РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Хромовой М.Н.,
при помощнике судьи Дудине Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-414/2024 (УИД 71RS0021-01-2024-000349-75) по иску Валуева Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста,
установил:
истец Валуев С.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 21 декабря 2023 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста на основании ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», представив необходимые документы. Однако в назначении пенсии ему было отказано по причине того, что из подсчета исключены периоды проживания в зоне радиоактивного загрязнения, совпадающие по времени с документально подтвержденными периодами работы за пределами зоны с льготным социально-экономическим статусом: с 01.04.2002 по 15.10.2002, с 16.10.2002 по 31.12.2006, с 01.03.2007 по 05.04.2007, с 01.05.2007 по 15.04.2008, с 16.04.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 15.11.2011, с 16.11.2011 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по дату обращения 21.12.2023 в связи с чем право на пенсионное обеспечение у него отсутствует.
В решении об отказе указано, что в периоды проживания в зоне с правом на отселение могут быть включены периоды: с 26.04.1986 по 26.08.1986; с 04.07.1989 по 14.09.1991, с 25.09.1991 по 21.08.1995, что составляет 6 лет 5 месяцев 9 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на 4 года, а в периоды проживания с льготно социально-экономическим статусом, могут быть включены периоды: 19.12.2000 по 31.03.2002, с 01.01.2007 по 28.02.2007, с 06.04.2007 по 30.04.2007, что составляет 1 год 6 месяцев 6 дней, что не дает право на снижение пенсионного возраста.
При суммировании данных периодов с периодами работы за пределами территории, совпадающими с периодами проживания в зоне, подвергшийся радиоактивному загрязнению дает право истцу на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Ссылаясь на то, что данные периоды были исключены ответчиком неправомерно, поскольку все выходные дни, а также по мере необходимости и будние дни он проводил дома по месту своей регистрации просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и выплачивать ему указанную пенсию с 10.01.2024.
Истец Валуев С.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель истца Валуева С.Н. по доверенности Гребенюк Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального Страхования РФ по Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. заявленные исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать по основаниям, изложенным в их отказе.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
21 декабря 2023 г. Валуев С.Н. обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии по старости в связи с проживанием на загрязненной территории, что подтверждается соответствующим заявлением, копия которого имеется в материалах дела.
Как следует из решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области № 472213/23 от 10 января 2024 г., истцу отказано в назначении пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244-1 в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии.
Валуев С.Н. с 26.04.1986 по 26.08.1986, с 04.07.1989 по 07.12.1989 был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 07.12.1989 по 10.10.2000 был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 19.12.2000 по дату настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией паспорта истца, и не отрицалось стороной ответчика.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория п. Дубовка Узловского района Тульской области и г. Узловая были отнесена к зоне с правом на отселение. С 1 февраля 1998 г. на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 г. территория г. Узловая стала относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, к этой же зоне она относится и в настоящее время согласно постановлению Правительства РФ № 745-р от 28 марта 2023 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 6 лет 5 месяцев 9 дней проживания в зоне с правом на отселение, и 15 лет 13 дней в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
При определении права истца на назначение пенсии по старости со снижением возраста в связи с проживанием на территории радиоактивного загрязнения ответчик на основании данных ИЛС ЗЛ исключил из периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом время работы истца за переделами последнего с 01.04.2002 по 15.10.2002, с 16.10.2002 по 31.12.2006, с 01.03.2007 по 05.04.2007, с 01.05.2007 по 15.04.2008, с 16.04.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 15.11.2011, с 16.11.2011 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по дату обращения 21.12.2023.
В период с 01.04.2002 по 15.10.2002 истец работал в ООО ЧОП ГРОМ; с 16.10.2002 по 31.12.2006 истец работал в ООО ЧОП «ОП Охрана-сервис», с 01.03.2007 по 05.04.2007 истец работал в ООО ЧОП «ОП Охрана-сервис»; с 01.05.2007 по 15.04.2008 истец работал в ООО ЧОП «ОП Бородино Щит», с 16.04.2008 по 31.12.2008 истец работал в ООО ЧОП «ОП Ратобор», с 01.01.2009 по 15.11.2011 истец работал в ООО ЧОП «ОП Ратобор», c 16.11.2011 по 31.12.2018 истец работал в ООО ЧОП «Нефтеград-Центр», с 91.01.2019 по настоящее время истец работает филиал ПАО Газпром ЦМУО ПАО Газпром в Московской области, что подтверждается копией трудовой книжки, копий трудовых договоров.
Как следует из представленных документов в спорные периоды, Валуев С.Н. обращался за медицинской помощью в ГУЗ Узловская районная больница 31.08.2016, 07.09.2016, 11.02.2017, 15.02.2017, 20.02.2017, 13.06.2017, 16.06.2017, 21.06.2017, 06.02.2018, 20.02.2018, 12.10.2018, 16.10.2018, 26.10.2018, 01.02.2019, 06.02.2019, 13.02.2019, 14.02.2019, 17.10.2019, 22.10.2019, 31.10.2019, 19.02.2020, 21.02.2020, 28.02.2020, 04.03.2020, 15.05.2020, 05.10.2021, 23.09.2022, 26.06.2023, что подтверждается копиями из амбулаторной карты.
Факт проживания истца в г. Узловая Тульской области подтвердили и допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9 показавшие, что все выходные, праздничные дни, отпуска, больничные истец проводил в <адрес> по месту своей регистрации.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, с пояснениями истца и письменными материалами дела.
Таким образом, доводы истца о фактическом проживании по месту регистрации, которое является его постоянным местом жительства, подтверждаются письменными материалами дела, показаниями свидетелей и не опровергнуты ответчиком. В связи с чем истец имеет более 12 лет проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из содержания п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.
В связи с изложенным, проживание истца в течение нескольких дней в месяц не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, где он работал, не свидетельствует о перемене им места жительства.
Доказательств обратного ответчиком, в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, доводы истца Валуева С.Н. о фактическом проживании по месту регистрации, которое является его постоянным местом жительства, подтверждаются показаниями свидетелей и письменными материалами дела и не опровергнуты ответчиком. В связи с чем суд полагает возможным включить периоды с 01.04.2002 по 15.10.2002, с 16.10.2002 по 31.12.2006, с 01.03.2007 по 05.04.2007, с 01.05.2007 по 15.04.2008, с 16.04.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 15.11.2011, с 16.11.2011 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 21.12.2023 в период проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом истец имеет более 12 лет проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Следовательно, истец в силу положений п. 8 ст. 13, ст.ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину в виде 1 года за каждые полные 4 года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с Определением КС РФ от 11.07.2006 года № 403-О суммировании дополнительных величин уменьшения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения, если ее границы изменялись в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) в населенном пункте, который имел статус зоны проживания с правом на отселение и в последующем данный населенный пункт отнесен к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Поскольку истец приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года в связи с проживанием в зоне с правом на отселение и 1 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то он имеет право на пенсию по достижению возраста 55 лет.
Истец, имея необходимый страховой стаж, обратился за назначением льготной пенсии с уменьшением возраста на 5 лет по достижению 55 лет, то есть возраста с учетом вышеуказанных положений закона.
Наличие у истца необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
На основании ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2001 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Право на указанную пенсию у Валуева С.Н. возникло ДД.ММ.ГГГГ г., за ее назначением он обратилась 21 декабря 2023 г. Таким образом, пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Валуева Сергея Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о признании права на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста удовлетворить.
Признать за Валуевым Сергеем Николаевичем, <данные изъяты> право на досрочное назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1, с ДД.ММ.ГГГГ г., обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области назначить и выплачивать ему данную пенсию с указанной даты.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Н. Хромова