Дело № 12-19/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чердынь 14 июня 2023 г.
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Галашова С.А.,
помощника прокурора Чердынского района Коростелевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица - главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой Анны Александровны - Остапчук Светланы Михайловны на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 22 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой Анны Александровны,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 22 марта 2023 г. должностное лицо - глава городского округа - глава администрации Чердынского городского округа Батагова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 500 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, защитником должностного лица Остапчук С.М. подана жалоба, в которой она указывает на неправомерность привлечения главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой А.А. к административной ответственности. Ссылается на то, что в соответствии с Порядком организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Чердынского городского округа, утвержденным постановлением администрации Чердынского городского округа №107 от 10 февраля 2022 г., должностным регламентом муниципального служащего администрации Чердынского городского округа по должности «ведущий специалист отдела делопроизводства» обязанности по работе с обращениями граждан в администрации Чердынского городского округа возложены на ответственного специалиста - ведущего специалиста отдела делопроизводства администрации Чердынского городского округа ФИО5 Полномочия данного должностного лица органа местного самоуправления, его права и обязанности закреплены в Порядке, должностном регламенте. Для исполнения возложенных на нее обязанностей ФИО5 прошла соответствующее обучение. Таким образом, имеющиеся доказательства, представленные при рассмотрении дела, свидетельствуют о том, что обязанности по соблюдению порядка работы с обращениями граждан, осуществлению контроля возложены на ведущего специалиста отдела делопроизводства, выполняющего организационно-распорядительные функции в данной сфере в администрации городского округа. При принятии постановления по данному делу об административном правонарушении была неверно дана правовая оценка субъекта рассматриваемого административного правонарушения. В постановлении указано, что «оценив в совокупности исследованные доказательства, мировой судья приходит к выводу, что вина главы округа.. .установлена и доказана. Действия главы округа.. . суд квалифицирует по ст.5.59 КоАП РФ». Однако представленные прокуратурой доказательства лишь свидетельствуют о том, что имело место быть само нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Отраженные в них факты не указывают ни на действия главы округа, нарушающие порядок рассмотрения обращений, ни свидетельствуют об установлении ее вины. Действия главы округа по рассмотрению обращения ФИО8 основаны на действующем законодательстве. Фактически нарушения законодательства при рассмотрении вышеуказанных обращений были допущены не по вине главы округа, которая в установленном порядке назначила ответственных исполнителей, а по вине ответственного специалиста по работе с обращениями граждан. ФИО5 при всей своей осмотрительности имела возможность соблюдения требований законодательства при рассмотрении обращений граждан, однако ею, как ответственным специалистом в соответствии с должностным регламентом, не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Вина главы городского округа в допущенных нарушениях отсутствует. В связи с чем считаем, что Батагова А.А. необоснованно привлечена к административной ответственности. Тем более, что конечной целью наказания лица является воздействие на его волю и сознание, с тем чтобы добиться частной превенции административных правонарушений. Привлечение к административной ответственности главы округа за правонарушение, совершенное другим должностным лицом, никаким образом не повлияет на виновное должностное лицо и не будет являться превентивной мерой. В мотивировочной части постановления мирового судьи не указаны мотивы, по которым суд отверг доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы Батаговой А.А. и ее представителя, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые они ссылались. Мотивировочная часть постановления мирового судьи фактически дублирует постановление о возбуждении дела об административном правонарушении без должной оценки представленных доказательств. При вынесении постановления по делу суд не принял во внимание указанные обстоятельства, положения законодательства, не дал объективной оценки представленным доказательствам, допустил существенные нарушения материального права.
В судебном заседании защитник Галашов С.А. доводы жалобы поддержал.
Помощник прокурора Коростелева Е.Б. не согласилась с доводами жалобы.
Заслушав доводы защитника, мнение прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что
6 февраля 2023 г. в прокуратуру Чердынского района поступило обращение ФИО8 о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан администрацией Чердынского городского округа, необходимости установления виновного лица и привлечении его к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения проверки установлено, что 13 декабря 2022 г. ФИО8 в администрацию Чердынского городского округа направил обращение посредством почтового сообщения по вопросу организации водоснабжения в д. Марушева Чердынского городского округа, которое поступило в администрацию Чердынского городского округа 14 декабря 2022 г., о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления и зарегистрировано 15 декабря 2022 г. В последующем, в нарушение установленного Федеральным законом порядка рассмотрения граждан, ответ на данное обращение ФИО8 был дан лишь 6 февраля 2023 г., то есть свыше установленного срока рассмотрения обращений граждан.
Таким образом, проведенной проверкой установлены грубые нарушения требований Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», выразившиеся в нарушении конституционных прав граждан на качественное рассмотрение обращений должностными лицами органов местного самоуправления.
Указанное обращение поступило в адрес администрации Чердынского городского округа Пермского края. В период рассмотрения данных обращений главой округа - главой администрации Чердынского городского округа Пермского края являлась Батагова А.А.
Таким образом, глава округа - глава администрации Чердынского городского округа Пермского края Батагова А.А., находясь на своем рабочем месте по адресу: Пермский край, Чердынский городской округ, г. Чердынь, ул. Соборная, д. 18 а, в период с 15 декабря 2022 г. по 6 февраля 2023 г. нарушила пункты 1 и 4 части 1 статьи 10, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения главой округа - главой администрации Чердынского городского округа Батаговой А.А. вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 февраля 2023 г.; заявлением ФИО8 в прокуратуру Чердынского района Пермского края; заявлением ФИО8 в администрацию Чердынского городского округа; почтовым уведомлением о получении обращения администрацией Чердынского городского округа; информацией главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой А.А. о рассмотрении требования прокурора; ответом ФИО8 на обращение; иными письменными доказательствами по делу.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, несут лица, виновные в нарушении настоящего Закона.
Субъектами правонарушения по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются должностные лица, в том числе органов местного самоуправления, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В силу положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Из главы 9 Порядка организации работы по рассмотрению обращений граждан в администрации Чердынского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чердынского городского округа №107 от 10 февраля 2022 г., следует, что контроль за исполнением обращений граждан осуществляет ответственный специалист.
В данном случае приказа либо иного локального акта о возложении именно контрольных функций на конкретное должностное лицо не представлено, в связи с чем должностное лицо Батагова А.А., обладающая организационно-распорядительными функциями и не обеспечившая, как руководитель, рассмотрение обращения гражданина ФИО8 в установленный законом срок, не осуществившая должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности (ответ направлен за пределами срока, установленного п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ), что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой А.А. вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Таким образом, должностное лицо правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что пунктами 3.1.24-3.1.35 должностного регламента муниципального служащего администрации Чердынского городского округа предусмотрено, в том числе направление ведущим специалистом ответа гражданину на обращение, не свидетельствует о том, что данный работник наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями и является субъектом правонарушения по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что мировой судья не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые они ссылались, не свидетельствует о нарушении законодательства об административных правонарушениях, поскольку мировым судьей при квалификации действий (бездействия) должностного лица правильно применен закон, регулирующий ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
Довод защитника о том, что мотивировочная часть постановления мирового судьи фактически дублирует постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, без должной оценки представленных доказательств, не влечет отмену обжалуемого судебного акта, поскольку в постановлении мирового судьи приведена оценка совокупности исследованных доказательств, не противоречащая требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы направлены на несогласие с выводами суда, фактически - на переоценку доказательств, что не свидетельствует о незаконности судебного решения, выводы которого соответствуют установленным обстоятельствам.
Административное наказание назначено должностному лицу Батаговой А.А. в пределах санкции ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности привлекаемого лица, имущественного положения, отсутствия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Каких-либо неустранимых сомнений в ее виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края от 22 марта 2023 г. по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа Батаговой Анны Александровны оставить без изменения, жалобу защитника Остапчук Светланы Михайловны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Н. Хорошева