Дело № ...
10RS0№ ...-51
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 мая 2023 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фоминой А.М. при секретарях Бобылевой Н.В., Осиповой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахарова А. И. к администрации Кондопожского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
Истцом заявлен указанный иск, по тем основаниям, что истец является собственником жилого помещения и проживает в ........ в ........ и имеет право на получение коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также определить место сбора и вывоза ТБО. С учетом уточненных исковых требований окончательно просит признать бездействие, администрации муниципального ........ по непринятию мер к обустройству места накопления (ТКО) твердых коммунальных и крупногабаритных коммунальных (КТО) отходов по вышеуказанному адресу: ........ незаконным; обязать администрацию Кондопожского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда обустроить контейнерную площадку для накопления твёрдых коммунальных отходов, а также крупногабаритных отходов, расположенную по адресу: ........, ул. ........, в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН ХХ.ХХ.ХХ-21 следующим образом: обустроить подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра; навес над мусоросборниками (контейнерами и бункерами); возложить на администрацию Кондопожского муниципального района обязанность содержать контейнерную площадку на территории по вышеуказанному адресу: ........; включить контейнерную площадку по указанному адресу в Реестр; заполнить реестр с обязательным указанием следующей информации: иметь адрес, расположение, характеристику, наличие контейнеров и специальной площадки для КГО.
Истец в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Представитель администрации Ермилова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала ранее поданные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что новый реестр уже утвержден, в нем указаны правильные координаты контейнерной площадки и все ее параметры. На сегодня отсутствует только ограждение с трех сторон. Указала на недостаточность срока, требуемого истцом, для оборудования контейнерной площадки, в случае удовлетворения иска просила установить срок не менее 6 месяцев для возможности исполнения возложенной обязанности.
Иные участвующие в деле лиц в судебное заседание не явились извещены.
Суд, заслушав явившееся лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 52-ФЗ (далее – Закона № 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ).
Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
Согласно п. 5 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ..., места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
Судом установлено, что истец Сахаров А.И. является одним из собственников квартиры по адресу: ........, .........
Договор на вывоз бытового мусора заключен между ООО «Карельский экологический оператор» и ООО «УК «Кондопожстрой».
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ утвержден порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кондопожского муниципального района и порядок формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кондопожского муниципального района.
Постановлением администрации Кондопожского муниципального района № ... от ХХ.ХХ.ХХ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кондопожского муниципального района, в который включена контейнерная площадка для жильцов ........ в ......... О данной площадке в реестре имеются следующие сведения: координаты места ее нахождения; фото и схема размещения; тип контейнерной площадки и тип ее покрытия; материал ограждения; наличие навеса; площадь места площадки; наличие отсека для крупногабаритных отходов; складирование КГО рядом с площадкой; данные о емкостях для размещения ТКО; категории собственников; наименование собственников; адрес собственников; контактные данные собственников.
Для жильцов ........ устроена контейнерная площадка за пределами придомовой территории в координатах № ....
Указанная площадка расположена на расстоянии 30 метров от угла ........ в ........, имеет подъездной путь, однако твердое (бетонное) покрытие площадки не оборудовано уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; контейнерная площадка не имеет ограждения, при накоплении мусора в контейнере, его переполненности, не исключается попадание отходов из мусоросборника на контейнерную площадку (мусор разбросан вокруг контейнера на площадке); отсутствует отсек либо отдельная площадка для размещения крупногабаритных отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе, материалами проверки Управления Роспотребнадзора по РК от 2022 года, фотоматериалами, пояснениями истца и представителя ответчика.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 требований СанПиН ХХ.ХХ.ХХ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как установлено в судебном заседании, подъездной путь к месту накопления ТКО имеется.
Учитывая дальность нахождения площадки от МКД (30 метров) навес над мусоросборниками в соответствии с Санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями при эксплуатации контейнерных и специальных площадок (приложение № ... к СП ХХ.ХХ.ХХ-21) обязательным не является.
Требование о возложении на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности содержать площадку на территории по вышеуказанному адресу: ........, удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование направлено исключительно на будущее время, нарушение прав истцом в данной части не доказано.
Контейнерная площадка ответчиком в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кондопожского муниципального района для жильцов ........ в ........ включена, в реестре указаны установленные законом сведения о данной площадке, нарушение прав истца на момент рассмотрения дела судом в этой части не установлено.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о частичной обоснованности исковых требований, администрацию Кондопожского муниципального района следует обязать надлежащим образом обустроить контейнерную и специальную площадки для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для жильцов ........ в ........ в соответствии с действующими Санитарными правилами и нормами СанПиН ХХ.ХХ.ХХ-21, а именно: твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие – основание площадки обустроить уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; обустроить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадок, с трех сторон высотой не менее 1 метра.
При этом указание в резолютивной части конкретных санитарных правил суд считает неверным с точки зрения исполнимости решения суда, учитывая, что они постоянно меняются, часть требований на данный момент выполнена.
Бездействие администрации Кондопожского муниципального района в данной части является незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Достаточным и необходимым сроком для выполнения обязанности с учетом срока вступления решения суда в законную силу суд полагает 3 месяца, учитывая, что для выполнения действий требуется заключение муниципального контракта. Установление меньшего либо большего срока суд полагает необоснованным.
В остальной части иска надлежит отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Кондопожского муниципального района, ИНН 1003002551, по непринятию мер к обустройству места накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих по адресу: ........, незаконным.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района, ИНН 1003002551, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих по адресу: ........, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, а именно: оборудовать твердое бетонное покрытие – основание контейнерной площадки уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, оборудовать контейнерную площадку ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Кондопожского муниципального района (ИНН 1031000320900), в пользу Сахарова А. И. (паспорт № ... № ...) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Фомина
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.