К делу № 2-3151/2023
УИД № 61RS0022-01-2023-002731-94
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Полиевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Шкурко В.В.,
с участием помощника прокурора Ищенко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах несовершеннолетней ФИО1 и законного представителя Жаровской В. В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № 2» г. Таганрога о взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства для ребенка-инвалида,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство здравоохранения Ростовской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО1 к МБУЗ «ДГП № 2» о взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства для ребенка-инвалида, в связи с поступившим обращением Жаровской В.В. по вопросу необеспечения ее ребенка-инвалида ФИО1 лекарственными средствами. В обоснование иска указано, что ФИО1 <дата> (справка бюро МСЭ № от <дата>), наблюдается в МБУЗ «ДГП № 2» с <дата>
Проверкой медицинской документации установлено, что <дата> ФИО1 осмотрена педиатром на дому. Установлен диагноз <данные изъяты> назначено медикаментозное лечение препаратами по торговому наименованию: «<данные изъяты> Льготные рецепты не выписаны. <дата> повторно осмотрена педиатром, установлено выздоровление.
<дата> ФИО1 осмотрена педиатром на дому, установлен диагноз <данные изъяты> назначено медикаментозное лечение препаратами по торговому наименованию «<данные изъяты>» для ингаляций, льготный рецепт не выписан.
<дата> ребенок-инвалид осмотрена на дому педиатром, назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», льготные рецепты не выписаны.
<дата> ФИО1 осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз <данные изъяты>, взят мазок на <данные изъяты> назначено лечение «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», льготные рецепты не выписаны.
<дата> решением врачебной комиссии (протокол №) установлена нуждаемость пациентки в ланцетах <данные изъяты> и <данные изъяты>, определена их потребность на <дата> год, льготные рецепты при этом ФИО1 не выписаны.
<дата> несовершеннолетняя осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз острая крапивница, назначены лекарственные препараты по торговому наименованию «<данные изъяты> льготный рецепт не выписан.
<дата> ФИО1 осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз острая крапивница, назначен лекарственный препарат по торговому наименованию «<данные изъяты> льготный рецепт не выписаны.
Ребенок-инвалид <дата> осмотрена на дому педиатром, установлена индивидуальная непереносимость лекарственного препарата «<данные изъяты>), рекомендован лекарственный препарат по торговому наименованию «<данные изъяты>), пациентка направлена на ВК. <дата> медицинской организацией подано извещение № о нежелательной реакции ФИО1 на лекарственный препарат «<данные изъяты> в Росздравнадзор. Решением врачебной комиссии (протокол №) от <дата> установлена необходимость приема ФИО1 лекарственного препарата по торговому наименованию «<данные изъяты>», в связи с нежелательной реакцией пациентки на препарат «<данные изъяты> и определена её потребность в препарате, льготный рецепт при этом не выписан.
Решением врачебной комиссии от <дата> (протокол №), определена потребность ФИО1 в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе в <данные изъяты> <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> шт. в месяц, рецепты не выписаны.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от <дата> № ФИО1 признана нуждающейся в льготном обеспечении медицинских изделий: устройства для установки сенсоров <данные изъяты> и инфузионных наборов <данные изъяты>, льготные рецепты не выписаны.
В ходе осмотра на дому <дата> ФИО1 назначены лекарственные средства, однако рецепты не выписаны («<данные изъяты>»).
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 70 и пп. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ и п. 35 Приказа № 1094н, лечащим врачом не организовано лечение пациента, рецепты на приведенные лекарственные препараты и медицинские изделия с целью обеспечения несовершеннолетнего ребенка-инвалида Разумной С.И. не выписаны до настоящего времени, ребенок не обеспечен приведенными препаратами, медицинская помощь не оказывается.
При наличии соответствующих основании медицинским учреждением не проводилась врачебная комиссия, в том числе в целях рассмотрения вопроса назначения несовершеннолетней следующих лекарственных препаратов и медицинских изделий: «<данные изъяты>», «<данные изъяты> защитная <данные изъяты>», <данные изъяты> (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ и п.16 Приказа № 502н).
Таким образом, медицинским учреждением нарушены порядки и стандарты оказания медицинской помощи, чем нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1
Указанное привело к приобретению Жаровской В.В. – законным представителем ФИО1 за счет собственных средств лекарственных препаратов и медицинских изделий: тест полоски <данные изъяты> (50 штук) от <дата> на сумму 214 рублей и 3 упаковки (150 штук) от <дата> по 235 рублей всего на сумму 705 рублей, <данные изъяты>» раствор для ингаляций 2 флакона чек от <дата> на сумму 420 рублей, «<данные изъяты>» <данные изъяты> чек от <дата> на сумму 560 рублей, «<данные изъяты>» суппозитории № чек от <дата> на сумму 808 рублей, «<данные изъяты>» <данные изъяты> чек от <дата> на сумму 408 рублей, всего на сумму 3 115 рублей. На основании изложенного, просит суд:
1. Взыскать с ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 2» в г. Таганроге в пользу Жаровской В. В., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 <дата> года рождения, как законного представителя, денежные средства в размере 3 115 руб. за приобретенные лекарственные средства для ребенка-инвалида Разумной С. И..
2. Взыскать с ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 2» в г. Таганроге в пользу Жаровской В. В., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 <дата> года рождения, как законного представителя, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Таганрога Ищенко И.П. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетней, в интересах которой подан иск, Жаровская В.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель МБУЗ «Детская городская поликлиника № 2» г. Таганрога – Гусев А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные возражения, в которых указано, что с <дата> решением врачебной комиссии установлена нуждаемость пациентки в <данные изъяты> и <данные изъяты>, определена их потребность <дата> год. Направлена заявка в Министерство здравоохранения РО. Заявка одобрена не была. Фармацевтическим управлением МЗ РО в ответе от <дата> № было указано, что изменение кетоновых тел в моче предусмотрено путем проведения анализа с усредненным показателем кратности 11 раз в год. В ходе осмотра на дому <дата> ФИО1 назначены лекарственные средство «<данные изъяты> Ингаляции 4 капли 2 раза в день. Курс лечения 3 дня (24 капли). Один флакон <данные изъяты>
Жаровской В.В. за счет собственных средств приобретены лекарственные препараты и медицинские изделия:
1) <данные изъяты>
- 1 упаковка (50 штук) от <дата> на сумму 214 рублей. Данные медицинские изделия приобретены Жаровской В.В. до одобрения протоколом № от <дата> и подачи заявки в МЗ РО на приобретение.
- 3 упаковки (150 штук) от <дата> по 235 рублей всего на сумму 705 рублей, приобретено до одобрения дополнительной заявки о закупкой МЗ РО медицинского изделия .
2) «<данные изъяты>» раствор для ингаляций.
- 2 флакона чек от <дата> на сумму 408 рублей. Данный препарат приобретен Жаровской В.В. до назначения врачом <дата>.
- 2 флакона чек от <дата> на сумму 560 рублей.
- 2 флакона чек от <дата> на сумму 420 рублей. Приобретены в количестве более необходимого. 1 флакона достаточно для более чем 15 курсов лечения (4 капли 2 раза в день 24 капли курс)
3) «<данные изъяты>» суппозитории 6 мг. № чек от <дата> на сумму 808 рублей. Данный препарат приобретен Жаровской В.В. до назначения врачом <дата>.
Факт назначения ранее указанных лекарственных препаратов представитель ответчика не оспаривал, на что указано в медицинской карте ребенка.
Представитель Министерства здравоохранения Ростовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, направил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что заявка медицинской организации – ГБУ РО «ДГП № 2 в г. Таганроге, решение врачебной комиссии, а также информация о выписанных льготных рецептах на лекарственные препараты по торговому наименованию «<данные изъяты>» и лекарственного препарата «<данные изъяты>» ФИО1 в адрес Минздрава РО не поступали.
<дата> г. для обеспечения ФИО1 от медицинской организации в адрес Минздрава РО поступали заявки на <данные изъяты> назначенные по решению врачебной комиссии ГБУ РО «ДГП № 2» в г. Таганроге. Вышеуказанные медицинские изделия закуплены Минздравом РО в рамках ФЗ от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и медицинских нужд» и поставлены по заключенным государственным контрактам в прикрепленный аптечный пункт отпуска.
По информации аптечного пункта пациентка ФИО1 обеспечена лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с выписанными льготными рецептами в полном объеме. Указывают, что обязательства Минздрава РО в рамках полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, выполнены в полном объеме в рамках представленных медицинской организации заявок.
В отношении представителя Министерства здравоохранения Ростовской области дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Далее – Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Действие данного требования может быть изменено в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения - участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
Организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти (п. 12 ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ лечащий врач, в том числе, организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
В силу пп. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2021 № 1161 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Территориальная программа).
Согласно п. 8.11.2. Территориальной программы обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не предусмотренными утвержденными стандартами медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу п. 8.11.4 Территориальной программы обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях производится за счет личных средств граждан, за исключением случаев оказания медицинской помощи гражданам, которым в соответствии с действующим законодательством предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания по льготным и бесплатным рецептам, а также в случаях оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.
Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н утвержден порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов (далее – Приказ 1094н).
Согласно п. 35 Приказа 1094н при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником осуществляется на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).
Согласно материалам дела, ФИО1 <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом с <дата> года, инвалидность установлена на срок до <дата> (л.д. 64-65).
Из представленной копии медицинской карты следует, что <дата> ФИО1 осмотрена педиатром на дому. Установлен диагноз <данные изъяты> назначено медикаментозное лечение препаратами по торговому наименованию: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Льготные рецепты не выписаны. <дата> повторно осмотрена педиатром, установлено выздоровление.
<дата> ФИО1 осмотрена педиатром на дому, установлен <данные изъяты>, назначено медикаментозное лечение препаратами по торговому наименованию «<данные изъяты>» <данные изъяты>, льготный рецепт не выписан (л.д.10).
<дата> ребенок-инвалид осмотрена на дому педиатром, назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», льготные рецепты не выписаны (л.д.10 оборотная сторона).
<дата> ФИО1 осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз <данные изъяты>, взят мазок <данные изъяты>, назначено лечение «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», льготные рецепты не выписаны.
<дата> решением врачебной комиссии (протокол №) установлена нуждаемость пациентки в <данные изъяты>, определена их потребность <данные изъяты> год, льготные рецепты при этом ФИО1 не выписаны (л.д.11 оборот. сторона-12).
Несовершеннолетняя <дата> осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз <данные изъяты>, назначены лекарственные препараты по торговому наименованию «<данные изъяты> льготный рецепт не выписан.
<дата> ФИО1 осмотрена на дому педиатром, установлен диагноз острая крапивница, назначен лекарственный препарат по торговому наименованию <данные изъяты> льготный рецепт не выписаны (л.д.13).
Ребенок-инвалид <дата> осмотрена на дому педиатром, установлена индивидуальная непереносимость лекарственного препарата «<данные изъяты> рекомендован лекарственный препарат по торговому наименованию «<данные изъяты> пациентка направлена на ВК. <дата> медицинской организацией подано извещение № о нежелательной реакции ФИО1 на лекарственный препарат «<данные изъяты> в Росздравнадзор. Решением врачебной комиссии (протокол №) от <дата> установлена необходимость приема ФИО1 лекарственного препарата по торговому наименованию «<данные изъяты>», в связи с нежелательной реакцией пациентки на препарат «<данные изъяты> и определена её потребность в препарате, льготный рецепт при этом не выписан.
Решением врачебной комиссии от <дата> (протокол №), определена потребность ФИО1 в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе в <данные изъяты> в количестве 270 шт. в месяц (9 шт. в сутки, 17 упаковок), рецепты не выписаны.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от <дата> № ФИО1 признана нуждающейся в льготном обеспечении медицинских изделий: устройства для установки сенсоров <данные изъяты> льготные рецепты не выписаны (л.д.17).
В ходе осмотра на дому <дата> ФИО1 назначены лекарственные средства, однако рецепты не выписаны («<данные изъяты>»).
Бездействие медицинских работников по выписке необходимых рецептов на приобретение лекарственных средств привело к приобретению Жаровской В.В. – законным представителем ФИО1 за счет собственных средств лекарственных препаратов и медицинских изделий: <данные изъяты> (50 штук) от <дата> на сумму 214 рублей и 3 упаковки (150 штук) от <дата> по 235 рублей всего на сумму 705 рублей, «<данные изъяты>» <данные изъяты> от <дата> на сумму 420 рублей, «<данные изъяты>» раствор для ингаляций 2 флакона чек от <дата> на сумму 560 рублей, «<данные изъяты>» суппозитории 6 мг. № чек от <дата> на сумму 808 рублей, «<данные изъяты>» раствор для ингаляций 2 флакона чек от <дата> на сумму 408 рублей, всего на сумму 3 115 рублей.
В рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должен устанавливаться, в том числе, перечень лекарств, отпускаемых в соответствии с утвержденным Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно (п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона № 323-ФЗ; абз. 4 разд. VII Программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497).
<данные изъяты> является заболеванием, при амбулаторном лечении которого любые (а не только необходимые для лечения непосредственно <данные изъяты>) лекарственные средства, а также, в частности, <данные изъяты>) отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).
В нарушение ч. 2 ст. 70 и пп. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и п. 35 Приказа № 1094н, лечащим врачом не организовано лечение пациента, рецепты на приведенные лекарственные препараты и медицинские изделия, с целью обеспечения несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 не выписаны до настоящего времени, ребенок не обеспечен приведенными препаратами, медицинская помощь не оказывается.
В нарушение п. 1-2 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль) с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи не организован, что привело к нарушению стандартов оказания медицинской помощи.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н (далее – Приказ № 502н) утвержден порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, которым определены цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.
Пунктами 4.6, 4.12, 4.22 и 4.24 Приказа № 502н в функции врачебной комиссии входит оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации.
Так, при наличии соответствующих оснований медицинским учреждением не проводилась врачебная комиссия, в том числе в целях рассмотрения вопроса назначения несовершеннолетней следующих лекарственных препаратов и медицинских изделий: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», тест - полоски для определения кетонов в крови «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ и п.16 Приказа № 502н).
Таким образом, медицинским учреждением нарушены порядки и стандарты оказания медицинской помощи, чем нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1
Разрешая спор, суд устанавливает совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у ребенка-инвалида необходимости в лекарственном препарате, назначение данных препаратов.
Рассматривая требования о взыскании денежных средств в размере 3115 руб., потраченных Жаровской В.В. на приобретение лекарственных препаратов, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 указанного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из приведенных норм права и разъяснений следует, что вина причинителя вреда, которая может выражаться, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей, предполагается, пока не доказано обратное. При этом бремя доказывания невиновности должно быть возложено на причинителя вреда, в частности на лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее свою обязанность.
Истцом представлены чеки на приобретение лекарственного средства – <данные изъяты> <данные изъяты> чек 1 упаковка (50 штук) на сумму 214 руб. и 3 упаковки (150 штук) от <дата> по 235 руб. всего на сумму 705 руб., «<данные изъяты>» <данные изъяты> 2 флакона чек от <дата> на сумму 420 руб., «<данные изъяты>» раствор для ингаляций 2 флакона чек от <дата> на сумму 560 руб., «<данные изъяты>» суппозитории 6 мг. № чек от <дата> на сумму 808 руб., <данные изъяты>» раствор для ингаляций 2 флакона чек от <дата> на сумму 408 руб. всего на сумму 3115 руб. которые она была вынуждена приобрести его за счет собственных средств, тем самым ей был причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению в соответствии с положениями статьи 1064 ГК РФ.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению частично, суд взыскивает с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 2» г. Таганрога в пользу Жаровской В. В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199, 212 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах несовершеннолетней ФИО1 и законного представителя Жаровской В. В. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № 2» г. Таганрога о взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства для ребенка-инвалида, – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 2» г. Таганрога в пользу Жаровской В. В. денежные средства в размере 3115 руб. за приобретенные лекарственные средства для ребенка-инвалида ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 31.07.2023.