Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-148/2024 (3а-2576/2023;) ~ М-1879/2023 от 07.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                              14 марта 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булацкой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-148/2024 (3а-2576/2023) по административному исковому заявлению Корнилова А,А. об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л :

административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском с учетом уточнений об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 999 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый существующим жилым домом, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 897 938 рублей 16 коп.;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский р-он, Вторая просека, берег реки Волги, дом 12, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 965 244 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 6 702 560 рублей 73 коп. и 1 248 360 рублей соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости каждого объекта, что подтверждается отчетом об оценке, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объекта.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Самара, ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», Карпушин Ю.А., извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ -1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 999 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый существующим жилым домом; и на праве общей долевой собственности с Карпушиным Ю.А. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.

Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере 9 702 560, 73 рублей, с кадастровым номером 63:01:0637002:330 в размере 1 248 360 рублей, о чем сведения внесены в ЕГРН 18.01.2021.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 по состоянию на 01.01.2022 утверждена кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером в размере 6 039 214, 74 рублей, объекта с кадастровым номером 63:01:0637002:330 в размере 1 262 162 рублей, о чем сведения внесены в ЕГРН в январе 2023 года.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из представленных материалов, суд соглашается с требованиями административного истца, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2020 является архивной.

Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью объектов недвижимого имущества права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика налога на имущество. Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 07.11.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В силу п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 401-23 от 28.09.2023 оценочной организации ООО «БизнесГрад» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 земельных участков

- с кадастровым номером в размере 3 897 938, 16 рублей,

- с кадастровым номером 63:01:0637002:330 в размере 965 244 рублей.

Определением суда от 26.12.2023 по делу назначена судебная оценочная экспертиза по инициативе заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки».

Заключением эксперта ООО «СНЭК» установлена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2020 земельных участков

- с кадастровым номером в размере 7 267 725 рублей,

- с кадастровым номером 63:01:0637002:330 в размере 1 788 200 рублей.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что эксперт при оценке объекта недвижимого имущества руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на осмотре объектов, на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости рассматриваемых объектов заключение эксперта ООО «СНЭК».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения и арендных платежей, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в заключение эксперта, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 07.11.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Корнилова А,А. удовлетворить частично.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 7 267 725 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 1 788 200 рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 07.11.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 22.03.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-148/2024 (3а-2576/2023;) ~ М-1879/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Корнилов А.А.
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ГБУ СО "ЦКО"
Карпушин Ю.А.
Лезина Ю.Ю.
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация административного искового заявления
08.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
22.02.2024Производство по делу возобновлено
14.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.07.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее