Дело №12-31/2024
УИД 44МS0026-01-2024-000229-46
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мантурово 26 апреля 2024 года
Судья Мантуровского районного суда Костромской области Трухин А.Л.,
с участием заместителя Мантуровского межрайонного прокурора Зверевой С.Н., защитника МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» Левиной А.Ю., представителя потерпевшего – администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области Бескровной Е.Ю.,
рассмотрев в порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях протест Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области на постановление мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области от 03 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного унитарного предприятия Мантуровского муниципального округа Костромской области «Мантуровская теплоснабжающая организация» (ОГРН 1214400003619, ИНН 4400004021),
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области от 03 апреля 2024 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» (далее – МКУП «МТО») прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, Мантуровский межрайонный прокурор обратился в районный суд с протестом, в котором просит постановление отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
В обоснование протеста указано, что постановление не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, в полном объеме не выяснены, выводы мирового судьи противоречат материалам дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Не согласен с выводом мирового судьи о необходимости прекращения производства по делу по тем основаниям, что прокурором не предоставлено достаточных доказательств существенности вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества и государства бездействием юридического лица, отрицательного значения последствий бездействия подрядчика для самого потерпевшего, а также подтверждающих данных о невыполнении промежуточных объемов работ, предусмотренных муниципальным контрактом, с учетом факта расторжения муниципального контракта по соглашению сторон до истечения установленного в контракте срока исполнения обязательства, поскольку они противоречат установленным судом обстоятельствам совершения административного правонарушения.
Так, установлено, что администрацией г.о. г. Мантурово Костромской области (заказчик) с МКУП «МТО» (подрядчик) 26.07.2023 заключен муниципальный контракт №89/а-1 (далее - контракт). Предметом указанного контракта является капитальный ремонт сетей теплоснабжения г.о. г. Мантурово Костромской области. Цена Контракта составляет 19100000 руб. Источник финансирования – бюджет городского округа город Мантурово Костромской области. В соответствии с п.1.1-1.3 контракта подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту сетей теплоснабжения в полном соответствии с локальным сметным расчетом (приложение №2 к контракту), ведомостью объемов работ (дефектная ведомость) и графиком выполнения работ (Приложение №2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью указанного контракта, а заказчик принять и оплатить выполненные работы. В соответствии с п. 7.1 контракта начало выполнения работ установлено с момента подписания контракта, а окончание выполнения работ - 1 ноября 2023 года. График выполнения работ сторонами не согласован и не утвержден.
Согласно п. 3.1.1 контракта подрядчик обязан осуществлять все предусмотренные контрактом работы в соответствии с условиями указанного контракта, сметным расчетом.
В силу п.3.1.23 подрядчик несет полную ответственность за выполнение работ по контракту в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными актами, тщательно изучил и проверил документацию и полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ.
Проверкой установлено, что к выполнению работ МКУП «МТО» в период с 26.07.2023 по 20.09.2023 не приступало, субподрядчиков для выполнения работ не привлекало, мер для приобретения материалов не предприняло, сумма выполненных работ по контракту - 0 рублей. В нарушение требований контракта МКУП «МТО» график производства работ не сформировало и на утверждение подрядчику не представило.
В последующем 20.09.2023 между администрацией г. Мантурово и МКУП «МТО» заключено соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон.
Вместе с тем, МКУП «МТО» мер, направленных на исполнение контракта, с момента его заключения и до расторжения не предпринимало, своим бездействием допустило неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что в последующем повлекло его расторжение. Своим бездействием исполнитель отступил от условий, на которых контракт был заключен.
Полагает, что при оценке существенности последствий допущенных нарушений следовало принять во внимание, что контракт заключен в целях реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках региональной программы Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 №87-а. В региональную программу включены мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, имеющих высокий физический износ, требующих модернизации в приоритетном порядке. На объектах коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, наблюдается наибольшее количество аварий и инцидентов. Процент износа сетей теплоснабжения по адресам в г. Мантурово: ул. Победы, ул. Советская, ул. Центральная, ул. Речная, ул. Гвардейская, ул. Больничная, ул. Парковая, ул. Ленина, ул. Юрьевецкая - составляет 80%; в пос. Лесобаза Мантуровского района - 100%, в связи с чем, своевременное выполнение мероприятий по капитальному ремонту сетей теплоснабжения в сроки, предусмотренные рассматриваемой региональной программой, важно для снижения степени аварийности сетей теплоснабжения и имеет особое значение для обеспечения бесперебойного предоставления гражданам, проживающим на территории муниципального образования, коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению надлежащего качества.
С учетом изменений, внесенных постановлением администрации Костромской области от 17.07.2023 №303-а в государственную программу Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области», Комплекс мер по реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (приложение №19.1 к государственной программе) изложен в новой редакции согласно приложению №3 к Постановлению от 17.07.2023 №303-а. На момент расторжения муниципального контракта 20.09.2023 срок выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения в муниципальном образовании, предусмотренный государственной программой Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области», был установлен до 01.12.2023.
Принимая во внимание, что МКУП «МТО» мер, направленных на исполнение рассматриваемого контракта, с момента его заключения и до расторжения не предпринимало, с учетом времени, объективно необходимого на выполнение предусмотренных контрактом работ, выполнить мероприятия государственной программы Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области» в установленный срок в период с 20.09.2023 до 01.12.2023 не представлялось возможным.
По мнению прокурора, невыполнение взятых на себя МКУП «МТО» обязательств по выполнению работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения фактически привело к срыву реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках региональной программы, нарушению прав и законных интересов муниципального образования и граждан на получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества.
Муниципальный контракт №89/а-1 заключен с целью обеспечения бесперебойной подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения неопределенному кругу потребителей, поддержания в жилых помещениях, объектах социальной сферы температуры, соответствующей требованиям законодательства, в связи с чем имеет повышенную социальную значимость для общества и государства.
Указывает, что с учетом износа подлежащих ремонту сетей теплоснабжения, неисполнение обязательств по контракту со стороны МКУП «МТО» создало угрозу возникновения аварий в период отопительного сезона, то есть создало угрозу жизни и здоровья граждан, повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства. Полагает, что мировой судья не дал должной оценки вышеуказанным обстоятельствам.
Считает, что таким образом бездействие МКУП «МТО», причинившее существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.
В судебном заседании заместитель Мантуровского межрайонного прокурора Зверева С.Н. протест поддержала по изложенным в нём основаниям.
Защитник юридического лица МКУП «МТО» Левина А.Ю. с протестом не согласилась, в его удовлетворении просила отказать, пояснив, что в результате расторжения контракта от 25.07.2023 какого-либо вреда не причинено. Работы по капитальному ремонту сетей теплоснабжения ведутся в соответствии с муниципальными контрактами, заключенными предприятием и администрацией муниципального образования после 20 сентября 2023 года, а также в соответствии со сроками, установленными в новой редакции региональной программы по развитию ЖКХ.
Представитель администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области Бескровная Е.Ю. с протестом заместителя прокурора не согласилась, считая постановление мирового судьи законным и обоснованным. Заявила, что действиями МКУП «МТО» администрации ущерба не причинено. Никаких платежей по контракту не производилось. Контракт расторгнут до окончания срока его исполнения. Причиной расторжения контракта явилось несоответствие цены контракта цене работ, указанной в экспертном заключении от 07 августа 2023 года о результатах проверки достоверности определения сметной стоимости, а не бездействие МКУП «МТО», как указывает прокурор.
Оценив доводы протеста, заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
Как установлено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных материалов следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности МКУП «МТО» Мантуровской межрайонной прокуратурой Костромской области установлено, что 26.07.2023 между администрацией г.о. г. Мантурово (Заказчик) и МКУП «МТО» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт №89/а-1 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей теплоснабжения г.о. г. Мантурово (п.п. 1.1-1.3).
Из условий контракта и его приложений следует, что срок его исполнения установлен с момента подписания и до 01 ноября 2023 года (пункт 7.1), цена контракта составляет 19100000 рублей (пункт 2.1.), график выполнения работ отсутствует (т.1, л.д.14-22).
20.09.2023 между заказчиком и Подрядчиком заключено соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон на основании пункта 11.3 контракта (т.1, л.д.66).
По факту допущенного бездействия 13 октября 2023 года Мантуровским межрайонным прокурором Костромской области в отношении МКУП «МТО» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ.
Как указано в постановлении, МКУП «МТО» в период с 26.07.2023 по 20.09.2023 к выполнению работ не приступало, субподрядчиков не привлекало, мер по приобретению материалов не предпринимало, мер, направленных на исполнение муниципального контракта с момента его заключения и до расторжения не предпринимало, допустило неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушение существенных условий муниципального контракта, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ. Невыполнение взятых на себя обязательств МКУП «МТО» фактически привело к срыву реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках региональной программы Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области», нарушению прав и законных интересов муниципального образования и граждан на получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества.
По результатам рассмотрения дела мировой судья прекратил в отношении юридического лица производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения, указав, что доказательства существенности вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества и государства, при отсутствии отрицательных последствий бездействия подрядчика для потерпевшего, отсутствуют.
Частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Из диспозиции части 7 статьи 7.32 КоАП РФ следует, что квалифицирующим признаком объективной стороны правонарушения является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено, что судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в судебном акте, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий. При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, государственных и муниципальных органов, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда.
Размер вреда подлежит обязательному установлению, поскольку в ином случае понятие существенного вреда (ущерба) охраняемым законом интересам общества и государства можно было бы трактовать произвольно, допуская привлечение к ответственности любое лицо и при любом неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Доводы защитника МКУП «МТО» и представителя потерпевшего, которые как при рассмотрении дела мировым судьей, так и при рассмотрении протеста судьей районного суда последовательно заявляли об отсутствии вреда, ущерба в связи с неисполнением муниципального контракта от 26.07.2023 №89/а-1, отсутствии аварий в период отопительного сезона 2023-2024 г.г., подтверждены соответствующими доказательствами, представленными в дело.
Относительно доводов, изложенных в протесте о не выяснении мировым судьей в полном объеме обстоятельств, имеющих значение для дела, противоречии выводов суда о недоказанности существенности причиненного вреда материалам дела, нахожу их необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам, установленным мировым судьей при рассмотрении дела, а также исследованным доказательствам.
Так, указание на то, что невыполнение обязательств по выполнению работ в установленный срок фактически привело к срыву реализации мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках региональной программы по развитию жилищно-коммунального хозяйства, нарушению прав и законных интересов муниципального образования и граждан на получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению надлежащего качества является голословным и ничем не подтверждено, а напротив, опровергается совокупностью представленных и исследованных доказательств: объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, содержанием муниципальных контрактов от 26.09.2023 (т.1, л.д.202-214), от 04.10.2023 (т.1, л.д.215-227), от 16.10.2023 (т.1, л.д.228-239), информацией Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК, государственной программы Костромской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 №87-а (с учетом изменений и дополнений), действовавшей до 01.01.2024 г., которым дана надлежащая оценка.
Вывод мирового судьи об отсутствии сведений, свидетельствующих о неудовлетворительной оценке эффективности реализации вышеназванной государственной программы Костромской области, которая в рамках предоставленных полномочий могла быть дана лишь органом исполнительной власти Костромской области, является верным и оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Судья учитывает, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении отсутствует указание на то, что неисполнением обязательств по контракту МКУП «МТО» создало угрозу возникновения аварий в период отопительного сезона, то есть создало угрозу жизни и здоровья граждан, в связи с чем признает необоснованной соответствующую ссылку на отсутствие оценки данного обстоятельства в постановлении мирового судьи.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае отсутствует квалифицирующий признак объективной стороны административного правонарушения - причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
Доводы протеста не нашли своего объективного подтверждения, не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления мирового судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с обжалуемым актом, не является основанием к отмене постановления мирового судьи, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 данного Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, а протест прокурора не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области от 03 апреля 2024 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ оставить без изменения, а протест прокурора – без удовлетворения.
Судья: ___________________