на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для ГБУЗ РХ «Бейская РБ».
В соответствии с контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РХ «Бейская РБ» и ООО «ИТР», выполнены работы по монтажу системы оповещения для ГБУЗ РХ «Бейская РБ», о чем составлен Акт о приемке выполненных работ на сумму 278904,35 рублей.
На основании контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Кармил» обязалось выполнить работы по ремонту ограждения территории для ГБУЗ РХ «Бейская РБ». При выполнении работ подписан Акт о принятии работ.
При выполнении условий контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГБУЗ РХ «Бейская РБ» и ИП Диттер И.И. на выполнение работы по монтажу автоматического шлагбаума на территории ГБУЗ РХ «Бейская РБ», по итогам приемки товаров, работ, услуг выявлены замечания по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые подрядчику следует устранить, о чем имеется Акт о не надлежащем исполнении обязательств от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом достоверно установлено, что не принятие мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности ГБУЗ РХ «Бейская РБ» в качестве негативных последствий влечет нарушение прав безопасного посещения и пребывания на территории объекта здравоохранения неопределенного круга лиц, в том числе, работников учреждения, создает угрозу причинения физического, материального и морального вреда граждан, повреждения или уничтожения имущества в случае совершения террористического акта.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что требование прокурора Бейского района Республики Хакасия об обязании оборудовать ГБУЗ РХ «<адрес> больница» системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), исполнено, что подтверждается имеющимися в деле контрактами и актами о выполнении работ.
Разрешая вопрос о сроке, установленного прокурором, который необходимо предоставить ответчику ГБУЗ РХ «<адрес> больница» для устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает его разумным и допустимым.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия, в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «<адрес> больница» о понуждении к совершению действий, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Бейского района Республики Хакасия, в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «<адрес> больница» о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «<адрес> больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «<адрес> больница» инженерно-техническими средствами, исключающими бесконтрольное пребывание и нахождение на его территории посторонних лиц и транспортных средств.
В остальной части заявленных требований прокурора Бейского района Республики Хакасия отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий О.С. Путинцева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.