Дело № 12-22/2023
Судья: Егорова А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
6 марта 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Мустафиной Файрузы Филюсовны на постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 8 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Мустафиной Файрузы Филюсовны,
установил:
постановлением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 8 декабря 2022 года Мустафина Ф.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Мустафина Ф.Ф. просит изменить постановление судьи районного суда в части назначенного административного наказания.
В судебное заседание Мустафина Ф.Ф., защитник Волчихин И.Л., потерпевший ФИО1, ФИО2, представитель потерпевшего ФИО1 – Тончева А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрении жалобы, не явились.
В судебном заседании представитель потерпевшего ФИО1 - Егорова А.М. возражала против доводов жалобы.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В соответствии с пунктом 6.13 ПДД РФ при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии: на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам; перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил; в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Из материалов дела следует, что 30 июля 2022 года в 17 часов 20 минут на <адрес>, Мустафина Ф.Ф., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в нарушение п. 6.13 Правил дорожного движения Российской Федерации, осуществила выезд на запрещающий сигнал светофора, в результате чего совершила столкновение с автомашиной <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением ФИО1, в результате ДТП осколки транспортных средств попали на автомашину <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, под управлением ФИО2.
В результате ДТП водителю автомашины <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, ФИО1 причинен вред здоровью средней тяжести.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мустафиной Ф.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2022 года протокол об административном правонарушении составлен в отношении Мустафиной Ф.Ф. в ее отсутствие, данных о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола не имеется.
В материалах дела имеется извещение от 12 октября 2022 года №, адресованное Мустафиной Ф.Ф., о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 28 октября 2022 года в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес> (л.д. 33).
Вместе с тем в материалах настоящего дела не имеется сведений о направлении этого извещения адресату, сведений о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо располагало информацией о том, что извещение получено Мустафиной Ф.Ф.
При этом названный документ содержит указание на то, что 28 октября 2022 года в 11 часов 00 минут подлежит рассмотрению дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, что не находит подтверждения в материалах дела. 28 октября 2022 года в 11 часов 00 минут начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Чебоксарскому району в отношении Мустафиной Ф.Ф. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ (л.д. 2). Кроме того, в указанном извещении процессуальный статус Мустафиной Ф.Ф. не указан.
Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вытекает, что лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, отправляется извещение заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефоннограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 названного кодекса сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку названный кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
При этом данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что Мустафина Ф.Ф. извещалась о месте и времени составления протокола об административном правонарушении любым доступным средством связи, позволяющим контролировать получение информации, в материалах дела отсутствуют.
В материалах дела имеется копия ходатайства Мустафиной Ф.Ф. (от октября 2022 года, без даты), согласно которому она просит составить протокол об административном правонарушении в ее отсутствие (л.д. 34).
Между тем, указанный документ не подтверждает надлежащее извещение Мустафиной Ф.Ф. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 28 октября 2022 года, поскольку не содержит дату его отправления и его поступления в ОГИБДД ОМВД РФ по Чебоксарскому району, штамп входящей корреспонденции (л.д. 34).
Приведенные обстоятельства не получили надлежащей оценки суда первой инстанции.
Из содержания ходатайства следует, что оно адресовано на электронный адрес. Судом первой инстанции не установлено, кому принадлежит электронный адрес, указанный в ходатайстве, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, по указанным обстоятельствам не опрошено.
Несмотря на указание в запросе судьи Верховного Суда республики от 14 февраля 2023 года о необходимости предоставления извещения о времени и месте составления протокола от 28 октября 2023 года, сведений о получении Мустафиной Ф.Ф. указанного извещения, о дате поступления в ГИБДД ходатайства о составлении протокола административном правонарушении без ее участия, материалы в суд не представлены.
Согласно ответу начальника ОГИБДД ОМВД РФ по Чебоксарскому району от 6 марта 2023 года других сведений и материалов в отношении Мустафиной Ф.Ф. в производстве ОГИБДД не имеется. При этом должностным лицом направлена копия извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении от 12 октября 2022 года № 1006, которая в материалах дела имелась.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 8 декабря 2022 года подлежит отмене, дело возвращению в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует проверить факт надлежащего извещения Мустафиной Ф.Ф. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении должностным лицом, в том числе заказным письмом, телеграммой, телефонограммой.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 8 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Мустафиной Файрузы Филюсовны отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова