Дело № 2-1477/2023
УИД 26RS0020-01-2023-002091-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2023 года село Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рынгач Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.В.,
с участием представителя ответчика Дьяченко А.В. – адвоката Зайко Г.А., действующего на основании ордера № 323669 от 25.10.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к Дьяченко А.В. о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилась в суд с исковым заявлением к Дьяченко А.В. о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В обоснование иска указано, что 06 октября 2020 года на пункте весового контроля ПКП-1, расположенного на автомобильной дороге г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края км 16+420 установлен факт несанкционированного проезда автомашины <данные изъяты> гос.номер № с прицепом <данные изъяты> гос.номер № с превышением допустимой нагрузки на ось, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края причинен вред на сумму 64 428,86 руб. Расчет вреда произведен в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.03.2010 года № 181 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края». Факт нарушения подтверждается актом Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 6 октября 2020 года № 107. Письмом министерства от 04.08.2023 года № 60-11.02-11639/23 Дьяченко А.В. направлена претензия о взыскании обязательного платежа и о необходимости перечисления указанных денежных средств в 10-дневный срок, что подтверждается почтовой квитанцией от 09.08.2023 года, что свидетельствует о соблюдении министерством досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком. Просит суд взыскать с Дьяченко А.В. в счет причиненного ущерба автомобильным договорам Краснодарского края, в пользу министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края денежные средства в размере 64 428,86 руб.
В судебное заседание представитель истца министерства транспортного и дорожного хозяйства Краснодарского края не явился, указав в исковом заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Ответчик Дьяченко А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель ответчика Дьяченко А.В. – адвокат Зайко Г.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что расчет ущерба рассчитан истцом неверно. Согласие Дьяченко А.В. с правонарушением и оплата им административного штрафа не подтверждает его вину. Истцом не представлено в материалы дела доказательства, подтверждающие нарушение допустимых нагрузок Просил применить к требованиям истца срок исковой давности, поскольку, считает, что он пропущен.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, исследовав административное дело в отношении Дьяченко А.В. по ч. 6 ст. 12.21.1. КоАП РФ, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненной личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).
Пунктом 7 ст. 12 Закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно статье 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1); повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов (пункт 6 части 2).
В силу части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
В части 12 ст. 31 Закона № 257-ФЗ указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (ч. 13 ст. 31 Закона № 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 67, вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Частью 3 ст. 1079 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу пункта 3 вышеназванных Правил осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией «Российские автомобильные дороги», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом:
а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений: допустимой массы транспортного средства; допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
в) базового компенсационного индекса текущего года.
В силу пункта 8 названных Правил средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, или в доход бюджета субъекта Российской Федерации, или в доход местных бюджетов, или в доход собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.12.2015 года № 1271 «О министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края», министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, организации дорожного движения на них.
В силу пункта 3.36. указанного Положения к функциям министерства отнесено осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
Из постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 марта 2010 года № 181 (в редакции Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2015 года № 1183) «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края» следует, что размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с исходным значением размера вреда, причиняемого транспортными средствами при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, и постоянными коэффициентами для региональных или межмуниципальных автомобильных дорог согласно приложению к данному постановлению.
В судебном заседании установлено, что согласно договору аренды транспортного средства без экипажа от 01 августа 2020 года Дьяченко А.В. взял у ФИО1 в аренду транспортное средство <данные изъяты>, гос.номер №, VIN № сроком на 11 месяцев.
06 октября 2020 года на пункте весового контроля ПКП-1, расположенного на автомобильной дороге г.Краснодар - г.Кропоткин - граница Ставропольского края км 16+420, установлен факт несанкционированного проезда автомашины <данные изъяты> гос.номер № с прицепом <данные изъяты> гос.номер № с превышением допустимой нагрузки на ось.
Данное обстоятельство подтверждается актом Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 06.10.2020 года № 107, подписанным водителем Дьяченко А.В.
В объяснительной начальнику Межрегионального УГАДН по КК и РА Дьяченко А.В. указал, что он не является индивидуальным предпринимателем, перевозчиком является он лично, груз принадлежит ему, он везет его себе.
Постановлением № 23101000596 от 06.10.2020 года по делу об административном правонарушении Дьяченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Указанное постановление от 06.10.2020 года о назначении административного наказания Дьяченко А.В. не оспаривалось, штраф им был оплачен, что также не оспаривалось стороной ответчика.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, в соответствии с расчетным листом №275 от 26 мая 2021 года составила в сумме 64 428,86 руб.
04 августа 2023 года министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Дьяченко А.В. направлена претензия о взыскании причиненного вреда, которая оставлена им без удовлетворения.
Расчет вреда в размере 64 428,86 руб. истцом произведен верно в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.03.2010 года № 181 «Об определении размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края».
Вопреки доводам представителя Зайко Г.А. о неверном расчете, представленном истцом, ответчиком иного расчета суду не представлено.
Факт того, что на момент причинения вреда транспортное средство фактически находилось в его владении, груз принадлежал ему, и он вез его для своих собственных нужд, ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что владельцем транспортного средства на момент причинения вреда являлся арендатор Дьяченко А.В., в связи с чем, он должен нести ответственность за причиненный истцу ущерб.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по исковым требованиям.
Рассматривая ходатайство о применении срока исковой давности, суд исходит из следующего.
Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как следует и материалов дела, административное правонарушение ответчиком было совершено 06 октября 2020 года, в этот же день был составлен Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось № 107. Истец обратился в суд с иском согласно почтовому штемпелю на конверте 29 сентября 2023 года, то есть до истечения трехлетнего срока исковой давности, ввиду чего довод представителя ответчика об истечении срока исковой давности не обоснован.
Исходя из изложенного, учитывая, что факт несанкционированного проезда автомашины <данные изъяты> гос.номер № с прицепом <данные изъяты> гос.номер № с превышением допустимой нагрузки на ось установлен, владельцем транспортного средства являлся его арендатор Дьяченко А.В., срок исковой давности истцом не пропущен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к Дьяченко А.В. в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика Дьяченко А.В. подлежит взысканию в бюджет Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края государственная пошлина в размере 2 133,00 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 64 428,86 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 133,00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░