УИД: 78RS0014-01-2020-002174-67Дело № 2-3774/2020 | 12 августа 2020 года |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.
при секретаре Копейкине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного вблизи ул. Кубинская, д. 5А в г. Санкт-Петербурге под Митрофаньевским путепроводом, севернее земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007541:25.
В обоснование указывал, что в ходе проверочных мероприятий по факту размещения отходов на вышеназванном участке природоохранной прокуратурой установлено, что по указанному адресу на землях общего пользования размещены отходы производства и потребления (бой бетона, кирпича, строительные отходы, остатки стекловаты, грунт и пр.); указанный земельный участок не разграничен, относится к территории общего пользования, объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов не является. Полномочия в части организации работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории районов возложены на Администрации районов; ненадлежащее исполнение Администрацией Московского района обязанностей по организации работы по ликвидации несанкционированной свалки ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель истца Образцова М.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Денденкова Ю.Н. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благополучия окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Частями 1 и 2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
Согласно п.1.1. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» (далее – Положение) администрация района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
В соответствии с п.п.3.10.4. и п.п.3.10.7. для выполнения задач, предусмотренных в разделе 2 Положения Администрация реализует следующие полномочия и функции в сфере благоустройства и обращения с отходами: организовывает благоустройство территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также в пределах своей компетенции контролировать уборку территории района.
На основании п.2.2 Приложения №5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что старшим помощником природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Фадеевой Н.В. с привлечением начальника сектора благоустройства и дорожного хозяйства отдела районного хозяйства администрации Московского района Гусевой О.А., при проведении проверки доводов обращения установлено, что в Московском районе на территории земельного участка под Митрофаньевским путепроводом (вблизи д. 5а по ул. Кубинской г. Санкт-Петербург) выявлен факт складирования отходов (бой бетона, кирпича, строительные отходы, грунт, отходы стекловаты и пр.), о чем составлен Акт проверки от 06.02.2020г. (л.д.10), фототаблица (л.д. 11-13).
06 августа 2020 года помощником природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Николаенко О.Ю. в связи с представлением администрацией Московского района Санкт-Петербурга информации о ликвидации свалки отходов под Митрофаньевским путепроводом проведен осмотр указанно территории. Установлено, что отходы ликвидированы не полностью, на территории общего пользования размещены следующие отходы: древесные отходы, бой бетона, кирпича, строительные отходы, отходы от разборки зданий, отходы пластика, полиэтилена, картона и т.д. Указанные отходы размещены на почве, о чем составлен Акт проверки от 06.08.2020г. (л.д.26), фототаблица (л.д. 27-29).
Как следует из объяснений истца, данных им в исковом заявлении и являющихся в силу ст.68 ГПК РФ одним из видов доказательств, вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.
Указанная выше территория является местом общего пользования, находится в неразграниченной государственной собственности и находится в ведении Администрации Московского района г. Санкт-Петербурга.
Доказательства обратного, а также реализации ответчиком полномочий в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки по спорному адресу в связи с выявленными природоохранным прокурором Санкт-Петербурга нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды в ходе судебного разбирательства не представлены.
Таким образом, поскольку доказательства наличия разрешения на размещение отходов строительного, бытового и промышленного мусора на территории земельного участка под Митрофаньевским путепроводом вблизи дома 5а по ул. Кубинской, или организации работы по ликвидации несанкционированной свалки под Митрофаньевским путепроводом вблизи дома 5а по ул. Кубинской ответчиком суду не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Московского района Санкт-Петербурга подлежат удовлетворению.
При этом, при обязании ответчика провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с названного земельного участка, суд, руководствуясь ст.206 ГПК РФ, полагает необходимым установить ответчику для совершения данных действий срок в 360 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку с учетом характера действий, которые необходимо произвести ответчику данный срок является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга – удовлетворить.
Обязать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга в течение 360 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления с территории общего пользования, расположенной вблизи дома 5а по ул. Кубинской в Санкт-Петербурге под Митрофаньевским путепроводом, севернее земельного участка с кадастровым номером 78:14:0007541:25.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Лемехова