79RS0002-01-2022-006015-51
Дело № 2-3230\2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокуратуры города Биробиджана в интересах Клименковой Галины Макаровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Прокуратура города Биробиджана обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Клименковой Галины Макаровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Клименковой Г. М. по вопросу в части обеспечения лекарственными препаратами. Установлено, что на ее имя выписаны рецепты от 28.07.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок и от 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок, которые находиться на отсроченном обслуживании. В связи с длительным обслуживанием рецептурных бланков Клименковой Г. М. за счет собственных денежных средств производилось приобретения лекарств на сумму 2346,0 руб. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Клименковой Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными препаратами по рецептурным бланкам: от 28.07.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок. Дата обращения в медицинскую организацию 01.08.2022. От 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок. Дата обращения в медицинскую организацию 07.09.2022. Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Клименковой Г.М., ДД.ММ.ГГГГ денежные средства за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в размере 2 346 рублей. Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Клименковой Г.М., 06.03.1955 г.р. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебное заседание истец Клименкова Г. М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца помощник - прокурора города Биробиджана Ивагина Н. А. предоставила заявление об отказе от требований в части организовать обеспечение лекарственными препаратами по рецептурным бланкам от 28.07.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок и от 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат № в количестве 5 упаковок, в связи с их обеспечением 27.10.2022. В связи с тем, что лекарства истицы были выданы только 27.10.2022, просит взыскать с ответчика, сумму, потраченных денежных средств за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты в размере 9 146,70 руб. Поддерживает требования о взыскании морального вреда в размере 10 000 руб. Доводы иска поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Цыбукеева А. Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что препараты по рецептурным бланкам истицей получены. Считает, что ущерб не подлежит взысканию, поскольку будет двойное взыскание, т. к. истец будет обеспечена препаратом по рецептам. Отсутствуют основания для взыскания морального вреда.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора -правительство ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница», ГП ЕАО «Фармация» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
В судебном заседании установлено, что Клименкова Г. М. наблюдается в ОГБУЗ «Областная больница» с диагнозом <данные изъяты> ей били выписаны рецепты 28.07.2022 серия № и от 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат: <данные изъяты> в количестве 5 упаковок. На момент рассмотрения дела истица 27.10.2022, обеспечена вышеуказанными лекарственными препаратами.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 3 Закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» предусмотрено, что обеспечение лекарственными средствам, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в порядке, установленном правительством области.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 №152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Пунктами 2.1.14 указанного Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения осуществляет организацию обеспечения населения лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 184-пп утвержден порядок организации обеспечения лекарственным препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания в Еврейской автономной области.
Потребность в лекарственных препаратов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется департаментом здравоохранения правительства ЕАО на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.
При этом организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами препаратов на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, Необеспечение истца в срок необходимыми лекарственным препаратом, прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права материального истца на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).
Пунктом 2.1, пунктом 2.2 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком
В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
В судебном заседании установлено, что истица 05.09.2022, 12.09.2022, 16.09.2022, 25.09.2022, 03.10.2022, 11.10.2022, 17.10.2022, 24.10.2022 приобретала лекарственное средство <данные изъяты> за счет собственных средств, поскольку вышеуказанное средство по рецептам ей не были выданы в установленный срок.
Из представленных кассовых чеков от 05.09.2022, 12.09.2022, 16.09.2022, 25.09.2022, 03.10.2022, 11.10.2022, 17.10.2022, 24.10.2022 следует, что произведена оплата за лекарство в размере 9147,67 рублей (1173+1173+1094,97+1173+1173+1173+985,7+1202).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Клименковой Г. М. денежные средства в размере 9147,67 рублей.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что лекарственный препарат по рецептам, не отпущен истцу своевременно.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Клименковой Г. М. своевременно не была обеспечена в установленный срок медицинскими изделиями, выписанными лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает его права на качественную, своевременную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска медицинских изделий, подлежит удовлетворению.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, материалами дела вина департамента здравоохранения правительства области в причинении истцу морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых медицинскими изделиями и обеспечения ими истца, что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание индивидуальные особенности истца, а именно его возраст, тяжесть заболевания, ежедневную необходимость по жизненным показаниям использования медицинских изделий, период, в течение которого истец не был обеспечен назначенными ей по жизненным показаниям вышеуказанных изделий, учитывая степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 3 000 рублей.
Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебное заседание предоставлено заявление о прекращении производства по делу в части исковых требований к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, об обеспечить лекарственными препаратами по рецептам: от 28.07.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок и от 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора города Биробиджана в интересах Клименковой Галины Макаровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН № ОГРН №) в пользу Клименковой Галины Макаровны, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (снилс №), денежные средства в размере 9 147 рублей 67 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей 00 копеек, всего взыскать 12 147 рублей 67 копеек.
Прекратить производство по исковым требованиям прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Клименковой Галины Макаровны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить по рецептурным бланкам от 28.07.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок и от 23.08.2022 серия № на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок, в связи с отказом истца от иска в данной части.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И. Г. Шелепанова