Судебный акт #1 (Решение) по делу № 71-982/2022 от 28.09.2022

УИД: 66RS0002-01-2022-001413-20

дело № 71-982/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Сазонова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2022 года жалобу защитника Золотаревой Е.А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 22 сентября 2022 года № 5-863/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чашанова Чоршанби Эркиновича,

установила:

постановлением судьи Чашанову Ч.Э. по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного ареста на срок 12 суток.

В жалобе защитник Золотарева Е.А. просит постановление судьи отменить и производство по делу прекратить, ссылается на допущенные при производстве по делу нарушения, недоказанность наличия в действиях Чашанова Ч.Э. состава административного правонарушения и чрезмерную суровость назначенного наказания.

Изучив материалы дела, заслушав защитника Золотареву Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) на полицию возложены обязанности, в частности, пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии с пунктами 7 и 13 части 1 статьи 13 указанного Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в том числе требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 3, 4 статьи 30 Закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами, воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 21 сентября 2022 года в период времени с 19 часов 15 минут до 19 часов 30 минут Чашанов Ч.Э., находясь по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 34/ ул. Горького, д. 27а (на территории площади Труда), не выполнил законное требование сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предъявленное в связи с поступившим сообщением о планируемом проведении несогласованного публичного мероприятия, зарегистрированным в КУСП № 34326, что требовало развертывания в этом месте комплексных сил полиции и очистки территории от лиц, не участвующих в несогласованном публичном мероприятии, отказавшись покинуть данную территорию. После этого Чашанов Ч.Э. отказался выполнить законное требование сотрудников полиции о прохождении в служебный автобус в целях установления личности и составления протокола об административном правонарушении.

Факт правонарушения обоснованно зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, содержание которого соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 1).

Выводы судьи о виновности Чашанова Ч.Э. в совершении правонарушения, вопреки доводам жалобы, основаны на полно, всесторонне, объективно исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, в том числе рапорте начальника отделения по документированию административных правонарушений ОИАЗ УМВД России по г.Екатеринбургу А., согласно которому 21 сентября 2022 года в период времени с 19 часов 00 минут до 19 часов 20 минут на территории площади Труда г. Екатеринбурга собралась группа граждан, которым сотрудниками полиции было предъявлено требование покинуть данную территорию, предоставлено время для его выполнения, однако Чашанов Ч.Э. не выполнил указанное требование, а после не выполнил требование пройти в служебный автобус для установления личности и составления протокола об административном правонарушении (л.д. 8-9). Необходимости в вызове сотрудников полиции в судебное заседание при наличии в материалах дела рапорта должностного лица об обстоятельствах совершения Чашановым Ч.Э. вменяемого административного правонарушения не имелось.

Доводы жалобы о неверной квалификации деяния и незаконности требований сотрудников полиции несостоятельны.

Из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, следует, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 стать 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (абзац 1). К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (абзац 2). Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Закона «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия (абзац 3). При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного Кодекса (абзац 4). Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием (абзац 5).

Требования, предъявленные сотрудниками полиции Чашанову Ч.Э., были основаны на положениях пунктов 7 и 13 частим 1 статьи 13 Закона «О полиции», не были связаны непосредственно с каким-либо публичным мероприятием, носили для него безусловный и обязательный характер, и потому подлежали немедленному выполнению, чего им сделано не было.

В данном случае реализованные сотрудниками полиции, исполняющими обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, требования, адресованные находившимся на территории площади Труда гражданам, в том числе Чашанову Ч.Э., корреспондировали с обязанностью граждан их исполнить, поэтому их невыполнение влечет ответственность, предусмотренную законодательством (статья 30 Закона «О полиции»).

Наличие видеозаписи с предупреждением граждан сотрудником Министерства общественной безопасности Свердловской области о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии правового значения для дела не имеет, поскольку обвинение в невыполнении такого требования Чашанову Ч.Э. не предъявлялось. Из объяснений Чашанова Ч.Э. также не следует, что он принимал участие в несогласованном публичном мероприятии.

Дело об административном правонарушении в отношении ЧашановаЧ.Э. рассмотрено с соблюдением гарантированных процессуальных прав, по установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правилам, право Чашанова Ч.Э. на справедливое судебное разбирательство не нарушено. Обязательное участие прокурора по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями указанного Кодекса не предусмотрено. Кроме того, в настоящем деле нет особых обстоятельств, которые указывали бы на то, что судьей были осуществлены какие-либо функции, которые могли быть выполнены представителем стороны обвинения, если бы он участвовал в судебных заседаниях.

Поскольку порядок привлечения ЧашановаЧ.Э. к административной ответственности должностным лицом и судьей районного суда соблюден, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьей районного суда постановления, не допущено.

Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного ареста назначено Чашанову Ч.Э. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 1 статьи 19.3 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для признания назначенного Чашанову Ч.Э. наказания чрезмерно суровым не имеется, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

Данных о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3.9 названного Кодекса обстоятельств, препятствующих назначению Чашанову Ч.Э. наказания в виде административного ареста, в материалах дела не имеется.

Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта, так как судьей районного суда не было учтено следующее.

Судьей районного суда в постановлении указано на исчисление срока административного ареста с 20 часов 35 минут 21 сентября 2022 года с момента административного задержания Чашанова Ч.Э.

В соответствии с частью 3 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Согласно части 3 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса.

Как усматривается из протоколов административного доставления и административного задержания, Чашанов Ч.Э. был доставлен в порядке статьи 27.2 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях в Отдел полиции № 11 УМВД России по г. Екатеринбургу 21 сентября 2022 года с 19 часов 30 минут до 20 часов 35 минут и задержан с 20 часов 35 минут (л.д. 5, 6).

Таким образом, срок административного наказания в виде административного ареста Чашанову Ч.Э. следует исчислять с 19 часов 30минут 21 сентября 2022 года.

Руководствуясь статьями 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 22 сентября 2022 года № 5-863/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чашанова Чоршанби Эркиновича изменить, срок административного ареста Чашанова Чоршанби Эркиновича исчислять с 19 часов 30 минут 21сентября 2022 года.

В остальной части постановление судьи оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского областного суда О.В.Сазонова

71-982/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Чашанов Чоршанби Эркинович
Другие
Золотарева Елизавета Анатольевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Сазонова Ольга Викторовна
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
28.09.2022Материалы переданы в производство судье
29.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Вступило в законную силу
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее