Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-12309/2022 от 13.10.2022

Судья: Ломакина Т.Н.                     № 33-12309/2022

№2-701/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2022 г.                             г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:

председательствующего Житниковой О.В.,

судей Пинчук С.В., Хаировой А.Х.,

при секретаре Ивановой А.Д.,    

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Княжевой Татьяны Анатольевны на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 мая 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования ООО «ЭкоСтройресурс» удовлетворить.

Взыскать с Княжевой Татьяны Анатольевны в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 30.09.2020 г. в сумме 58 744,98 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 1 964 руб., всего в сумме 60 708,98 руб.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Житниковой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Княжевой Т.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, просило суд взыскать с Княжевой Т.А. задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 58 744,98 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 964 руб.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 г. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

Ответчик является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 616,7 кв.м. Ежемесячная плата за услуги ТКО составляет 2797,38 руб.

С 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.

В адрес должника истцом были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако, обязательство по оплате оказанных истцом услуг за период с января 2019 г. по сентябрь 2020 г. не было исполнено должником в полном объеме, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность в размере 58 744,98 руб.

ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Княжевой Т.А. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 г. по сентябрь 2020г. в размере 58 744,98 руб.

22.12.2020 г. мировым судьей судебного участка №22 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Княжевой Т.А. указанной задолженности, судебный приказ отменен по заявлению ответчика.

Заочным решением Куйбышевского районного суда г. Самара от 11.10.2021 г. исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены.

11.03.2022 г. определением Куйбышевского районного суда г. Самара указанное заочное решение отменено по заявлению ответчика Княжевой Т.А.

По результатам рассмотрения заявленных требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Княжева Татьяна Анатольевна просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В жалобе ответчик указывает, что на территории, прилегающей к жилому дому, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 метров от жилого дома, в связи с этим собственнику жилого дома не оказывается услуга по обращению с ТКО. Также ссылается на то, что она фактически проживает по другому адресу, где оплачивает услуги по сбору и вывозу ТБО.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание судебной коллегии не явились. В силу требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 11 статьи 155 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу статьи 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22). Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 30 ЖК РФ собственники твердых коммунальных отходов (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) (далее - Потребитель, Должник) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором (далее - Договор).

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 » (далее – Правила ).

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил , Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела, ответчик Княжева Т.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь объекта недвижимости составляет 616,70 кв.м.

Истец по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

Договор с Региональном оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю.

С 01.01.2019 г. истец принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть оказывал услуги по обращению с ТКО. Доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг суду не представлено.

Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг, однако обязательство по оплате оказанных услуг не было исполнено должником.

За период с января 2019г. по сентябрь 2020г. у ответчика образовалась задолженность по обращению с ТКО в размере 58 744,98 рублей (2797,38 руб.(ежемесячный платеж)х21 мес., что подтверждается карточкой расчета.

22.12.2020 г. мировым судьей судебного участка № 23 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ по гражданскому делу 2-3809/2020 о взыскании с Княжевой Т.А. в пользу истца указанной выше задолженности. От ответчика поступили возражения, в связи с чем, приказ был отменен.

Исходя из установленных тарифов по обращению с ТКО и представленного истцом расчета, который судом проверен и признан правильным, уставив, что ответчиком не исполняется обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, тогда как доказательств заключения договора на обращение с ТКО с иной организацией, равно как и доказательств того, что данная услуга истцом не оказывается либо оказывается ненадлежащим образом, не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате за оказанные услуги в сумме 58 744,98 руб.

Доводы апелляционной жалобы Княжевой Т.А. о ненадлежащем оказании ей услуг в связи с отсутствием контейнерной площадки на расстоянии не менее 100 м. от жилого дома, судебной коллегией не принимаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. .

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальная схема обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 3 1.08.2018 г. .

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. (далее – Порядок), создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.

Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 6 Порядка).

В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации указано, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

При этом под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору ТКО возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Сведений о том, что ответчик Княжева Татьяна Анатольевна обращалась в органы местного самоуправления с заявкой о создании мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, материалы дела не содержат.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими санитарными нормами расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.

Также ответчиком Княжевой Т.А. не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательство в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.

Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 » собственникам ТКО запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, или на любых территориях вне специально установленных мест.

Кроме того, запрещается сжигать отходы производства и потребления, загрязняющие атмосферный воздух, без специального оборудования, которое очищает выбросы (статья 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность физическим лицам (населению) осуществлять деятельность по утилизации (в том числе раздельной) ТКО самостоятельно.

Довод заявителя о том, что ответчик фактически проживает по другому адресу, где оплачивает услуги по сбору и вывозу ТБО, не может быть принят во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в пункте 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.

Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (пункт 56(2) Правил).

С учетом изложенного неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не является временным отсутствием потребителя, применяемым в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения ответчика как собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с ответчика постановленным решением по основаниям, которые являлись предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 мая 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Княжевой Татьяны Анатольевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.11.2022.

Председательствующий:

Судьи:

33-12309/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Экостройресурс
Ответчики
Княжева Т.А.
Другие
Андреев Н.П.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.10.2022[Гр.] Передача дела судье
17.11.2022[Гр.] Судебное заседание
06.12.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее