Судья Суржикова А.В.
Дело № 12-221/2021 (№ 71-40/2022)
УИД 79RS0004-01-2021-001483-42
РЕШЕНИЕ
29 марта 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу должностного лица административного органа ФИО1 на решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021, вынесенное по жалобе должностного лица – главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат» Рябова В.М. на постановление должностного лица административного органа от 27.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Приамурское межрайонное управление Росприроднадзора) ФИО1 от 27.10.2021 № <...>Е главный инженер общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат» (далее – ООО «КС ГОК», общество) Рябов В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Рябов В.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, производство по делу прекратить.
Решением судьи Облученского районного суда от 16.12.2021 постановление должностного лица административного органа ФИО1 от 27.10.2021 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
21.01.2022 должностное лицо административного органа ФИО1 обратилось в суд Еврейской автономной области с жалобой на указанное решение, приводя доводы о его незаконности и необоснованности. В жалобе просит решение судьи районного суда от 16.12.2021 отменить.
Жалобу мотивировал тем, что ООО «КС ГОК» осуществляет свою деятельность на объекте I категории (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № <...> от 05.01.2017; свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 26.07.2021 № <...>), в связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) обязано получить комплексное экологическое разрешение.
Анализируя положения статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) указывает, что на 01.01.2019 у ООО «КС ГОК» отсутствовал полный перечень разрешений и документов (утверждённые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение) для осуществления хозяйственной деятельности без комплексного экологического разрешения.
По мнению автора жалобы, главный инженер ООО «КС ГОК» Рябов В.М, допустил правонарушение, выразившееся в отсутствии на предприятии с 01.01.2019 и по настоящее время полного перечня разрешений и документов (утверждённые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение), в соответствии с которыми ООО «КС ГОК» может осуществлять деятельность без комплексного экологического разрешения, в связи с чем в его (Рябова В.М.) бездействиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.47 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Рябов В.М. не явился, извещён, предоставил суду письменные возражения на жалобу, согласно которым с жалобой не согласен. Указывает, что объект «промышленная площадка ООО «КС ГОК» в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60 процентов, не включён. Считает, что с учётом оценки деятельности Общества, а также в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ обязанность получения комплексного экологического разрешения должна быть исполнена ООО «КС ГОК» в срок до 01.01.2025. Неисполнение обязанности по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение образует самостоятельный состав административного правонарушения, квалифицируемый по иной статье КоАП РФ (часть 7 статьи 8.2). К административной ответственности за совершение данного правонарушения он был привлечён отдельно. В соответствии с решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 03.02.2022 по делу № <...>, предписание от 11.10.2021 в части возложения на ООО «КС ГОК» обязанности получить комплексное экологическое разрешение до 01.08.2022 признано незаконным. Просит решение суда от 16.12.2021 оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО1 - без удовлетворения.
В судебном заседании заявитель жалобы ФИО1 жалобу поддержал по доводам, указанным в ней. Дополнительно пояснил, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 03.02.2022 административные исковые требования ООО «КС ГОК» в части оспаривания акта плановой выездной проверки от 11.10.2021 в части выводов о нарушении пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ оставлены без удовлетворения.
Защитник Рябова В.М. – Петраев К.В., действующий на основании доверенности от 19.11.2021, с жалобой не согласился. Письменные возражения Рябова В.М. поддержал.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, возражений на неё, заслушав должностное лицо административного органа ФИО1, защитника Петраева К.В., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 30.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу.
Порядок реализации права на обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении установлен главой 30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска данного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Исходя из положений части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача жалобы на решение по делу об административном правонарушении по жалобе на постановление, вынесенное должностным лицом, осуществляются в срок, установленный статьёй 30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что копия решения районного суда
от 16.12.2021 направлена в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора 20.12.2021 (л.д. 72), судебной корреспонденции присвоен штриховой почтовый идентификатор № <...>
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления с почтовым идентификатором № <...> судебная корреспонденция была направлена не в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора, а физическому лицу, возвращена отправителю (в суд) 19.01.2022.
Копия решения суда от 16.12.2021 поступила в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора 11.01.2022, о чём свидетельствует входящий штамп на сопроводительном письме, иных сведений материалы дела не содержат.
Жалоба поступила в суд 21.01.2022, то есть в установленный законом срок.
Статьёй 8.47 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Приамурского межрайонного управления Росприроднадзора ФИО3 от 31.08.2021 № <...> в период с 07.09.2021 по 20.09.2021 в отношении общества проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО «КС ГОК» осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной: ЕАО, <...>, которой присвоена I-я категория негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) с кодом № <...>-П (свидетельство о постановке на государственный учёт объекта НВОС от 05.01.2017 № <...>; свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 26.07.2021 № <...>), без комплексного экологического разрешения, что является нарушением требований пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом 19.10.2021 протокола об административном правонарушении в отношении главного инженера ООО «КС ГОК» Рябова В.М. и вынесения 27.10.2021 постановления о привлечении его к административной ответственности по статье 8.47 КоАП РФ.
Судья районного суда, отменяя постановление от 27.10.2021 № <...> и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из того, что у ООО «КС ГОК» обязанность по получению комплексного экологического разрешения не возникла, поскольку общество вправе обратиться в уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в силу положений части 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ до 01.01.2025 включительно.
Оснований не согласиться с таким выводом судьи районного суда не имеется.
Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путём исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), согласно статье 18 которого, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, регулирующего отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 24).
Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми глава V дополнена статьёй 31.1, устанавливающей обязанность получать комплексное экологическое разрешение (пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
В частности, согласно статье 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (вступила в силу с 01.01.2019) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (пункт 1). Комплексное экологическое разрешение выдаётся на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2).
При этом, в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включённых в утверждённый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно. В указанный перечень включается до трёхсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов (часть 6).
Указанный перечень объектов I категории утверждён приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 и включает 300 объектов (далее - Перечень).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
С 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (часть 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ).
С 01.01.2021 также вступил в силу Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029, которым утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок), согласно которому для объектов I категории НВОС обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения (пункт 5). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 6).
Вместе с тем, согласно пунктам 9, 10 Порядка, в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 - 21 настоящего Порядка. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, то есть то есть с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в качестве отдельного самостоятельного документа (не в рамках комплексного экологического разрешения) для каждого объекта 1 категории и утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Кроме того, как следует ответа на вопрос № <...> (Каковы сроки обращения на получение КЭР?) Информации Росприроднадзора «Изменения природоохранного законодательства» (в соответствии с публикацией на сайте <...> по состоянию на 11.01.2019), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утверждённый приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 перечень объектов, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее 60%, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 включительно.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, не включенных в указанный Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение в период с 01.01.2019 по 01.01.2025 включительно.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена в период с 01.01.2019 до получения комплексного экологического разрешения возможность выдачи или переоформления разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Из системного анализа указанных норм права и разъяснений Росприроднадзора следует, что Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ, установлен переходный период, а именно с 01.01.2019 до 01.01.2025, в течение которого юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, не включённых в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, и до его получения вправе осуществлять деятельность на основании утверждённых уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, производственная площадка, расположенная: ЕАО, <...>, относящаяся к объектам I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не входит в перечень объектов, утверждённых приказом Минприроды России № 154 от 18.04.2018, в связи с чем судья районного суда пришёл к обоснованному выводу, что в силу положений части 7 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ общество вправе обратиться в уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения предоставлено ООО «КС ГОК» до 01.01.2025 включительно.
При этом, главный инженер ООО «КС ГОК» Рябов В.М. привлечён к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ по факту осуществления обществом хозяйственной деятельности на объекте I категории-промышленной площадке, расположенной по адресу: ЕАО, <...>, без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, оценив на основании статьи 26.11 КоАП РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об ошибочности выводов должностного лица административного органа о виновности Рябова В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.47 КоАП РФ, наличии оснований для отмены постановления от 27.10.2021 и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 03.02.2022 по делу № <...>, вступившим в законную силу 12.03.2022, пункт 2 предписания Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.10.2021 № <...>, в силу которого ООО «КС ГОК» надлежит в срок не позднее 01.08.2022 оформить комплексное экологическое разрешение, признан незаконным.
Отказ вышеприведённым решением суда в удовлетворении административного иска ООО «КС ГОК» в части оспаривания акта плановой выездной проверки от 11.10.2021 в части выводов о нарушении Обществом пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, правового значения для квалификации действий (бездействия) должностного лица Рябова В.М. не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания.
Порядок пересмотра вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, соблюден, выводы судьи подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которым дана в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ, судебный акт надлежащим образом мотивирован, нарушений норм материального и процессуального права в рамках рассмотрения дела не допущено.
В целом, доводы, изложенные в жалобе, сводятся к утверждению о наличии в действиях Рябова В.М. состава административного правонарушения, несогласию с судебным решением и не содержат иных оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда.
При таких обстоятельствах решение судьи Облученского районного суда ЕАО от 16.12.2021 подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Облученского районного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021, вынесенное в отношении должностного лица – главного инженера общества с ограниченной ответственностью «Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат» Рябова В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Р.В. Тимиров