№ 2-30/2024
11RS0020-01-2023-001916-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретере судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: истца Федяева Р.В., представителя ответчика УФНС России по Республике Коми Аншуковой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 05 апреля 2024 года гражданское дело по иску Федяева Р. В. к УФНС России по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоначисленных отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
Федяев Р.В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к УФНС России по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоначисленных отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за задержку выплат.
В судебном заседании истец Федяев Р.В. доводы и основания, изложенные в иске поддержал в полном объеме, уточнив исковые требования, просил взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 66612,65 рублей, сумму недоначисленных отпускных в размере 93401,18 рубля, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 120107,32 рублей, компенсацию за задержку выплат за период просрочки положенных выплат в размере 55656,73 рублей, обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми на основании ст. 226 Налогового Кодекса РФ перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации.
Представитель ответчика УФНС России по Республике Коми Аншукова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на иск Федяева Р.В., так же просила применить срок исковой давности в требованию о взыскании суммы недоначисленных отпускных выплат, произведенных до 10 октября 2022 г., поскольку, исковое заявление проступило в суд - 10.10.2023 г.
Заслушав истца, представителя ответчика, проверив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Приказом Межрайонной ИМНС России <Номер> Республики Коми от 09.01.2014 г. <Номер> Федяев Р.В. был принят на государственную должность федеральной государственной службы – .
Приказом МИФНС России <Номер> по Республике Коми от 17 сентября 2023 года Федяев Р.В. уволен с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Доводы истца Федяева Р.В. сводятся к тому, что согласно расчетному листку за сентябрь 2023 г. ему начислена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск при увольнении за 2022-2023 г.г. в количестве 65 календарных дней.
Между тем, при расчете компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, в состав среднемесячного заработка для расчета размера компенсации, работодателем не включены суммы выплат средств материального стимулирования за период с сентября 2022 г. по август 2023 г. в сумме 360322 рублей.
В связи с чем, истец Федяев Р.В. считает, что таким образом были нарушены его права на получение указанных выплат.
Доводы представителя ответчика о том, что материальное стимулирование согласно п. 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в данный перечень не входит, являются ошибочными, исходя из следующего.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2017 и в 2018 году, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соответственно, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
На основании вышеизложенного, суммы средств выплаченных Федяеву В.Р. в виде средств материального стимулирования за период с сентября 2022 г. по август 2023 г. подлежали включению в расчет выплаты сумм компенсации за неиспользованный отпуск при ее увольнении.
Расчет компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 66612,65 рублей, ответчиком оспорен.
Суд, соглашается с доводами истца Федяева В.Р. в том, что суммы средств, выплаченных ему в виде материального стимулирования, подлежали включению в расчет денежного содержания на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Между тем, суд соглашается с расчетом представителя ответчика о компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении, размер которой должен быть определен в сумме 57952,65 рублей.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнения особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Доказательств того, что при начислении отпускных на период нахождения Федяева В.Р. в ежегодном оплачиваемом отпуске, УФНС России по Республике Коми включала в расчет суммы средств, выплаченных истцу в виде материального стимулирования в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск, материалы гражданского дела не содержат.
С расчетом истца Федяева Р.В. о взыскании суммы недоначисленных отпускных, суд соглашается частично, с учетом заявленного ходатайства о пропуске срока исковой давности отпускных выплат, произведенных до 10 октября 2022 г. и принимает конррасчет представителя ответчика.
Соответственно, сумма недоначисленных отпускных Федяева В.Р. составляет – 71056,04 рублей.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
Таким образом, разница сумм фактически начисленных ответчиком и согласно расчету Федяева В.Р. компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила – 120107,32 рублей, что соответствует доказательствам представленным сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение.
При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
В силу части второй статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в полном объеме в установленные законом или трудовым договором сроки.
При прекращении трудового договора в день увольнения работника производится выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе задолженности по заработной плате с компенсацией за задержку выплаты, если ранее эта задолженность не была погашена.
В ходе рассмотрения иска Федяева В.Р. по существу, судом установлено нарушение срока выплаты заработной платы и иных выплат, в силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса, соответственно требование истца о взыскании компенсации за задержку выплат с учетом коррекции общей суммы процентов является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Все расчеты задолженности о взыскании компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении, суммы недоначисленных отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за задержку выплат за период просрочки положенных выплат, представленные стороной истца, проверены судом и признаны арифметически правильными.
Соответственно, истцу Федяеву В.Р. подлежит компенсация за задержку выплат за период просрочки положенных выплат в размере 48421,75 рубля.
Суд так же принимает во внимание, что в ходе рассмотрения искового заявления Федяева В.Р. назначена и проведена судебно-бухгалтерская экспертиза, выводы которой полностью подтверждают доводы истца Федяева В.Р.
Допустимых и относимых доказательств, позволяющих усомниться в компетентности и квалификации эксперта, составившего заключение, в обоснованности содержащихся в заключение выводов, не представлено.
Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о неправильности применения экспертом методик и вычислений по поставленным на разрешение вопросам. Основания для критической оценки заключения отсутствуют.
В исследовательской части заключения последовательно и подробно отражается ход исследования.
Исследовательская часть заключения позволяет проверить достоверность и объективность проведенных исследований, в заключение содержатся сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, заключение, сомнений в его правильности и обоснованности не вызывает, экспертиза содержит ясные, полные, объективные, подробные, последовательные и не имеющие противоречий выводы, оснований сомневаться в компетентности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
В заключении указаны документы, подтверждающие квалификацию эксперта и право на проведение указанной экспертизы.
Проведенная по гражданскому делу № 2-30/2024 судебная бухгалтерская экспертиза признается судом относимым, допустимым доказательством по делу в соответствии со статьей 60 ГПК РФ.
Требование истца Федяева В.Р. об обязании Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми на основании ст. 226 Налогового Кодекса РФ перечислить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации, являются законными, в силу следующего.
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Данная обязанность, согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ). Таким образом, выплата Федяеву В.Р. компенсаций невозможна без осуществления обязательных отчислений в бюджет.
На основании вышеизложенного, уточненные исковые требования Федяева В.Р. надлежит удовлетворить, а, с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми в пользу Федяева В.Р. взыскать компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 57952,65 рублей, сумму недоначисленных отпускных в размере 71056,04 рублей, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 120107,32 рублей, компенсацию за задержку выплат за период просрочки положенных выплат в размере 48421,73 рублей, обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми на основании ст. 226 Налогового Кодекса РФ начислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации в сумме 26485 рублей.
руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
уточненные исковые требования Федяева Р.В. удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми в пользу Федяева Р. В. компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск при увольнении в размере 57952,65 рублей, сумму недоначисленных отпускных в размере 71056,04 рублей, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 120107,32 рублей, компенсацию за задержку выплат за период просрочки положенных выплат в размере 48421,73 рубля, обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми на основании ст. 226 Налогового Кодекса РФ начислить и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в бюджет Российской Федерации в сумме 26485 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья - А.Ю. Лисиенко