Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-3/2024 от 22.01.2024

№ 11-3/2024

(УИД № 34MS0063-01-2023-001706-96)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Суровикино Волгоградской области                                    19 марта 2024 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи                              Е.В. Некрасовой,

при секретаре судебного заседания                                           Е.Б. Минаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54-1060/2023 (УИД 34MS0063-01-2023-001706-96) по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области к Черновой Н.В. о взыскании денежной суммы,

по апелляционной жалобе представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Ледневой О.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 53 Суровикинского судебного участка Волгоградской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 54 Суровикинского судебного района Волгоградской области от 13 июля 2023 г., в соответствии с которым в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области к Черновой Н.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 7 301 рубля 31 копейки отказано,

УСТАНОВИЛ:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее по тексту ОСФР по Волгоградской области, Отделение) обратилось в суд с иском к Черновой Н.В. о взыскании денежной суммы, указав в обоснование, что Черновой Н.В. была назначена страховая пенсия по инвалидности с установлением федеральной социальной доплаты к пенсии с целью, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионному страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не была меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. С 1 января 2010 г. федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Величина прожиточного минимума на 2022 г. в Волгоградской области для пенсионеров Волгоградской области составляла 10 319 рублей. В случае представления пенсионером документов, содержащих недостоверные сведения, несообщения или несвоевременного сообщения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение её выплаты, излишне выплаченные ему суммы пенсии подлежат возмещению. В ходе проверки сведений на факт осуществления трудовой деятельности получателями федеральной социальной доплаты, было установлено, что Чернова Н.В. в период получения доплаты к пенсии осуществляла трудовую деятельность в ООО «ГМБ и К» в период с 1 июля 2022 г. по 29 июля 2022 г., следовательно, с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г. право на получение федеральной социальной доплаты в период осуществления трудовой деятельности не имела, о чём в установленные сроки в Отделение не сообщила. В связи с этим по вине ответчика была неправомерно произведена выплата федеральной социальной доплаты за период с 1 июля 2022 г. по 29 июля 2022 г., с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г. в сумме 7 301 рубль 31 копейка. По состоянию на 22 февраля 2023 г. задолженность не погашена и составляет 7 301 рубль 31 копейка, которую ОСФР по Волгоградской области просил взыскать с Черновой Н.В..

13 июля 2023 г. мировым судьёй судебного участка № 53 Суровикинского судебного района Волгоградской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 54 Суровикинского судебного района Волгоградской области, вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области к Черновой Н.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 7 301 рубля 31 копейки отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ОСФР по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Данные требования мотивированы тем, что решением мирового судьи судебного участка № 54 Суровикинского судебного района Волгоградской области от 13 июля 2023 г. по делу № 2-54-1060/2023 отказано в удовлетворении исковых требований ОСФР по Волгоградской области к Черновой Н.В. о взыскании незаконно полученной федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 7 301 рубль 31 копейка. Считают, что решение мирового судьи судебного участка № 54 Суровикинского судебного района Волгоградской области от 13 июля 2023 г. вынесено с существенными нарушениями норм материального права. Черновой Н.В. по заявлению была назначена страховая пенсия по инвалидности с установлением федеральной социальной доплаты к пенсии. Ответчику в беззаявительном порядке установлена федеральная социальная доплата к пенсии как неработающему пенсионеру. Ответчик получила уведомление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором она была проинформирована о необходимости сообщения в органы социального фонда об обстоятельствах, влекущих прекращение выплат, в том числе о фактах осуществления трудовой деятельности. В расписке о получении уведомления № 931511 от 22 января 2010 г. имеется подпись Черновой Н.В.. В судебном заседании было установлено и подтверждено надлежащими доказательствами по делу, что ответчик в период получения доплаты к пенсии осуществляла трудовую деятельность в ООО «ГМБ и К» в период с 1 июля 2022 г. по 29 июля 2022 г., с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., право на получение федеральной социальной доплаты в период осуществления трудовой деятельности не имела. Таким образом, по вине ответчика была неправомерно произведена выплата федеральной страховой выплаты за период с 1 июля 2022 г. по 29 июля 2022 г., с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г. в сумме 7 301 рубль 31 копейка. Доводы суда о том, что ОСФР по Волгоградской области было известно о факте работы Черновой Н.В. из поданных работодателем сведений персонифицированного учета являются несостоятельными. Действующим законодательством не установлена обязанность ОСФР по Волгоградской области проверять достоверность сведений, осуществлять контроль за правомерностью получения ежемесячных социальных выплат неработающим трудоспособным лицам. Причиненный ущерб является существенным, поскольку ОСФР по Волгоградской области является государственным учреждением, некоммерческой организацией, средства социального фонда РФ находятся в федеральной собственности и имеют строго целевое назначение – выплата пенсий и пособий в соответствии с законом.

В судебное заседание истец – представитель ОСФР по Волгоградской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания.

Ответчик Чернова Н.В., будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явилась.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи, вынесенного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109) Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежит возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в из взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм федеральной доплаты к пенсии.

В соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (часть 1).

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (часть 4).

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 10).

Правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (часть 11).

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 12).

В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты. В том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Согласно частям 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, её установления и выплаты утверждены приказом Минтруда России от 27 июля 2021 г. № 512н, вступившим в силу с 1 января 2022 г.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что В целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:

1) определяет право гражданина, которому установлена пенсия (пенсии), на установление (выплату) федеральной социальной доплаты к пенсии;

2) принимает решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии гражданину, имеющему право на нее в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ;

3) ежемесячно осуществляет мониторинг общей суммы материального обеспечения пенсионера;

4) производит начисление и выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с пунктами 17 - 24 настоящих Правил;

5) выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии;

6) ежемесячно уточняет факт выполнения (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

7) производит приостановление (возобновление) выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии на период выполнения (прекращения выполнения) работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также и в случае достижения общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания (пребывания) гражданина;

8) осуществляет учет граждан, которым установлена федеральная социальная доплата к пенсии, в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр);

9) выдает справки о размере установленной федеральной социальной доплаты к пенсии.

Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П правовой позиции, право на ежемесячную федеральную доплату в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют проживающие на территории Российской Федерации неработающие пенсионеры, размер пенсии которых меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации. Такая доплата производится территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, который принимает решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии гражданину, имеющему право на нее в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ; ежемесячно осуществляет мониторинг общей суммы материального обеспечения пенсионера; ежемесячно уточняет факт выполнения (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основанием для прекращения выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату, в том числе при поступлении пенсионера на работу.

На гражданина, обратившегося за федеральной социальной доплатой, возложена обязанность после назначения доплаты сообщать территориальному органу пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления указанной доплаты.

С гражданина, которому назначены меры социальной поддержки решением уполномоченного органа, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина.

Мировым судьёй установлено и материалами гражданского дела подтверждено, что ответчик Чернова Н.В. с 26 июля 1999 г. является получателем страховой пенсии по инвалидности. Также ей установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, которую она получала, в том числе, в 2022 г.

Чернова Н.В. работала в ООО «ГМБ и К» на основании договора гражданско-правового характера № 88 от 1 июня 2022 г. с 1 по 30 июня 2022 г., договора № 114 от 1 июля 2022 г. с 1 по 29 июля 2022 г., договора № 121 от 1 августа 2022 г. с 1 по 31 августа 2022 г.; с 1 сентября 2022 г. приказом № 8-к принята по трудовому договору.

26 октября 2022 г. истцом в адрес Черновой Н.В. направлено уведомление об образовавшейся переплате с требованием вернуть 7 301 рубль 31 копейку.

Из материалов гражданского дела и оспариваемого решения видно, что суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ имеющиеся в деле доказательства, а также исходя из того, что у ответчика Черновой Н.В. отсутствовал умысел на незаконное получение федеральной социальной доплаты к пенсии, добросовестность Черновой Н.В. при получении федеральной социальной доплаты к пенсии собранными по делу доказательствами не опровергнута, обоснованно отказал ОСФР по Волгоградской области в удовлетворении исковых требований к Черновой Н.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 7 301 рубль 31 копейка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Чернова Н.В. получила уведомление об установлении ФСД к пенсии, в котором она была проинформирована о необходимости сообщения в органы социального фонда об обстоятельствах, влекущих прекращение выплат, в уведомлении № 931511 от 22 января 2010 г. имеется подпись Черновой Н.В., суд считает несостоятельными, так как содержание данного уведомления № 931511 от 22 января 2010 г. ни мировому судье, ни в суд апелляционной инстанции истцом представлено не было, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о том, что данным уведомлением Черновой Н.В. была разъяснена обязанность информировать истца о факте осуществления ею работы и (или) иной оплачиваемой деятельности во время выплаты ей федеральной социальной доплаты к пенсии. Следовательно, добросовестность Черновой Н.В. при получении федеральной социальной доплаты к пенсии в период с 1 по 29 июля 2022 г., с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., уведомлением № 931511 от 22 января 2010 г. не опровергается.

Оснований для отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит, так как мировой судья с достаточной полнотой исследовал материалы гражданского дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит, судом апелляционной инстанции не установлены.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 53 Суровикинского судебного района Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 54 Суровикинского судебного района Волгоградской области, от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Ледневой О.Ю. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трёхмесячный срок в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 марта 2024 г.

Судья                                                                                   Е.В. Некрасова

11-3/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области
Ответчики
Чернова Наталья Викторовна
Другие
Рогальская Ольга Сергеевна
Суд
Суровикинский районный суд Волгоградской области
Судья
Некрасова Е.В.
Дело на странице суда
surov--vol.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
22.01.2024Передача материалов дела судье
24.01.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
27.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее