25RS0028-01-2022-000325-21
Дело № 12-85/2022
Р Е Ш Е Н И Е
п. Терней 11 ноября 2022 года
Судья Тернейского районного суда Приморского края, расположенного по адресу: 692150 п. Терней, Тернейского района, Приморского края, ул. Партизанская, д.69, Власова Ю. В., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества «Тернейлес» Риковой Г.В. на постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 848-02/2021л о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.31 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края № 848-02/2021л от 23 июня 2022 года ОАО «Тернейлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ОАО «Тернейлес» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить, объединить дела об административных правонарушениях по постановлениям № 841-02/2021л от 22.06.2022, № 842-02/2021л от 22.06.2022, № 846-02/2021л от 23.06.2022, № 848-02/2021л от 23.06.2022 и № 849-02/2021л от 23.06.2022 в одно производство и назначить ОАО «Тернейлес» наказание в одинарном размере. Жалоба обоснована тем, что при вынесении постановления административным органом не было учтено положение ч.5 ст.4.4 КоАП РФ. Постановление об административном правонарушении № 848-02/2021л от 23 июня 2022 года вынесено в рамках контрольного мероприятия, проводимого Тернейским филиалом КГКУ «Примлес» на основании извещения № 893 от 27.08.202. В рамках этого же контрольного мероприятия в отношении ОАО «Тернейлес» было вынесено постановление о назначении административного наказания № 841-02/2021л от 22.06.2022, № 842-02/2021л от 22.06.2022, № 846-02/2021л от 23.06.2022, № 848-02/2021л от 23.06.2022 и № 849-02/2021л от 23.06.2022. Ответственность по этим постановлениям предусмотрена ч.1 ст.8.31 КоАП РФ. Автор жалобы полагает, что ОАО «Тернейлес» несколько раз привлечено к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Факт совершенного административного правонарушения Общество не оспаривает.
В судебное заседание представитель ОАО «Тернейлес» не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Подлубный В.А., действующий на основании доверенности, не согласился с доводами жалобы ОАО «Тернейлес», указав, что осмотр лесосеки произведен на основании приложения 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», по предварительному письменному извещению ОАО «Тернейлес» № 893 от 27.08.2021 г. «О проведении осмотра мест рубок» на лесосеке Усть-Соболевского участкового лесничества. Данный вид мероприятий – осмотр лесосек не может быть отнесен к контрольным (надзорным) мероприятиям, так как это порядок приемки отработанных лесосек (объектов), утвержденный приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367. Полагает, что доводы жалобы представителя ОАО «Тернейлес» необоснованны, просит постановление о назначении административного наказания оставить в силе.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления должностного лица не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно части 1 статьи 8.31 КоАП РФ нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом установлено, что ОАО «Тернейлес» на основании договора аренды лесного участка № 208/29 от 04 декабря 2008 года осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 148490,0 га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого лесные участки, в том числе квартал 18 Усть-Соболевского участкового лесничества, переданы ОАО «Тернейлес» для заготовки древесины.
В период с 10 августа 2020 года по 09 августа 2021 года согласно лесной декларации от 29 июля 2020 года № 7 ОАО «Тернейлес», являющееся арендатором по договору аренды лесного участка № 208/29 от 04.12.2008, осуществляло заготовку древесины способом сплошной рубки в квартале 18 в выделах 7, 9-16, 19-24 лесосека б/н (лесная дорога) Усть-Соболевского участкового лесничества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 сентября 2021 года участковым лесничим Усть-Соболевского участкового лесничества Тернейского филиала КГКУ «Примлес» в присутствии представителя ОАО «Тернейлес» в ходе осмотра мест рубок в квартале 18 в выделах 7, 9-16, 19-24 лесосека б/н (лесная дорога) Усть-Соболевского участкового лесничества, разрабатываемой ОАО «Тернейлес» в соответствии с лесной декларацией, были выявлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в сдвигании порубочных остатков к краю леса (стене леса) при строительстве лесной дороги, о чем составлен акт осмотра лесосеки от 10 сентября 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 22 декабря 2021 года в отношении ОАО «Тернейлес» должностным лицом КГКУ «Приморское лесничество» протокола об административном правонарушении № 86 по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 848-02/2021л ОАО «Тернейлес» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 21 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047, для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых лесных насаждениях.
При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса.
Согласно раздела 2 технологической карте лесосечных работ ОАО «Тернейлес» утвержденной от 23.11.2019: очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения, и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинировано.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность, а также обязаны устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.
В постановлении должностного лица административного органа указаны выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ОАО «Тернейлес».
Фактические обстоятельства дела, вина ОАО «Тернейлес» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 22.12.2021 № 86; актом осмотра лесосеки от 10.09.2021, технологической картой лесосечных работ; договором аренды лесного участка от 04.12.2008 № 208/29; лесной декларацией от 29.07.2020 № 7 и приложением к ней; отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2020 года и другими материалами дела.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение норм названного выше закона, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В представленных материалах дела нет доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований правил заготовки древесины в силу каких-либо чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований лесного законодательства. ОАО «Тернейлес» обязано было обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при разработке предоставленной к вырубке лесосеки и должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий в результате своих действий, однако не приняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего лесного законодательства.
Действия ОАО «Тернейлес» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при проведении одного контрольного мероприятия в отношении ОАО «Тернейлес» выявлено несколько административных правонарушений и, в результате, вынесено несколько постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности по той же норме, со ссылкой на постановления № 841-02/2021л от 22.06.2022, № 842-02/2021л от 22.06.2022, № 846-02/2021л от 23.06.2022, № 848-02/2021л от 23.06.2022 и № 849-02/2021л от 23.06.2022, сами по себе не могут служить основанием для отмены постановления о назначении административного наказания от 23.06.2022 № 848-02/2021л и прекращении производства по делу с учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и положений частей 1 и 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ (в ред. от 26.03.2022 N 70-ФЗ), при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела не следует и в доводах жалобы не приводится сведений о том, что нарушение по настоящему делу выявлено должностным лицом в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, решение о котором принимается руководителем административного органа (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), то есть в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
В силу пункта 18 части 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению лесной охраны.
Из материалов дела следует, что нарушение выявлено должностным лицом непосредственно при исполнении служебных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) при осмотре лесосеки в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ, в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки".
Таким образом, рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения какого-либо контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, что позволяло бы применить положения части 5 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ.
Постановление о привлечении ОАО «Тернейлес» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «Тернейлес», рассмотрено должностным лицом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края всесторонне, полно и объективно.
Административное наказание назначено ОАО «Тернейлес» в пределах санкции части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывает, является правильным.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенного постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Оснований для освобождения ОАО «Тернейлес» от административной ответственности, прекращения производства по делу, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края надлежит оставить без изменения, поданную заявителем жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 23.06.2022 № 848-02/2021л от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Тернейлес», оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Тернейлес» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Власова