Дело №2-1387/2022
УИД 03RS0011-01-2022-001960-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2022 года город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сираевой И.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валитовой Р.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майорова Геннадия Маркеловича к Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ, администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании дома домом блокированной застройки и признании права собственности на дом блокированной застройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Майоров Г.М. обратился с иском к Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ, администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании дома домом блокированной застройки и признании права собственности на дом блокированной застройки.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым № №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв. м. Третье лицо Чапаева А.М. являться собственником земельного участка с кадастровым № №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв. м. На данных земельных участках истец Майоров Г.М. за счет своих средств и сил построил деревянный двухэтажный блокированный дом общей площадью № кв.м., состоящий из двух блоков блокированного жилого дома, находящийся по адресу: <адрес> и <адрес> Техническим обследованием установлено, что жилое здание площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес> является домом блокированной застройки. В связи с этим просит признать дом, расположенный по адресу: <адрес> домом блокированной застройки и признать права собственности на дом блокированной застройки.
Определением Ишимбайского городского суда РБ от 18.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Галиева Т.М., Майорова Л.М.
На судебное заседание истец Майоров Т.М. мне явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия. На судебном заседании 18.08.2022 пояснил суду, что
Представители ответчиков администрации ГП г. Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, администрации МР Ишимбайский район РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела без участия представителей.
Третьи лица Галиева Т.М., Майорова Л.М., Чапаева А.М., представитель Управления Росреестра по РБ, представитель МУП «Управление и архитектуры и градостроительства» по Ишимбайскому району РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, имеются заявления о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Согласно СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» жилым блокированным домом признается жилой дом, состоящий из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. Автономная часть блокированного жилого дома, включающая одну квартиру - это жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Требования СНиП 31-02-2001 распространяются на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на участок.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) под «жилыми домами блокированной застройки» понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Принципиальным отличием жилых домов блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также отсутствие помещений общего пользования, что отличает их от многоквартирного дома.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» для строительства или реконструкции архитектурных объектов требуются разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченного на это органа, разрешение собственника земельного участка, а также наличие архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектора, имеющего лицензию на архитектурную деятельность. Строительство должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям строительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (пп. 5 п. 3 ст. 8, п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Материалами дела установлено, что истец Майоров Г.М. является собственником земельного участка, с кадастровым № №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью № кв. м., вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.07.2022.
Истец на данном земельном участке без получения разрешения на строительство построил жилой дом блокированной застройки общей площадью № кв.м.
Согласно справке администрации муниципального района Ишимбайский район от 04.02.2022 №№ двухэтажный деревянный блокированный жилой дом, общей площадью № кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является самовольной постройкой, так как разрешение на строительство не выдавалось.
Согласно Градостроительному заключению от 08.08.2022 № №, дом блокированной застройки выстроен на земельном участке с кадастровым номером №, в территориальной зоне Ж-1 – зона индивидуальной жилой застройки, планировочная зона - сельское поселение Урман-Бишкадакский сельсовет, д. Карайганово, ограничения и требования градостроительного регламента отсутствуют, вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка», площадью № кв.м. по адресу: <адрес> правообладатель Майоров Г.М., без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, соответственно является самовольной постройкой согласно ст.222 Гражданского кодекса РФ. В нарушении ст.51 Градостроительного кодекса РФ застройщик за получением разрешения на строительство не обращался. Самовольно возведенный блокированный жилой дом выстроен с нарушениями нормативов градостроительного проектирования муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета муниципального района Ишимбайский район РБ от 24.07.2015 №№. Расстояние от красной линии улицы должно быть не менее 5 м., фактическое расстояние 4,08 м. согласно координатам, приведенным в техническом плане. В результате технического обследования выявлено, что обследуемое жилое помещение по конструктивно-планировочным решениям может быть признано автономным блокированным жилым домом. Рекомендовано установить право собственности в судебном порядке.
Основным правовым последствием самовольного строительства является то, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
2) если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
3) если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, самовольное строительство жилого дома блокированной застройки была произведена истцом на принадлежащем ему земельном участке категории «земли населенных пунктов», в территориальной зоне Ж-1 – зона индивидуальной жилой застройки, планировочная зона - сельское поселение Урман-Бишкадакский сельсовет, д. Карайганово, ограничения и требования градостроительного регламента отсутствуют, вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка», площадью № кв.м. по адресу: <адрес> что допускает строительство на нем спорного объекта недвижимости.
Техническим заключением №№ МУП «Управление архитектуры и градостроительства по Ишимбайскому району РБ» установлено, что несущие конструкции на момент обследования находятся в исправном состоянии, недопустимых прогибов, трещин и дефектов не обнаружено, что соответствует требованиям СП, ГОСТ и другим строительным нормам для жилых помещений. Категория технического состояния исследуемого объекта в целом согласно СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений" - Исправное состояние. Техническое состояние характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Техническое состояние конструкций и объёмно-планировочные решения на момент осмотра обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания. Самовольно возведенный блокированный жилой дом выстроен с нарушениями нормативов градостроительного проектирования муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета муниципального района Ишимбайский район РБ от 24.07.2015 №34/596. Расстояние от красной линии улицы должно быть не менее 5 м., фактическое расстояние 4,08 м. согласно координатам, приведенным в техническом плане. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан при условии взаимного согласия собственников (домовладельцев на смежных земельных участках) касаемо несоблюдения противопожарных разрывов. Согласно СП 55.15330.2016 «Дома жилые одноквартирные», п.2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ выявлено, что обследуемое жилое помещение по конструктивно-планировочным решениям может быть признано автономным блокированным жилым домом. Для удовлетворения всех условий признания дома блокированным необходимо: устройство самостоятельной системы отопления и вентиляции, дальнейшее устройство индивидуальных вводов и подключений к внешним сетям централизованных инженерных систем для каждого блока.
Данное заключение суд принимает как допустимое и достоверное доказательство, поскольку оно соответствует другим письменным доказательствам. Представителями ответчиков оно не оспорено, не заявлено о необходимости назначения судебной строительно-технической экспертизы, при этом иные допустимые доказательства, свидетельствующие о несоответствии построенного жилого дома блокированной застройки строительным нормам и правилам, создании угрозы жизни и здоровью граждан суду не представлено.
На основании изложенного, с учетом того, что строительство спорного объекта недвижимости осуществлено на смежном земельном участке, принадлежащем истцу Майорову Г.М. и Чапаевой А.М, на праве собственности с соблюдением вида разрешенного использования; его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан; требования СНиП, ГОСТов, строительных норм существенно не нарушены, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Майорова Г.М. в полном объеме. Как указано выше, только отсутствие разрешения на строительство при отсутствии доказательств нарушения градостроительных норм и правил, создания угрозы жизни и здоровья граждан не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Майорова Г.М.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Майорова Геннадия Маркеловича удовлетворить.
Признать жилой дом, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> домом блокированный застройки.
Признать за Майоровым Геннадием Маркеловичем право собственности на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.М. Сираева
Мотивированное решение составлено 13.09.2022