Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-282/2023 (3а-2547/2022;) ~ М-2031/2022 от 01.12.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Двинских К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-282/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,

с участием представителя административного истца по доверенности Гладышевой Е.М.,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 49 170 199,38 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 30 059 687,65 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 16 986 142,73 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 9 116 000 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 12 714 422,31 руб., взыскать с ответчиков судебные издержки в размере 170 000 руб.

    В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административных истцов Гладыщева Е.М. поддержала заявленные уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, за исключением требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , в отношении которого судебной экспертизой установлена рыночная стоимость, превышающая его кадастровую стоимость.

Административные ответчики: ГБУ СО ЦКО, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ППК «Роскадастр» в лице ППК «Роскадастр» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрация с.п. Васильевка м.р. Ставропольский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований ГБУ СО «ЦКО представило письменный отзыв, а затем дополнительные пояснения, в которых оставляет разрешение заявленного требования на усмотрение суда.

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 237 Федерального закона № 237 от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером площадью 13821 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером площадью 249 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала в границах <адрес> земельный участок с кадастровым номером площадью 83000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала в границах <адрес> земельный участок с кадастровым номером площадью 65790 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером площадью 164824 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером площадью 56151 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2021/000118 от 29.04.2021 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере 12 914 730 руб.

Актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2021/000231 от 30.07.2021 года утверждена кадастровым стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 июля 2021 года в размере 37 436 475,12 руб.

Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 1 января 2020 года в размере 13 713 196,2 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 106 054 080 руб. по состоянию на 1 января 2020 года.

Постановлением Правительства Самарской области № 7907 от 06.11.2019 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - в размере 15 425 123, 4 руб. по состоянию на 1 января 2019 года, земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 1 января 2019 года в размере 19 352 280 руб..

Указанная кадастровая стоимость земельных участков является архивной, однако, на дату обращения административного истца в суд за ним сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельных участков.

Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, а свои права нарушенными, 1 декабря 2022 года административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости №11856, выполненный оценщиком ООО «ГОСТ» 1 ноября 2022 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков определена в следующих размерах: земельного участка земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года в размере 9 439 000 руб., земельного участка с кадастровым номером -по состоянию на 23.07.2021 в размере 7 056 000 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 01.01.2019 в размере 3 746 000 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 01.01.2020 в размере 9 116 000 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 20.04.2021 в размере 2 950 000 руб., земельного участка с кадастровым номером - в размере 3 118 000 руб.

ГБУ СО ЦКО не согласилось с отчетом об оценке и ходатайствовало о назначении по делу судебной экспертизы.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В соответствии с выводами, содержащимися в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2022 года № АКПИ22-93, положения Перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами.

Определением суда от 15 февраля 2023 года по делу была назначена судебная экспертиза в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , производство которой поручено ООО «Центр независимой оценки».

По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «Центр независимой оценки» от 14 апреля 2023 года, составлено экспертное заключение № 29628-Э, согласно которому рыночная стоимость земельных участков определена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером – по состоянию на 1 января 2020 года в размере 49 170 199,38 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 23 июля 2021 года в размере 30 059 687,65 руб., земельного участка с кадастровым номером -по состоянию на 1 января 2019 года в размере 16 986 142,73 руб., земельного участка с кадастровым номером –по состоянию на 1 января 2019 года в размере 17 216 517,65 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере 12 714 422,31 руб.,

Исследовав заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно является достоверным и допустимым доказательством по делу, оно понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения, не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. Выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведен метод исследования и расчеты величин рыночной стоимости земельных участков, приведенные выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов исследования полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости основано на анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, в заключении проанализирован объект экспертизы, объекты-аналоги относительно их качественных и количественных характеристик, принятые экспертом аналоги сопоставимы с объектом экспертизы, полученная величина рыночной стоимости соответствует сложившимся условиям рынка на дату оценки, информация в отношении объектов-аналогов указана в экспертном заключении, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Замечаний к заключению судебной экспертизы сторонами не приведено.

В связи с изложенным суд признает величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , в размерах, определенных экспертным заключением, - достоверными величинами.

В связи с этим подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером – по состоянию на 1 января 2020 года в размере 49 170 199,38 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 23 июля 2021 года в размере 30 059 687,65 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 1 января 2019 года в размере 16 986 142,73 руб., земельного участка с кадастровым номером - по состоянию на 20 апреля 2021 года в размере 12 714 422,31 руб.,

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена заключением эксперта в размере 17 216 517,65 руб.. тогда как кадастровая стоимость этого земельного участка ниже рыночной стоимости, составляющей 15 425 123 руб., в связи с этим кадастровая стоимость этого земельного участка не нарушает права и законные интересы административного истца и в этой части требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная отчетом об оценке в размере 9 116 000 руб. сторонами не оспаривалась, а поэтому кадастровая стоимость этого земельного участка подлежит установлению равной рыночной стоимости в размере, определенном отчетом об оценке ( 9 116 000 руб.).

Административным истцом заявлены требования о возмещении судебных расходов по делу в размере 170 000 руб. за составление отчета об оценке.

Суду представлен договор № 11855 возмездного оказания оценочных услуг, заключенный 24.10.2022 года между административным истцом и ООО «ГОСТ». Стоимость услуг по договору составляет 170 000 руб.( пункт 5.1 договора).

Платежным поручением № 1470 от 25.10.202 года перечислена сумма по договору на счет получателя ООО «ГОСТ».

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости предполагается в отношении результата ее определения, укладывающегося в разумный диапазон возможных значений, которые могут быть получены в рамках соблюдения законной процедуры кадастровой оценки на основе имеющейся информации об объекте недвижимости с учетом профессионального усмотрения.

Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем, при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

С учетом изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П указал на допустимость расхождения результата массовой оценки стоимости объекта недвижимости с результатами оценки этого объекта с учетом индивидуальных характеристик в приемлемых границах, что само по себе не свидетельствует об ошибочности, незаконности кадастровой стоимости, определенной методом массовой оценки недвижимости и о нарушении прав административного истца, которому принадлежит объект недвижимости.

Следовательно, с учетом специфики данной категории дел и приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов следует учитывать соотношение кадастровой стоимости объекта недвижимости и его рыночной стоимости, установленной судом в качестве кадастровой, является ли эта разница существенной либо соответствует допустимым отклонениям, принятым в государственной кадастровой оценке.

При разрешении вопроса о судебных расходов суд принимает во внимание незначительное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельных участков и кадастровыми номерами (19,71 %), с кадастровым номером (12,23%), с кадастровыми номером (15,6 %), с кадастровым номером (33,53%), а также превышение рыночной стоимости над кадастровой в отношении земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем отказывает административному истцу в возмещении судебных расходов за оценку указанных земельных участков.

Расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером является существенным ( 53,64%), что свидетельствует об ошибке при применении кадастровой стоимости этого объекта.

Принимая во внимание, что согласно письму ООО «ГОСТ» стоимость услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 25 000 руб., суд приходит к выводу о возмещении в пользу административного истца расходов в размере 25 000 руб. с Правительства Самарской области, утвердившего кадастровую стоимость этого земельного участка.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 1 декабря 2022 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 249000 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 49 170 199,38 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 164824 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 059 687,65 ░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 83 000 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 986 142,73 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 56151 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 714 422,31 ░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 13821 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 116 000 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25 000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░ 2023 ░░░░.

3а-282/2023 (3а-2547/2022;) ~ М-2031/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Строительно-монтажное управление №1"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Другие
Администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Администрация муниципальногот района Ставропольский Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация административного искового заявления
05.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
04.05.2023Производство по делу возобновлено
23.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.08.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
01.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.09.2023Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее