Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-171/2024 ~ 9-147/2024 от 03.06.2024

дело № 2-171/2024

УИД 44RS0015-01-2024-000203-51

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 июля 2024 года                                с. Боговарово

Вохомский районный суд Костромской области, в составе:

председательствующего судьи Герасимова А.Л.,

при секретаре судебного заседания Шемякиной М.Н.,

с участием: прокурора Филиппова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Костромской области, действующего в интересах Чернова А.П., к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Вохомская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности проводить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия и принятии мер к бесплатному обеспечению изделиями медицинского назначения по медицинским показаниям,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Октябрьского района Костромской области, действующий в интересах Чернова А.П., обратился в суд с исковым требованием к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Вохомская центральная районная больница» (далее – ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ») об обязании своевременной выписки Чернова А.П. рецептов на медицинские изделия - тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови «Акку-Чек Перформа», ланцетами для ручки-прокалывателя к глюкометру «Акку-Чек Перформа» вплоть до отмены лечащим врачом, а также об обязании Департамент здравоохранения Костромской области принять меры к бесплатному обеспечению Чернова А.П. изделиями медицинского назначения тест-полосками «Акку-Чек Перформа», ланцетами для ручки-прокалывателя к глюкометру «Акку-Чек Перформа» в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям на весь период нуждаемости и до полной отмены их применения.

В обосновании заявленного требования указал, что прокуратурой по заявлению Чернова А.П. по вопросам необеспечения ее, как страдающей заболеванием <данные изъяты> в полном объеме медицинскими изделиями, а именно тест-полосками и ланцетами для ручки-прокалывателя к глюкометра проведена проверка, которой установлено, что Чернова А.П. с 05.12.2014г состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> в связи с чем ей необходим контроль уровня сахара в крови, осуществляемый с использованием тест-полосок для глюкометра «Акку-Чек Перформа» и ланцетов (игл) для ручки-прокалывателя к данному глюкометру. Согласно информации, предоставленной ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ», Чернова А.П. указанными медицинскими изделиями не обеспечивалась.

Тест - полоски и ланцеты для ручки-прокалывателя к глюкометру закупаются Департаментом здравоохранения Костромской области, который является исполнительным органом в области оказания государственной социальной помощи, в том числе обеспечения граждан, включенных в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; по осуществлению закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий; по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинских изделий, то есть осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании прокурор Филиппов Н.М. (процессуальный истец) заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, изложив свои доводы аналогично указанным в иске.

Истец Чернова А.П. в судебное заседание не прибыла, направила заявление с просьбой о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» в суд не прибыл. Главный врач ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» Зимаркова К.В. направила ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, составу суда доверяет, отводов не имеет, исковые требования признает, последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области в суд не прибыл, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Представленный отзыв на исковое заявление представителем ответчика Садовой Ю.В., действующей по доверенности, не содержит требования о рассмотрении дела без их участия или об отложении рассмотрения дела.

Представитель, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Костромская областная аптечная база» Бойко В.А. в суд не прибыла, направила ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Информация о назначении судебного заседания, о месте и времени рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в том числе заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Вохомского районного суда Костромской области в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008г № 262-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации”.

Согласно ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Принимая во внимание, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявку сторон в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 данной статьи).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011г № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 21.11.2011г № 323-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ, здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ законодателем закреплены основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пп. 1, 2, 5 - 7 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ).

В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011г №323-Ф3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому сахарный диабет входит в Перечень социально значимых заболеваний.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007г № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами на территории Костромской области возложена на Департамент здравоохранения Костромской области.

Постановлениями Администрации Костромской области от 30.12.2022г № 680-а и от 29.12.2023г № 616-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 и 2024 года.

В соответствии с утвержденной программой за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г № 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения” определен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно по категории заболевания «диабет» - все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа “Новопен”, “Пливапен” 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики". Порядок обеспечения лекарственными препаратами и объем финансирования на эти цели определяет субъект Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанных норм закона и нормативно-правовых актов, диабет является заболеванием, при амбулаторном лечении которого любые (а не только необходимые для лечения непосредственно диабета) лекарственные средства, а также, в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики (в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Чернова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 05.12.2014г состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» Боговаровское отделение с кодом <данные изъяты> Чернова А.П. рекомендован самоконтроль уровня глюкозы крови с использованием индивидуального глюкометра не менее 1 раза в сутки в разное время + 1 гликемический профиль (измерение глюкозы крови не менее 4 раз в сутки) в неделю.

Согласно информации ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» Боговаровское отделение, потребность Чернова А.П. в тест - полосках к глюкометру «Акку-Чек Перформа» на месяц составляет 46 штук и ланцетах к глюкометру «Акку-Чек Перформа» (нет в списках льготного лекарственного обеспечения), и в силу положений действующего законодательства истец является получателем федеральных льгот и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

По обращению Чернова А.П. прокуратурой была проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения тест - полосками для глюкометра и ланцетами для ручки-прокалывателя к глюкометру «Акку-Чек Перформа», в результате которой выявлено, что с момента постановки на учет с 05.12.2014г Чернова А.П. не обеспечивалась бесплатным получением тест-полосок к глюкометру «Акку-Чек Перформа» и ланцетами для ручки-прокалывателя к глюкометру «Акку-Чек Перформа».

Доводы представителя Садовой Ю.В. о том, что в материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о назначении ответчику медицинских изделий не состоятелен.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Данное положение согласуется с требованиями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, которым закреплен принцип состязательности и равноправия сторон.

Нуждаемость Чернова А.П. в использовании медицинских изделий подтверждена материалами дела и поставленным ей диагнозом.

Поскольку ответчиками ненадлежащим образом осуществлялось обеспечение Чернова А.П. необходимыми средствами диагностики: тест-полосками для глюкометра «Акку-Чек Перформа» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом и ланцетами для ручки - прокалывателя к глюкометру «Акку-Чек Перформа», суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению с возложением на ответчиков соответствующих обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя прокурора Вохомского района Костромской области о возложении обязанности на ОГБУЗ «Вохомская ЦРБ» и Департамент здравоохранения Костромской области о возложении обязанности проводить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия и принятии мер к бесплатному обеспечению изделиями медицинского назначения по медицинским показаниям удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Вохомская центральная районная больница», идентификационный номер налогоплательщика , проводить своевременную выписку Чернова А.П., паспорт гражданина РФ , выданный 06.07.2001г, рецептов на медицинские изделия – тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови «Акку-Чек Перформа», а также ланцетов для ручки-прокалывателя для глюкометра «Акку-Чек Перформа» вплоть до отмены лечащим врачом.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области, идентификационный номер налогоплательщика , принять меры к бесплатному обеспечению Чернова А.П., паспорт гражданина РФ , выданный 06.07.2001г, изделиями медицинского назначения тест-полосками «Акку-Чек Перформа», а также ланцетов для ручки-прокалывателя для глюкометра «Акку-Чек Перформа» в полном объеме с учетом ее заболевания и назначения по медицинским показаниям на весь период нуждаемости и до полной отмены их применения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок, с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Костромского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Вохомский районный суд Костромской области.

Судья: - подпись.

Копия верна. Судья:            А.Л. Герасимов

Мотивированное решение составлено 30.07.2024г.

2-171/2024 ~ 9-147/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернова Анна Пантелеевна
Прокурор Октябрьского района Костромской области в интересах Черновой Анны Пантелеевны
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
ОГБУЗ " Вохомская центральная районная больница"
Другие
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Вохомский районный суд Костромской области
Судья
Герасимов Александр Леонидович
Дело на странице суда
vohomsky--kst.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
04.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее