№12-6/2024
УИД 44RS0003-01-2023-001456-16
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 февраля 2024 года город Шарья
Судья Шарьинского районного суда Костромской области Шушков Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации городского округа город Шарья Костромской области Фэрэмэ К.С. на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов К.О.А. №_____ от 02 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении администрации городского округа город Шарья Костромской области по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов К.О.А. №_____ от 02.11.2023 года администрация городского округа город Шарья Костромской области (далее также - Администрация) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации городского округа г. Шарьи Костромской области Фэрэмэ К.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указано, что исполнить решение Шарьинского районного суда от 24.11.2022 года по делу №2-872/2022 в установленный судебным приставом-исполнителем срок было объективно невозможно. В целях осуществления государственных полномочий Костромской области, переданных в соответствии с Законом Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями» Законом Костромской области от 19.12.2022 №297-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов. В соответствии с п.2.1 Соглашения о предоставлении субвенции из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья субвенции на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 25.01.2023 №_____ общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете городского округа город Шарья на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субвенция, составляет в 2023 году - 1 223 000 руб., в 2024 - 1223000 руб., в 2025 - 1223000 руб.
В 2023 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, Департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области доводятся лимиты бюджетных обязательств.
Порядок финансирования расходов, указанных в статье 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 №348-ЗКО, определяется администрацией области.
Денежные средства, направленные в рамках Субвенции израсходованы в 2023 году на покупку жилого помещения, муниципальный контракт от 03.04.2023 г. Данное жилое помещение предоставлено Н.А.В.
Свободные жилые помещения в специализированном жилом фонде Костромской области на территории городского округа город Шарья, отсутствуют.
Администрация на постоянной основе направляет запросы в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области о выделении дополнительных субвенций по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, ежемесячно передает информацию для определения размера субвенции по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Кроме того, считает, что уплата органом местного самоуправления административного штрафа является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате штрафа в указанном случае переходят из одного бюджета (муниципального образования) в другой (федеральный) внутри бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений.
В судебное заседание представитель администрации городского округа город Шарья – Фэрэмэ К.С. не явилась, представила письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть жалобу без своего участия.
Специализированное отделение судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов о времени и месте рассмотрения дела уведомлено.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного производства, в том числе и в подлиннике, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 30.6 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 24.1 КоАП РФ предусматривает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, при этом, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условием привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения администрации городского округа город Шарья к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ послужил факт неисполнения решения Шарьинского районного суда Костромской области от 24.11.2022 года об обязании предоставить Г.А.Д. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда, вступившего в законную силу 15.03.2023г., и основанного на данном решении суда требования судебного пристава-исполнителя от 21.07.2023г.
19 апреля 2023 года на основании выданного судом исполнительного документа заместителем начальника отделения МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области К.О.А. было возбуждено исполнительное производство №_____. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. Должник предупрежден о последствиях неисполнения решения суда, в том числе об административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ.
В связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, 02 мая 2023 года заместителем старшего судебного пристава было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. Администрации городского округа город Шарья установлен новый срок для исполнения требований - до 02 июня 2023 года.
В связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, 21 июля 2023 года заместителем старшего судебного пристава направлено администрации городского округа город Шарья требование об исполнении решения суда в срок до 30.08.2023г.
Таким образом, срок для исполнения требований исполнительного документа был определен судебным приставом-исполнителем конкретной датой – до 30 августа 2023 года.
Администрация городского округа город Шарья указанное требование судебного пристава-исполнителя и решение суда, как в срок до 30.08.2023 года, так и на момент составления протокола об административном правонарушении от 24.10.2023г. не исполнила, жилое помещение Г.А.Д. не предоставила.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом об обнаружении правонарушения от 20.10.2023 года; протоколом об административном правонарушении N 381 от 24.10.2023 года, копией исполнительного листа по делу N 2-872/2022; копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 19.04.2023 года; копией постановления о взыскании исполнительского сбора от 02.05.2023 года; требованием от 21.07.2023 года и другими представленными в материалы дела доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Администрация городского округа город Шарья обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако, как это следует из материалов дела, в установленный законом срок добровольно его не исполнила.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что решение суда от 24.11.2022г. до настоящего времени не исполнено. Заявителем в поданной жалобе данный факт не оспаривается.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов К.О.А. от 02 ноября 2023 года администрация городского округа город Шарья признана виновной в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере тридцать тысяч рублей.
Согласно положений с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, условием привлечения к административной ответственности по данной статье является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обосновывая доводы об отсутствии противоправного бездействия по исполнению решения суда, принятии исчерпывающих мер для исполнения решения суда, заявитель в жалобе ссылается на направление обращений в Департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области, отсутствие финансирования из областного бюджета, отсутствие возможности использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
На обращение администрации городского округа город Шарья директором Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области 26.10.2023г. дан ответ, согласно которому вопрос о выделении в 2023 году средств субвенции может быть рассмотрен при наличии средств экономии.
Проанализировав представленные доказательства и доводы жалобы суд считает, что представленные доказательства не свидетельствуют о принятии администрацией городского округа город Шарья всех возможных мер, а также об отсутствии вины в длительном неисполнении решения суда от 24.11.2022 года.
Исходя из положений законодательства об исполнительном производстве доказательствами невозможности исполнения в установленный срок могут быть признаны лишь чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Доводы представителя администрации городского округа город Шарья об отсутствии вины в неисполнении в установленный срок решения суда в связи с отсутствием финансирования, к подобным обстоятельствам не относятся.
Обязанность предоставить Г.А.Д. на территории городского округа город Шарья по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям была возложена на администрацию городского округа город Шарья. Следовательно, именно она несет ответственность за исполнение установленных обязательств.
В связи с чем суд считает доказанным, что администрация городского округа город Шарья не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доказательств того, что на момент привлечения администрации городского округа город Шарья к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15. КоАП РФ, обязанность, установленная судебным решением, была исполнена, либо должнику была предоставлена отсрочка исполнения требований исполнительного документа, существовавшая на момент вынесения требования, в материалах дела не содержится и в судебное заседание не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, судом не установлено.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для освобождения от административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
Наказание назначено в пределах санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. №_____ ░░ 02.11.2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░