Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-897/2023 (2-5181/2022;) ~ М-4655/2022 от 08.12.2022

Дело № 2-897/2023

44RS0001-01-2022-006414-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2023 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Т.Е. с участием истца Виноградовой И.А., представителя ответчика Безобразовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградовой Ирины Анатольевны к Управлению ФНС России по Костромской области о взыскании денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, процентов за задержку выплаты, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Виноградова И.А. обратилась с указанным иском, мотивируя требовании тем, что 07.04.2008 ею с Управлением ФНС России по Костромской области (далее - Управление) был заключен служебный контракт №195 о прохождении государственной гражданской службы в Управлении. В соответствии с п. 2 служебного контракта гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста-эксперта правового отдела, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Управления в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом государственного гражданского служащего Управления и соблюдать служебный распорядок Управления. Представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и настоящим служебным контрактом. Согласно п. 9 служебного контракта, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения в размере одного месячного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Управления; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Пунктом 10 служебного контракта предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о выделении в 2021 году дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов Федеральная налоговая службы в соответствии с решением руководителя ФНС России от 12.04.2021 довела в распоряжение руководителей Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации дополнительные бюджетные ассигнования с предоставлением права принять решение о направлении в 2021 году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования. 17.12.2021 и.о. руководителя Управления издан приказ №01-14/057 «О материальном стимулировании работников Управления» за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, повышение налогового администрирования, в соответствии с приложением, содержащим списки работников, в которые включена и Виноградова И.А. Согласно Приложению к указанному Приказу, размер материального стимулирования истца составил 1000 руб. Указанный приказ от 17.12.2021 №01-14/057 «О материальном стимулировании работников Управления» не содержит указаний на снижение материального стимулирования определенным работникам. Вместе с тем, другим государственным гражданским служащим, замещающим аналогичную должность главного специалиста-эксперта и исполняющим аналогичные трудовые обязанности, премия была выплачена в размерах в среднем в 30 раз превышающем размер премии, выплаченной истцу. С какими-либо документами, являющимися основанием для снижения размера премии, ответчик ее не ознакомил, каких-либо нарушений (упущений), которые могли бы явиться основанием для снижения размера премии, она не совершала, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. 10.12.2021 ответчиком в порядке ст.48 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проводилась аттестация в целях определения соответствия главного специалиста-эксперта правового отдела Виноградовой И.А. замещаемой должности государственного гражданского служащего. По результатам проведенной аттестации единогласно аттестационной комиссией принято решение о соответствии замещаемой должности гражданской службы, что подтверждается выпиской из протокола заседания аттестационной комиссии от 10.12.2021 №03-14/1. Согласно приказам ответчика «О материальном стимулировании» от 23.06.2021 №01- 14/022, от 27.08.2021 №01-14/029, от 26.10.2021 №01-14/049, от 16.11.2021 №01-14/051, от 17.12.2021 №01-14/057, государственные гражданские служащие были премированы за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление. Указанные приказы свидетельствуют о том, что премии выплачивались за высокие результаты труда, то есть, по сути, за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата производилась систематически, а не разово. Кроме того, премии на основании указанных приказов ответчиком выплачены истцу в таком же размере, в котором выплачены и сотрудникам, занимавшим должности аналогичные в правовом отделе. Снижение размера премии, выплата которой производилась на основании приказа от 17.12.2021 №01-14/057, без законных на то оснований не соответствует основным принципам правового регулирования трудовых отношений, отраженным в ст. 2 Трудового кодекса РФ: запрещение дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и является прямым и грубым нарушением моих трудовых прав. Несмотря на наличие у работодателя права по определению размера премии работникам оно не может быть произвольным, а должно быть обусловлено, прежде всего, качеством работы конкретного работника, его отношением к труду, вкладом в общую работу. Отклонение от указанного размера премии в меньшую сторону должно быть мотивировано. Премия государственным гражданским служащим выплачивалась в виде материального стимулирования и произведена за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда. Из наименования дополнительного материального стимулирования, очевидно, что при определении его размера работодатель не вправе действовать произвольно и дискриминационно в отношении отдельных работников, а обязан определять его исходя из показателей эффективности профессиональной служебной деятельности и личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление, повышение налогового администрирования, конкретного сотрудника, что соответствует общим принципам определения заработной платы работника и недопущения ограничения в трудовых правах и свободах, в частности, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, предусмотренным ст. ст. 3 и 132 ТК РФ. Полагает, что имеет право на выплату размера дополнительного материального стимулирования в том же размере, что и сотрудники правового отдела, замещающие аналогичную должность. Просила признать действия УФНС России по Костромской области, связанные с неполной выплатой материального стимулирования, согласно приказу от 17.12.2021 №01-14/057, неправомерными; обязать УФНС России по Костромской области произвести перерасчет сумм материального стимулирования и выплатить истцу материальное стимулирование, согласно приказу от 17.12.2021 № 01-14/057 в полном объеме в соответствии с положением о премировании; взыскать с ответчика компенсацию за нарушение сроков выплаты материального стимулирования и компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.

В ходе рассмотрения дела Виноградова И.А. уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика выплаченные не в полном объеме согласно приказу от 17.12.2021 № 01-14/057 суммы материального стимулирования в размере 39289,28 руб., проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты материального стимулирования по состоянию на 21.04.2023 в размере 12576,50 руб., компенсацию морального вреда 30000 руб. Указала, что из отзыва ответчика следует, что единственной причиной принятия решения о выплате ей премии в размере 1000 руб. явилось неоднократное неисполнение распорядительных документов работодателя в виде непрохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции и непредставления медицинских документов, подтверждающих наличие противопоказаний к вакцинации. Порядок проведения вакцинации, учета процента вакцинированных, а также последствий немотивированного отказа сотрудников от вакцинации изложены в разъяснениях Роспотребнадзора и Минтруда от 23.07.2021 № 14-4/10П-5532, которыми предусмотрены правовые последствия отказа работника от вакцинации. В данных разъяснениях указано, что в случае отсутствия у работника документального подтверждения прохождения вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). В соответствии с ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. На момент издания приказа от 17.12.2021 № 01-14/057 Виноградова И.А. не была отстранена от работы. Факт снижения премии в значительном размере подтверждается приложением № 1 к приказу от 17.12.2021 № 01-14/057, согласно которому главному специалисту-эксперту ФИО3, ФИО4 – служащим, замещающим в правовом отделе должность, аналогичную истцу – принято решение о выплате премии в размере 40289,28 руб. Управление указывает, что 19.11.2021 из ФНС России в территориальные органы направлена выписка из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России №8дсп, согласно которому УФНС России по Костромской области не получило 5,5 баллов в связи с недостижением уровня вакцинированных сотрудников более 90%. Данный документ не относится к выплате средств материального стимулирования за определенный квартал, которая осуществляется на основании решения ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных налоговых органов, а в данном деле истец оспаривает невыплату в полном объеме средство дополнительного материального стимулирования, которая относится в иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ. Дополнительное материальное стимулирование в определенной сумме направляется в территориальные налоговые органы, в том числе в УФНС России по Костромской области в первой половине года и выплачивается в виде премий практически каждый месяц, начиная с мая и июня.

В судебном заседании Виноградова И.А. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в иске и уточнениях.

Представитель ответчика Безобразова Т.В. иск не признала. В отзыве указала, что Виноградова И.А. проходила государственную гражданскую службу в Управлении ФНС России по Костромской области в период с 07.04.2008 по 23.03.2022 (приказ от 17.03.2022 № 03-02/140 о расторжении служебного контракта). Отношения, регулирующие, оплату труда государственных гражданских служащих, регламентируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 79-ФЗ). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. Состав денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок его исчисления определен в ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а также в Постановлении Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила). В соответствии с п. 2 ст. 50 указанного Закона денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (состоящего из должностного оклада и оклада за классный чин) и дополнительных выплат. Исчерпывающий перечень указанных дополнительных выплат закреплен в п. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ и в пункте 2 Правил. При этом для выплаты премий, согласно действующему законодательству, в бюджете Управления формируется два источника: фонд оплаты труда и дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих. Основание, размер и порядок выплаты премии, выплачиваемой из фонда оплаты труда, регламентируется приложением № 1 к приказу УФНС России по Костромской области от 24.05.2021 № 01-12/046 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим УФНС России по Костромской области, Положения об условиях выплаты работникам УФНС России по Костромской области, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи и Положения об условиях доплаты за совмещение должностей федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, УФНС России по Костромской области». Выплата премий по данному Положению производится на основании приказа Управления за определенный период, устанавливается в твердом (фиксированном) размере для всех государственных гражданских служащих, при этом в приказе отражается размер выплаты, а также основания для ее увеличения или уменьшения конкретно по каждому работнику. К другим выплатам, предусмотренным соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся выплаты материального стимулирования. Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществление выплат материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда. В ФНС предусмотрено два вида выплат материального стимулирования за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного фонда оплаты труда: 1) о материальном стимулировании за определенный квартал в соответствии с решением комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Для выплаты данного материального стимулирования ФНС России направляет выписку из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и Приложение № 1 к данному протоколу «Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России». Механизм является методикой расчета сумма материального стимулирования за определенный квартал. 2) в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих. Для выплат материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда локальный нормативный акт в Управлении не предусмотрен, как следствие, методика расчёта таких выплат отсутствует. Основанием для выплаты данных средств является приказ Управления, изданный на основании приказа ФНС России, в котором указан источник выплат, приложениями к нему являются предложения о премировании сотрудников конкретного отдела. При этом решение о выплате премии гражданским служащим, ее конкретном размере принимается руководителем Управления на основании предложений заместителей руководителя Управления и начальников отдела. Истцу выплачивалась спорная сумма материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда. Данные суммы являются негарантированными и не установленными в фиксированном размере, в сумме или проценте от суммы и не входят в фонд оплаты труда, определенный в налоговом органе, следовательно, выплата и определение размера спорных сумм является правом, а не обязанностью представителя нанимателя. В данном случае отсутствовал факт лишения премии или ее снижения, поскольку размер определяемой премии не носил изначального фиксированного размера для конкретного государственного гражданского служащего. Приказ о материальном стимулировании работников Управления от 17.12.2021 № 01-14/057 издан для премирования государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда, не противоречит действующей системе оплаты труда, закрепленной статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ. При этом Управлением приняты во исполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Костромской области «О проведении вакцинации против СОVID- 19 в Костромской области» от 13.07.2021 № 7 и от 07.10.2021 № 10, Приказ от 27.07.2021 № 01-15/115 «Об организации проведения профилактических прививок», Протокол заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции СОVID- 19 от 20.10.2021 № 36 и от 13.12.2021 № 40. Акт (постановление) главного санитарного врача издан в целях принятия мер по недопущению распространения указанной инфекции в коллективах на предприятиях (в организациях) соответствующего субъекта Российской Федерации в условиях сохранения рисков инфицирования и с учетом сложившейся в нем к моменту издания означенного акта санитарно-эпидемиологической обстановки. Этот акт принят в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19). Соблюдение требований названного постановления является обязательным, невыполнение предусмотренных им мероприятий влечет административную ответственность (ст.6.3 КоАП РФ) для субъектов, поименованных в нём. Руководитель Управления обязан исполнить распоряжение главного санитарного врача Костромской области, в котором указано, что необходимо пройти вакцинацию не менее 80% списочного состава сотрудников. Исполнение указанных постановлений также возлагается и на истца, как государственного гражданского служащего. Данное обязательство не относится к сотрудникам, имеющим медицинские отводы. Медицинские отводы истцом не представлены. Следовательно, у представителя нанимателя имелись основания считать Виноградову И.А. не исполнившей поручения руководителя. 19.11.2021 ФНС России в территориальные налоговые органы направило выписку из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 8дсп. В п. 8 данного протокола указано: «в связи со значительным вкладом в работу по недопущению распространения коронавируса, принятия эффективных мер по обеспечению безопасности здоровья сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков представить на утверждение Руководителю ФНС России предложение о поощрении путем присвоения по 5,5 баллов управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России с долей сотрудников, прошедших полный курс вакцинации от СОVID-19 в общей численности более 90%». Далее указан перечень налоговых органов, которым добавлены аналитические баллы, Управление Костромской области в данном списке отсутствует, что напрямую повлияло на уменьшение количества бюджетных ассигнований, полученных за 3 квартал 2021 года. ФНС России направлены показатели оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России за II - IV кварталы 2021 года, где доведен показатель оценки эффективности «принятия противоковидных мер». ФНС России, оценивая эффективность работы территориальных органов, учитывала проведение вакцинации среди сотрудников, что напрямую влияло на размер материального стимулирования. При принятии решения о размере дополнительного материального стимулирования принято во внимание неисполнение приказа УФНС России по Костромской области «Об организации проведения профилактических прививок» от 27.07.2021 № 01-15/115, письма ФНС России от 06.12.2021 № БС-5-4/1937дсп@. В приказе Управления от 27.07.2021 № 01-15/115 указано, что в связи с сохраняющейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, работникам необходимо пройти вакцинацию до 15.09.2021 либо предоставить медицинские документы, подтверждающие противопоказания к вакцинации или письменный отказ от вакцинации - в срок до 01.08.2021. Виноградова И.А. ознакомлена с приказом 13.08.2021, однако его не исполнила. В установленный срок документы не представлены, вакцинация не проведена. Согласно разделу IX должностного регламента в качестве показателя эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего оценивается своевременность и оперативность выполнения поручений. Исполнению поручения руководителя корреспондирует обязанность государственного гражданского служащего, закрепленная в п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ. В связи с неоднократным неисполнением распорядительных документов работодателя, а также влиянием факта вакцинации на показатель эффективности работы Управления в целом по профилактике распространения коронавирусной инфекции начальником отдела принято решение о премировании Виноградовой И.А. в размере 1000 руб. Данное решение согласовано с курирующим заместителем руководителя Управления и не противоречит действующей системе оплаты труда. Виноградова И.А. не представила доказательств нравственных переживаний или физических страданий.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Виноградова И.А. в период с 07.04.2008 по 23.03.2022 проходила государственную гражданскую службу в Управлении ФНС России по Костромской области, с 09.07.2018 по дату увольнения - в должности главного специалиста-эксперта правового отдела.

В период прохождения государственной гражданской службы истцу выплачивались премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.

Так, материальное стимулирование было выплачено: в июне 2021 года – 39457 руб., за август 2021 года – 54528 руб., за октябрь 2021 года – 69661 руб., за ноябрь 2021 года – 7103 руб., за декабрь 2021 года – 1000 руб.

Согласно доводам ответчика, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего.

Суд полагает, что данная позиция основана на неправильном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Частью 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ).

Частью 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ №611 от 25.09.2007 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611 приказом Минфина России от 17.10.2007 №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок).

Пункт 1 Порядка устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (п. п. 3, 4 Порядка).

Пунктом 5 указанного Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате ФНС и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

В письме Минфина России от 15.07.2014 №14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст. ст. 50 и 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601, имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 №90н. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 №34-КГ19-4).

В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601, с 2014 года Правительством РФ ежегодно принимаются решения о выделении федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

07.04.2008 между ответчиком Управлением ФНС России по Костромской области и истцом Виноградовой И.А. заключен служебный контракт № 195 о прохождении государственной гражданской службы в РФ в УФНС России по Костромской области.

Согласно п. 9 служебного контракта в редакции дополнительного соглашения № 17 от 04.03.2020 установлено денежное содержание Виноградовой И.А., которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячного денежного поощрения в размере одного месячного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

Пунктом 10 служебного контракта в редакции дополнительного соглашения № 16 от 09.07.2018 предусмотрено, что гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2021 году дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов Федеральная налоговая служба в соответствии с решением руководителя ФНС России довела в распоряжение руководителей Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации дополнительные бюджетные ассигнования с предоставлением права принять решение о направлении в 2021 году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

17.12.2021 и.о. руководителя Управления ФНС России по Костромской области издан приказ №01-14/057 «О материальном стимулировании работников Управления» за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, в соответствии с приложением, содержащим списки работников, в которые включена истец - главный специалист-эксперт правового отдела Виноградова И.А. Согласно приложению к приказу, размер материального стимулирования истцу составил 1000 руб.

Приказ Управления ФНС России по Костромской области от 17.12.2021 №01-14/057 «О материальном стимулировании работников Управления» не содержит указаний на снижение материального стимулирования определенным работникам, при этом другим работникам, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы главный специалист-эксперт правового отдела, материальное стимулирование определено в ином размере: ФИО6 – 26859,52 руб., ФИО3 – 40289,28 руб., ФИО7 – 33574,40 руб., ФИО8 – 33574,40 руб., ФИО4 – 40289,28 руб.

В обоснование определения различного размера премии главным специалистам-экспертам правового отдела ответчиком представлены пояснения начальника правового отдела ФИО9, в которых указано, что размер премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих УФНС России по Костромской области определяется на основании предложения начальника отдела и утверждается руководителем территориального налогового органа. При определении размера премии ею учитывалась нагрузка на работника, сложность выполняемых поручений. В пояснениях указано, какая работа выполнена работниками отдела, в том числе истцом.

При этом пояснения начальника правового отдела ФИО9 не содержат убедительного обоснования, по каким конкретным критериям размер премии истца значительно снижен по сравнению с другими работниками.

Согласно письму Минфина России от 27.04.2021 №14-03-03/32289, выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением ими должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Истец ссылается на незаконное снижение в отношении нее размера дополнительного материального стимулирования, полагая, что имеет право на получение средств материального стимулирования в максимальном размере наравне с сотрудниками правового отдела на аналогичной должности.

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Из пояснений истца Виноградовой И.А. следует, что отвлечений от работы у нее не было, объем работы ею проделан не меньший, чем сотрудниками на аналогичной должности.

Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих утверждение истца о добросовестном исполнении своих обязанностей, и обоснованность снижения ей дополнительного материального стимулирования в декабре 2021 года до 1000 руб., в отличие от иных сотрудников, занимающих аналогичную должность.

То обстоятельство, что объем работы сотрудников отдела не являлся одинаковым, как следует из пояснений начальника отдела, само по себе не может быть основанием для начисления истцу материального стимулирования в размере 1000 руб.

Отказ истца от вакцинации от новой коронавирусной инфекции, на что указано в отзыве ответчика, не может служить основанием и критерием для снижения размера материального стимулирования, выплачиваемого за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области.

Порядок обеспечения проведения вакцинации, учета процента вакцинированных, а также последствия немотивированного отказа сотрудников от вакцинации (последующего отстранения от работы сотрудников, отказавшихся от прохождения вакцинации), в достаточной мере изложены в разъяснениях Роспотребнадзора и Минтруда РФ от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532. В частности, в таком случае предусмотрено отстранение сотрудника от работы без сохранения заработной платы.

Виноградова И.А. на момент принятия решения о снижении размера выплаты от работы не отстранялась.

Учитывая, что спорная выплата выплачивалась истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Управления сверх установленного фонда оплаты труда в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении на определенный год дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование, для выплат которых локальный нормативный акт в Управлении не предусмотрен, методика отсутствует, основанием выплаты послужили решение руководителя ФНС России от 12.04.2021 и Приказ руководителя Управления от 17.12.2021 №01-14/057 именно за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на ответчика.

При определении размера выплат работодатель не вправе действовать произвольно и дискриминационно в отношении отдельных работников, а обязан определять их исходя из показателей эффективности профессиональной служебной деятельности и личного вклада в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Управление ФНС по Костромской области, конкретного сотрудника, что соответствует общим принципам определения заработной платы работника и недопущения ограничения в трудовых правах и свободах, в частности, в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, предусмотренным ст. ст. 3 и 132 ТК РФ.

Поскольку ответчиком не приведено убедительных доказательств о наличии оснований для снижения размера премии истцу, суд приходит к выводу, что исковые требования Виноградовой И.А. о взыскании не выплаченных денежных средств, исходя из максимального размера премии, определенной сотрудникам, замещающим аналогичную должность, согласно приказу от 17.12.2021 №01-14/057, подлежащими удовлетворению. Сумма к взысканию составит 40289,28-1000=39289,28 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проанализировав представленный истцом расчет денежной компенсации на соответствие требованиям ст. 236 ТК РФ, суд также признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации (процентов) за задержку вышеуказанной выплаты, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть, с 21.12.2021 по день вынесения решения суда 21.04.2023 в сумме 12576,50 руб.

Ответчиком арифметическая правильность расчета не оспаривалась.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения трудовых прав Виноградовой И.А., в её пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.

Вместе с тем требуемый размер компенсации в сумме 30000 руб. суд находит необоснованно завышенным.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости и считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

При определении размера компенсации суд не учитывает, что ранее имело место нарушение ее трудовых прав ответчиком в связи с невыплатой полагающегося ей денежного содержания за период её нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, выплатой не в полном объеме компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, поскольку вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 17.05.2022 №2-2253/2022 за указанные нарушения трудовых прав истца уже взыскана с ответчика компенсация морального вреда. При этом нарушения носили иной характер, чем по настоящему делу, в связи с чем нельзя сделать вывод о систематических нарушениях трудовых прав истца работодателем.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Виноградовой Ирины Анатольевны к Управлению ФНС России по Костромской области удовлетворить частично.

Взыскать с Управления ФНС России по Костромской области в пользу Виноградовой Ирины Анатольевны невыплаченную сумму материального стимулирования 39289 рублей 28 копеек, компенсацию за задержку выплаты 12576 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда 10000 рублей, а всего 61865 (шестьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят пять) рублей 78 копеек.

В остальной части исковые требования Виноградовой Ирины Анатольевны к Управлению ФНС России по Костромской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2023.

2-897/2023 (2-5181/2022;) ~ М-4655/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Виноградова Ирина Анатольевна
Ответчики
УФНС по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.01.2023Предварительное судебное заседание
21.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.02.2023Предварительное судебное заседание
21.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2023Предварительное судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2024Дело оформлено
10.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее