Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 19 декабря 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2256/2022 по административному исковому заявлению Имангулова М.Р., Погребняк В.В., Ивановой М.О., Мошкова А.В., Цемежевского С.А., Токаренко С.И. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения требований, просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных на территории <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 2 298 766 руб., 8 562 868 руб., 5 340 305 руб., 10 218 809 руб.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в уточненном Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Представитель административных истцов Владельщикова Н.Л., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство, в котором поддержала уточненные административный иск, просила о рассмотрении административного иска в отсутствие административных истцов.
Административные ответчики - министерство имущественных отношений Самарской области, Правительство Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица - Управление Росреестра по Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области, Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центр кадастровой оценки», Погребняк Н.В., Борокова Э.А., Иванова Т.В, Сойда С.И., Таиров Б.Т., Запольская И.В., Шибаева А.М. не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен дополнительный письменный отзыв, в котором разрешение уточненного административного иска, исходя из откорректированного отчета об оценке рыночной стоимости спорных помещений, оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки, в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>:
- Погребняк В.В. (<данные изъяты> долей), Имангулову М.Р. <данные изъяты> долей) с кадастровым номером №;
-Имангулову М.Р. (<данные изъяты> доля), Погребняк В.В. (<данные изъяты> долей) с кадастровым номером №;
- Цемежевскому С.А. (<данные изъяты> долей), Ивановой М.О. (<данные изъяты> долей), Токаренко С.И. (<данные изъяты> долей), Имангулову М.Р. <данные изъяты> долей), Погребняк В.В. (<данные изъяты> долей) - с кадастровым номером №;
- Цемежевскому С.А. (<данные изъяты> долей), Мошкову А.В. <данные изъяты> долей), Имангулову М.Р. (<данные изъяты> долей), Погребняк В.В. <данные изъяты> долей)- с кадастровым номером №.
Иными сособственниками нежилых помещений являются заинтересованные лица Погребняк Н.В., Борокова Э.А., Иванова Т.В, Сойда С.И., Таиров Б.Т., Запольская И.В., Шибаева А.М., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.08.2022, 03.10.2022, 25.11.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 в размере:
- с кадастровым номером № – 3 222 773, 59 рублей,
- с кадастровым номером № – 11 937 963, 13 рублей,
- с кадастровым номером № – 8 320 016, 69 рублей,
- с кадастровым номером № – 14 542 869, 94 рублей,
о чем представлены выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30.09.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, как плательщиков налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административными истцами представлен уточненный (откорректированный) отчет об оценке № № от 30.11.2022, выполненный частнопрактикующим оценщиком Трушиной Л.И., согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату их кадастровой оценки в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 2 298 766 рублей,
- с кадастровым номером № – 8 562 868 рублей,
- с кадастровым номером № – 5 340 305 рублей,
- с кадастровым номером № – 10 218 809 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержат сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки; расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено. Ходатайств о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», проводившего государственную кадастровую оценку, следует, что стоимость спорных нежилых помещений, определенная в уточненном отчете об оценке от 30.11.2022, выполненном частнопрактикующим оценщиком Трушиной Л.И., находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости нежилых помещений на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в Отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов с заявлением в суд является 25.10.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Имангулова М.Р., Погребняк В.В., Ивановой М.О., Мошкова А.В., Цемежевского С.А., Токаренко С.И. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 2 298 766 рублей,
- с кадастровым номером № – 8 562 868 рублей,
- с кадастровым номером № – 5 340 305 рублей,
- с кадастровым номером № – 10 218 809 рублей.
Датой обращения административных истцов с заявлением в суд считать 25.10.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2022.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья –
Секретарь –