11RS0001-01-2022-001613-72
Дело № 2-3131/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
17 марта 2022 года гражданское дело по иску Карманова Дмитрия Михайловича к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права, возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Карманов Д.М. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар»
- о признании права Карманова Дмитрия Михайловича состоять на учете на предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек;
- о возложении на АМО ГО «Сыктывкар» обязанности по принятию решения о принятии Карманова Дмитрия Михайловича на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма с даты подачи заявления с составом семьи 1 человек.
В обоснование заявленного иска указано, что Карманов Д.М. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жильем на условиях социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебное заседание Карманов Д.А., представители третьих лиц Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Администрации МР «Усть-Куломский», не явились, извещались судом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истца Аралина В.З. поддержала заявленный иск, полагала возможным признать за истцом право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложив на АМО ГО «Сыктывкар» обязанность по принятию на учет на предоставления жилья по договору социального найма с учетом обращения Карманова Д,М. к ответчику в декабре 2021 года.
Представитель АМО ГО «Сыктывкар» Ануфриева М.В. полагала заявленный иск подлежащим оставлению без удовлетворения. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
На законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
В соответствии с п. 7 и п. 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Установлено, что Карманов Дмитрий Михайлович, ..., остался без попечения родителей.
...
...
...
...
...
По информации Администрации СП «Югыдъяг», в связи с переписью населения жилому помещению по адресу: : п. ... в 2001 году был присвоен адрес: п. ... указанное жилое помещение является муниципальной собственностью СП «Югыдъяг».
В 2002 г. Карманов поступил на обучение в ГОУ НПО «...» п. Кебаньель Усть-Куломского р-на, где обучался в период с 30.08.2002 по 27.06.2005
Карманов Д.М. зарегистрирован на период с 19.11.2021 по 18.11.2022 по адресу: г. ...
В 2018 г. Карманов Д,М. в возрасте 32-х лет обратился в АМО ГО «Сыктывкар с заявлением о включении его в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Сыктывкара
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.06.2018 № 6/1630 утвержден протокол № 24 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 27.06.2018, пунктом 13 которого Карманову Дмитрию Михайловичу отказано во включении в Список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ, Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ с указанием на утрату Кармановым Д.М. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
12.01.2022 Карманов Д.М. в возрасте 35-ти лет обратился в АМО ГО «Сыктывкар с заявлением о включении его в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Сыктывкара
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 19.01.2022 №1/125 утвержден протокол № 2 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 19.01.2022, пунктом 15 которого :
-Карманову Дмитрию Михайловичу отказано во включении в Список детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ, Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ с указанием на утрату Кармановым Д.М. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Также отказано в установлении факта невозможности проживания в помещении, расположенном по адресу: .... В с указанием что установление факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения.
Разрешая спор, суд оценивает представленные доказательства, принимает во внимание нормы действующего в Российской Федерации законодательства, принимает решение по заявленным требованиям.
Истцом поставлен вопрос о принятии решения о предоставлении ему жилого помещения на условиях социального найма.
Оснований для предоставления истцу и признания за ним права как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения на условиях социального, а не найма специализированного жилого помещения, у суда не имеется.
Кроме того, не установлен факт невозможности проживания истца в сохраненном за ним жилом помещении, не представлено доказательств того, что Карманов Д.М. избрал местом своего постоянного жительства г. Сыктывкар
Истец не был поставлен уполномоченным органом на соответствующий учет до достижения им возраста 23 лет, с заявлением о постановке на учет в орган местного самоуправления не обращался до достижения 23-летнего возраста. На дату обращений с заявлениями по вопросу о предоставлении жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Карманову Д.М. было более 30-ти лет Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено.
Заявленный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Карманова Дмитрия Михайловича к администрации МО ГО «Сыктывкар»:
- о признании права Карманова Дмитрия Михайловича состоять на учете на предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек;
- о возложении на АМО ГО «Сыктывкар» обязанности по принятию решения о принятии Карманова Дмитрия Михайловича на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма с даты подачи заявления с составом семьи 1 человек.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 22 марта 2022 года